Как сообщило Радио Свобода, следователи Скотланд-Ярда проверяют подлинность документов, опубликованных британской газетой «Санди таймс» в канун четвертой годовщины гибели в Лондоне бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Его отравили радиоактивным полонием-210, который, как следует из публикации, незадолго до смерти Литвиненко доставили в ФСБ из «Росатома», на самом же деле — с Балаковской АЭС, в специальном контейнере.
Вдова Александра Литвиненко Марина и его друг, глава Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб получили от не названного ими источника в России копии трех документов, свидетельствующих о том, что в августе 2006 года машина одного из подразделений ФСБ в Ярославле была отправлена на Балаковскую АЭС, расположенную в Саратовской области. Там представителям ФСБ был передан контейнер весом в 3,4 килограмма с полонием-210 для передачи его научно-исследовательскому институту ФСБ.
Человек, приславший документы, объяснил Гольдфарбу: «Балаково — это операция прикрытия, происхождения полоний саровского, однако для сокрытия конечного получателя радиоактивного изотопа использовалась легитимная для этого с точки зрения потенциальных международных инспекторов Балаковская АЭС».
Среди опубликованных газетой копий документов товарно-транспортная накладная, путевой лист и отрывной талон к нему. Копии документов были переданы Мариной Литвиненко и Александром Гольдфарбом следователям Скотланд-Ярда, которые сейчас проверяют их подлинность. Если она будет доказана, это станет еще одним свидетельством причастности российской спецслужбы к гибели бывшего офицера ФСБ, утверждает британская «Санди таймс».
О содержании документов в интервью Радио Свобода рассказал Александр Гольдфарб:
— Мы очень благодарны отважным людям, рискнувшим жизнью и скопировавшим такие документы. Атомная станция принадлежит «Росатому», то есть гражданской организации. В Москве этот контейнер был сдан под расписку сотрудникам научно-исследовательского центра ЦНИИ-2 ФСБ. Если эти документы — правда, то они показывают, что примерно за два месяца до того, как полоний впервые был обнаружен в Лондоне, контейнер с полонием был передан из «Росатома» в ФСБ. А перевозку контейнера осуществляла специальная воинская часть, которая базируется в Ярославле.
Документы представляют собой путевой лист для водителя этой воинской части, некоего старшего сержанта, и товарную накладную, из которой по кодировке контейнера следует, что там находится полоний, произведенный в Сарове, бывшем ядерном центре Арзамас-16. Если это все правда, то это очень сильно добавляет аргументов к версии, что ФСБ стоит за отравлением Литвиненко, что это было государственное преступление. Это был не какой-то украденный полоний, а полоний, вполне официально переданный.
Совпадение маловероятно, на наш взгляд. Полоний — достаточно редкая вещь. И то, что он поступил в ФСБ буквально за два месяца до убийства, указывает на это. Это, конечно, косвенная, непрямая улика. В этих документах указаны фамилии, по крайней мере, восьми человек — шофера, офицера охраны, двух достаточно высоких сотрудников на самой Балаковской АЭС. К тому же, все равно это копии, не подлинники. А подлинники где-то там лежат.
— В России достоверность документов ставится под сомнение.
— Главное сомнение, которое высказывается в отношении этих бумаг, что никто из гражданских экспертов никогда не слышал о подразделении, которое называется «Главный резерв ФСБ». А именно к этому подразделению и приписана та спецмашина, которая, согласно накладным, перевозила груз. Главный резерв ФСБ, как утверждает наш источник — это сеть из нескольких воинских частей, расположенных в разных стратегических местах России. Там находятся так называемые склады специального хранения, где хранится оружие и оборудование для того, чтобы всё это можно было в любой момент задействовать в случае необходимости. Но о нем, действительно, судя по всему, никто из гражданских экспертов не слышал. А что думают спецслужбы — мы не знаем. Все это передано в английскую полицию. Они теперь с этим разбираются, поскольку им положено расследовать.
— Речь идет о довольно большом количестве полония-210 — три с лишним килограмма...
— Нет, это полная чепуха. Там речь идет о контейнере. В накладной указывается, что перевозится один контейнер под таким-то кодом. И большую часть этого веса занимает свинец, который составляет массу контейнера — радиоактивная защита. Где-то кто-то что-то не так написал — и пошло. Одного грамма полония достаточно, чтобы отравить миллион человек.
— Источник вам не объяснил, почему он так долго ждал?
— У него есть персональные обстоятельства. Он, соответственно, долго созревал. Я не уверен, что он раньше имел эти документы, потому что перед нами явно копии. Когда они были сделаны, я не знаю. Я не могу больше ничего сказать, чтобы не навести на наш источник. Но я не сомневаюсь в том, что он — серьезный источник. В отличие от всех наблюдателей, журналистов и прочих, кто об этом размышляет, мы находимся в положении тех, кто знает источник. Я и вдова Литвиненко, Марина, мы знаем, кто источник. Мы этому источнику доверяем.
