Складывается полное впечатление, что Россия балансирует на грани войны: социальной и этнической. К сожалению, употребление слова “война” не является преувеличением: трагические события 2010 года нас в это только убеждают, стоит лишь бросить на них беглый взгляд.
В мае-июне вспыхнул вооружённый бунт в Приморье. При этом действия “приморских партизан” получили в обществе столь высокую степень моральной поддержки (согласно данным Интернет-опросов она зашкаливала аж за 80%), что здесь можно даже говорить о преодолении в общественном сознании некой черты. Наподобие той, через которую перешагнуло русское общество в 1878 году, после пистолетных выстрелов Веры Засулич в петербургского градоначальника генерала Ф.Трепова. Получается, что как и 130 лет назад, наш народ де-факто снова признал за собой (а “приморские партизаны” – это и есть часть народа) право на вооружённое сопротивление и даже террор в отношении тех, кого считает своими угнетателями.
На южных рубежах обстановка накалилась ещё более. Масштаб боевых действий на Северном Кавказе, особенно в Дагестане, весь этот год продолжал расти. Диверсии и стычки между милицией и боевиками происходят здесь практически ежедневно. Федеральные СМИ сообщают в новостях только о наиболее крупных из них – и то картина выглядит устрашающей. Счёт одних только убитых идёт на сотни.
Совершенно очевидно, что Кремль на глазах теряет рычаги управления регионом и при этом не только не может переломить ситуацию, но, видимо, даже толком не представляет, как и за счёт чего конкретно это можно сделать в условиях господствующих идеологических и политических установок. От которых он отказываться, разумеется, не собирается. Неожиданное “потепление” в отношении официальных властей к терскому казачеству наводит на мысль о “тактике” хватания за соломинку. Абсолютно уверен, что дальше деклараций, приветственных посланий кругам и пустопорожней болтовни дело не пойдёт, не те сегодня в Кремле политические и ценностно-мировоззренческие ориентиры. Обращение Медведева к казачьему кругу просто означает, что на Кавказе всё действительно очень плохо. Иначе с чего бы вдруг власть предержащие заговорили с проживающими там русскими людьми человеческим голосом? Видимо, от полного ощущения патовости сложившейся ситуации.
Однако боевые действия постепенно разгорающейся гражданской войны протекают не только в Приморье и Дагестане. Они переносятся на территорию всей России практически повсеместно, где только сталкиваются в повседневной жизни представители разных народов гниющего и распадающегося на глазах государства. Только за последние полторы недели по стране прокатилась целая волна стычек и убийств на национальной почве: Зеленокумск, Ростов-на-Дону, теперь вот Москва.
Все эти преступления объединяет одна характерная черта: агрессорами и убийцами выступили именно представители кавказских диаспор, пустивших корни в русских городах.
В Зеленокумске чеченцы в ночь на 27 ноября открыли стрельбу по безоружным казакам, вступившимся за 15-летнюю Катю Чернову, которую “гости из Чечни” пытались изнасиловать. Ранили семерых человек.
В Ростове-на-Дону в ночь на 30 ноября своими кавказскими сокурсниками забит до смерти студент Ростовского государственного строительного университета 18-летний Максим Сычёв. Причина убийства – отказ русского студента писать для них курсовую работу.
В Москве в ночь (Заметьте, опять в ночь – преступники, словно хищники, нападающие под покровом тьмы!) на 6 декабря группой кавказцев (по предварительным данным дагестанцев и кабардинцев) выстрелами из травматического пистолета убит Егор Свиридов, футбольный фанат московского “Спартака”. Его друг тяжело ранен, ещё двое пострадавших, сильно избитые, находятся в больнице.
Надо сказать, это уже второе за год убийство “спартача”. 10 июля возле входа в метро “Чистые пруды” чеченцами был убит 22-летний Юрий Волков. Причина убийства – спутник Волкова нечаянно в толпе задел локтем чеченца.
Сказать, что столицу убийство Свиридова всколыхнуло не будет преувеличением. Пожалуй, впервые в современной истории страны столь разобщённые и зацикленные на самих себе москвичи в количестве свыше тысячи человек из чувства этнической солидарности вышли на акцию протеста и перекрыли почти на целый час Ленинградский проспект. Значит, реально допекло!