Из рассказа Александра Гольдфарба следует, что он совершенно некомпетентен в затронутых им вопросах, причем даже не изучил полученные бумаги, и к тому же откровенно лукавил, рассчитывая на несведущих людей.
Полоний-210 может быть получен только в результате переработки отработавшего ядерного топлива, которое находится в ТВЭЛах — тепловыделяющих элементах, устанавливаемых в реакторах. На Балаковской АЭС, как и на любой другой атомной станции, такой переработкой заниматься не могут в принципе. Для этого требуется специальное производство, которое недопустимо размещать на АЭС по соображениям безопасности. Для переработки отработавшего ядерного топлива ТВЭЛы вывозятся с АЭС на специальные предприятия. А сам полоний получают в мизерных количествах, и на атомных станциях он не нужен.
Поэтому утверждение анонимного источника, приславшего «копии документов», что «Балаково — это операция прикрытия, происхождения полоний саровского, однако для сокрытия конечного получателя радиоактивного изотопа использовалась легитимная с точки зрения потенциальных международных инспекторов Балаковская АЭС», не выдерживает критики. Ведь специалистам, к коим относятся и инспектора МАГАТЭ, в отличие от Александра Гольдфарба сразу станет понятно, что «операция прикрытия» шита белыми нитками, так как АЭС не требуется полоний-210, и держать там его незачем.
В публикации «Санди таймс» сказано о «контейнере весом в 3,4 килограмма с полонием-210». На самом же деле в документах, опубликованных в этой же газете, вопреки утверждениям автора публикации и Александра Гольдфарба указана масса груза (нетто)
Спрашивается, зачем надо было везти полоний, да еще в таком количестве, в ЦНИИ ФСБ, явно не приспособленный для работы с радиоактивными веществами, если полония требовалось (если вообще требовалось) всего ничего. По утверждению Гольдфарба, проявившего удивительную осведомленность, в контейнере ФСБ содержался всего один грамм полония, который при необходимости «упаковали» бы на перерабатывающем предприятии. Совершенно очевидно, что Гольдфарб не читал присланную ему «копию» товарно-транспортной накладной, в которой черным по белому напечатано: «масса груза (нетто) тридцать четыре кг». А нетто означает, что это масса самого груза без тары, то есть, полония. Не изучали эту копию и в «Санди таймс».
Поэтому, прежде чем тиражировать подобную чушь, редакциям газеты «Санди таймс», да и радиостанции Свобода, надо было посоветоваться с независимыми экспертами. Не помешают их консультации и следователям Скотланд-Ярда, почему-то не увидевшим бросающуюся в глаза явную фальсификацию переданных им «копий документов». Ведь даже поверхностное изучение этих «копий», опубликованных на сайте Радио Свобода, позволило выявить полную их несостоятельность:
1. Путевой лист не заверен, как это требуется, круглой печатью. Кроме того, заказчиком в нем указан почему-то не ЦНИИ ФСБ — получатель груза, а ОАО «Балаковская АЭС». На листе имеются подписи ответственных лиц о возвращении автомашины в Ярославль, но не указана дата возвращения, поэтому неясно, пролегал ли маршрут из Балаково в ЦНИИ ФСБ.
2. На товарно-транспортной накладной почему-то указана не Балаковская АЭС, выдавшая груз, как это положено, а Управление Главного резерва ФСБ в лице в/ч 39864. При этом сама накладная, выданная якобы от имени Управления Главного резерва ФСБ, заверена круглой печатью и подписями работников Балаковской АЭС, что грубо противоречит правилам оформления документов. Подписали накладную начальник отдела ядерной безопасности АЭС Морозов и зав. непонятно чего Кононов. Однако, как сообщил руководитель Центра общественных связей Балаковской АЭС Юрий Терехов, люди с такими фамилиями на станции в этих должностях никогда не работали. Начальником отдела ядерной безопасности станции много лет является совсем другой человек.
3. В упомянутых документах Балаковская АЭС неверно указана как ОАО «Балаковская АЭС». Однако станция с апреля
Все это свидетельствует о явной фальсификации документов. Замечу, указанные в них организации строго следят за правильным оформлением бумаг, что требуется для соблюдения условий безопасности. Надо полагать, дело не только в тупости, но и в пренебрежении составителей этих так называемых копий к «оппонентам», которых, судя по абсурду вброшенной дезинформации, считают быдлом. Горят же всегда на деталях.
Спрашивается, не является ли все это очередной попыткой, возможно согласованной, отвлечь внимание британского следствия от истинных виновников происшедшего? Может быть «Концерну Росэнергоатом», чтобы проучить распространителей ложной информации, стоило бы подать судебный иск о нанесении ущерба его деловой репутации?