Несмотря на то, что убийство Свиридова, в которого выпустили четыре пули, причём, последнюю в голову, произведя, по сути, контрольный выстрел, произошло на нефутбольной почве, террор этнопреступников в отношении именно спартаковских фанатов показателен. Не секрет, что “спартачи” пользуются среди значительной части кавказцев особой ненавистью, чему наглядными свидетельствами могут служить инциденты во время их выездов в Нальчик весной 2008 г. и в Махачкалу в октябре нынешнего. В столице Дагестана, кстати, по ним уже стреляли – автобус с ехавшими в Астрахань после игры болельщиками был расстрелян неким Маратом Рагимовым, из машины которого милиционеры изъяли не только травматическое оружие, но и боевое – карабин “Сайгу”. В тот раз в спартаковском фан-движении обошлось без жертв. Они появились у него позже, уже в Москве.
Визиты “Спартака” и его болельщиков в Махачкалу, вернее, то, какую реакцию они вызывают среди местных фанатов – тема отдельного разговора. Их реакция, по сути, одна – форменное беснование. Я, как непосредственный очевидец всех четырёх футбольных матчей “Анжи” - “Спартак” (в 2000 – 2002 гг. и в 2010 г.) могу много чего интересного рассказать. И о том, как четыре десятка русских парней в августе 2000 года едва не были в буквальном смысле растерзаны озверевшей толпой на Восточной трибуне республиканского стадиона “Динамо” (от тяжких увечий или даже смерти их тогда спас дагестанский ОМОН и бойцы Внутренних войск, взявшие приезжих фанатов в тройное кольцо). И о том, как всякий раз тысячи глоток весь матч скандируют грязные ругательства и оскорбления по адресу “народной команды”. И о том, что “экшены” на матче и после него 3 октября этого года против “Спартака” и его болельщиков готовились заранее. Скажем, содержание “антифашистского” баннера, вывешенного в ходе игры, оживлённо обсуждалось в ложе прессы близкими к футбольному клубу “Анжи” людьми. То есть, об этой акции (а может, и не только об этой) им было прекрасно всё известно загодя.
Боюсь, что теперь после всего случившегося долгая и, видимо, кровопролитная война между многочисленными и организованными спартаковскими фанатами и представителями кавказских диаспор неизбежна. И, несмотря на правые убеждения значительной части “спартачей”, спровоцирована эта война вовсе не ими. Отныне каждый визит нальчикского “Спартака” или “Анжи” в Москву, равно как и ответные поездки русских фанатов в столицы кавказских республик (в том, что они туда поедут вновь, можно не сомневаться) будет вызывать ситуацию, близкую к чрезвычайной.
Да, подозреваемый в убийстве Свиридова 26-летний Аслан Черкесов арестован и привлечён к уголовной ответственности по ст.105, ч.1 в качестве обвиняемого. Однако остальные подельники убийцы, которых было с десяток, благополучно отпущены и разгуливают на свободе. Более того, они или их сородичи, раздобыв телефонные номера (интересно бы узнать у работников милиции, каким образом?!) вдовы Свиридова и девушки, ставшей свидетелем убийства, нагло угрожают женщинам, требуют не давать показаний. Жестокое убийство плюс факт наглых угроз и взорвал вконец русскую общественность, спровоцировав её сначала на организацию схода возле Головинской прокуратуры, а затем и массовое шествие с перекрытием Ленинградского проспекта.
В успешном проведении данной акции (а её следует признать успешной, ибо теперь о преступлении знает едва ли не вся страна) следует особенно выделить организационный момент. Ведь зачастую именно его столь мучительно не хватает многочисленным русским движениям.
Дело в том, что Егор Свиридов – не рядовой фанат, а человек, пользовавшийся значительным авторитетом в группировке “The Union”. А фанатские группировки – организации сплочённые, со своей строгой иерархией и неформальными лидерами, которым остальные члены бригады подчиняются неукоснительно. В отличие от обычных, разобщённых, мало общающихся даже со своими близкими родственниками жителей современных русских городов они представляют вполне определённую силу. Причём, боевую силу, которая в случае необходимости может за полдня и стихийный митинг организовать в тысячу человек, и физический отпор дать, в том числе и сплочённым по кровно-родственному и земляческому принципу бандам этнопреступников. Те, по всей видимости, просто ещё до конца не поняли, с кем именно связались.
Разумеется, я далёк от идеализации фанатского движения в России вообще и спартаковского в частности (так же как и далёк от огульного очернения и демонизации кавказцев). Я прекрасно помню, что не так уж давно (в 2005-2006 гг.) бойцы спартаковской бригады “Гладиаторы” сами выступали в качестве боевого отряда погромщиков, избивая оппозиционеров и охраняя съезды “нашистов”.
Что ж, в отношении тех любителей “участвовать в политике” как никогда справедлива русская народная поговорка: за что боролись – на то и напоролись. Отрабатывая якеменковские деньги, проламывая битами головы нацболов, они, верно, не думали, что в очень скором времени в тела уже их соратников вонзятся пули и ножи тех, кого защищаемая ими власть столь трепетно опекает.
Судя по реакции в Интернете, русских людей особенно поражает та жестокость, с которой действовали преступники: добивали раненого, били ногами лежачих по головам и т.д. Увы, в межнациональных столкновениях придётся столкнуться ещё и не с этим. Реалии таковы, что сегодня на Кавказе среди молодёжи тип тупого и агрессивного “быка”, привыкшего действовать почти исключительно грубой физической силой, повсеместно вытеснил все остальные. А у этой социальной категории агрессия и жестокость вырабатывается с детства. Причём, зачастую не столько улицей, сколько родными отцами и старшими родственниками. Скажем, ситуация, при которой старший брат стравливает на улице младшего с каким-нибудь сверстником, является не такой уж редкой. И если тот в драке окажется побит, то дома его ожидают не утешение и сочувствие, а новые побои. Только на этот раз уже от старшего брата, в назидание, чтобы в следующий раз дрался лучше.
Грубость, рукоприкладство, насилие в семье, битьё жён и детей – всё это реалии современного Кавказа, на котором массы людей, спустившись с гор и утратив связи с традиционным горским обществом, на глазах превращаются в варваров XXI века. Горское общество, конечно, тоже отличалось суровостью, но беспредельничать в нём было сложно – роль общественного мнения там огромна, а власть старших вообще носила тотальный характер. Однако в городах, а уж тем более в русских городах, все эти ограничения с мигрантов снимаются напрочь, их уже никто и ничто не сдерживает.
Кого же может взрастить такой социум, в котором проявления зверства и дикости отныне являются повседневными и зачастую даже поощряемыми? Да по большей части тех, кто топчет ногами головы распростёртых на асфальте тел и затем производит ещё и контрольные выстрелы.
Не удивлюсь, если на следствии и на суде обвиняемый (или, всё же надеюсь, обвиняемые) будут оправдывать себя тем, что, мол, Свиридов, “сам начал их оскорблять на национальной почве” и вообще “первый начал”. Ведь говорил же уже задержанный Марат Рагимов следователям, что, мол, обстрелять автобус с московскими фанатами его побудил мотив личной мести – будто бы он сам в Москве был ими избит. Был или не был – поди теперь проверь. Зато попытка ухода от ответственности путём представления спартаковских болельщиков сплошь фашистами, которых только и надо стрелять (а ведь именно такой подтекст содержится во всех этих отговорках) представляется той лазейкой, проскользнуть в которую этнопреступники ради своего спасения наверняка попытаются.
Как уже говорилось выше, российское государство рассыпается на глазах. И никакие цены на нефть, никакие Стабфонды и никакие властные вертикали с “суперпрофессиональными” менеджерами-управленцами его уже не спасут, если у народа нет веры в главное – в справедливость этого государства, в его историческое право на существование. Ведь как писал ещё Аристотель в своей “Политике”: “Понятие справедливости связано с представлениями о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения”.
Добавлю от себя, что государственная справедливость – это едва ли не основной принцип скрепления разных людей в единую социальную общность. Если же такое ощущение утрачивается, как, считаю, уже произошло в России, то всё, распад общности – это вопрос лишь времени. Поэтому безусловно прав Сергей Кара-мурза, утверждающий, что России как единой общности на сегодняшний день не существует, ибо отсутствует главное – тот скрепляющий материал, который объединяет людей разного социального и этнического происхождения в эту общность. Ценностные ориентиры искажены, смыслы подменены, и нет свежих идей, как вылезти из этой ямы.
Есть лишь некое количество разных проживающих на территории РФ народов, отчуждение и ненависть между которыми лишь расширяет пролёгшую между ними пропасть.