Мэрский размен Игоря Левитина

Затянувшаяся интрига с назначением нового столичного градоначальника почти неделю будоражит СМИ. Список кандидатов, представленный на рассмотрение Дмитрию Медведеву, ситуацию не прояснил. Помимо двух бывших соратников опального Юрия Лужкова, появление которых обусловлено «техническими» соображениями, в число претендентов на пост градоначальника вошли два человека из федеральной вертикали власти – вице-премьер Сергей Собянин и министр транспорта Игорь Левитин. Кандидатура бывшего губернатора Тюменской области, который имеет опыт управления регионом, вопросов не вызывает. Зато появление в утвержденном президентом списке министра транспорта, до сих пор считавшегося «человеком Путина», явно свидетельствует о смене политических предпочтений министра.

Трудно найти более «оригинальную» кандидатуру на пост московского мэра. Игорь Левитин никогда не руководил даже муниципальным районом, вся его карьера прошла на железнодорожном транспорте, а последние шесть лет он возглавлял одно из самых скандальных министерств России. Но самое главное, что совершено лишенный навыков кремлевского политеса Левитин всю свою чиновную жизнь принадлежал к числу выдвиженцев Владимира Путина. Может, именно поэтому, пользуясь доверием и покровительством влиятельного премьер-министра России, без тени сомнения вступал в спор с любым представителем федеральной вертикали власти.

При этом, как уже писала «НГ» (см. номер от 12.10.10), ввиду, надо полагать, излишней самоуверенности, Игоря Левитина часто подводило чувство меры. А потому, как полагают эксперты фонда «Петербургская политика», составившие «Рейтинг конфликтности федеральных органов исполнительной власти», самого Игоря Левитина можно считать одним из самых противоречивых и неуживчивых чиновников федерального уровня.

Специфических «факторов неуживчивости» немного. Возможно, они вызваны чрезвычайно завышенной самооценкой или же неумением считаться с чужим мнением. А еще, как полагает популярный телеведущий Владимир Соловьев, речь может идти о восприятии справедливой критики как оскорбления, с последующей личной обидой. Сравнив частоту скандалов и конфликтных ситуаций, в которых оказывалось то или иное федеральное ведомство, а также проанализировав умение их руководителей гасить возникающие конфликты, не давая лишних негативных информационных поводов, эксперты фонда «Петербургская политика» сочли эти признаки едва ли не «фирменным стилем» главы Минтранса. Среди прочих федеральных структур ведомство Игоря Левитина лидировало в 2009 году и в первом полугодии 2010 года по количеству негативных публикаций в прессе, неурядицам в курируемой отрасли и коррупционным скандалам. Достаточно вспомнить истории с «танцующим» мостом в Волгограде, строительство которого обошлось в 500 млн. долл., рукотворным коллапсом в июне на Ленинградском шоссе и т.д.

Оправдываться за грехи своего ведомства Игорь Левитин, похоже, и не собирался. Понятно, что в глазах вышестоящего руководства такая позиция министра расценивалась как открытый вызов. Поводом для обострения ситуации стало гневное замечание президента Медведева относительно стоимости и качества российских дорог. В ноябре 2009 года в выступлении перед Федеральным собранием глава государства прямо обвинил Минтранс и его главу в завышении цен на автомобильные дороги. По словам президента, «…в российской дорожной отрасли не наведен элементарный порядок, а строительство ведется по завышенным в разы расценкам». Глава государства оперировал цифрами. Оказывается, за время пребывания Игоря Левитина на посту министра в России стали строить в два-три раза меньше дорог, а стоимость километра обычной дороги с твердым покрытием в России уже давно превысила стоимость аналогичного километра немецкого автобана (12–15 млн. евро). Так, километр скоростной трассы Москва–Санкт-Петербург, проходящий через злополучный Химкинский лес, обойдется бюджету в полновесные 50 млн. долларов. Причем качество дорожного покрытия подобных автомагистралей, проложенных стараниями российских дорожников, недотягивает даже до уровня западногерманского проселка.

Решение проблемы Дмитрий Медведев увидел в усилении контроля, поручив правительству «привести технологии и стоимость строительства дорог в соответствие с общепринятыми международными стандартами». То есть, по сути, глава государства прямо намекнул на то, что профессионализм сотрудников Минтранса не слишком, мягко говоря, соответствует уровню поставленных перед ведомством задач. Понятно, что на такой демарш Дмитрия Медведева правительство могло ответить только совершенно определенным образом. Вскоре после президентского «разноса» Левитин подвергся публичной критике со стороны Владимира Путина за «неудовлетворительное» качество дорог. Зато реакция самого главы Минтранса удивила многих экспертов. На специально созванной пресс-конференции Левитин заявил, что «дорога дороге рознь» и вообще Россию не с чем сравнивать. А решать, сколько должен стоить километр трассы, должны не политики, а профильные специалисты.

В нашей стране с начала ее истории чиновничья субординация играет решающее значение. Нарушать неписаные правила может лишь тот, кто полностью уверен в своих силах. Заочная, но публичная перепалка министра с главой государства ясно обозначила расстановку сил в правящем тандеме. Российские и зарубежные политологи, не сговариваясь, поставили политическому режиму одинаковый диагноз: что бы ни говорил глава государства, все важные решения, кадровые и финансовые, принимает только премьер-министр. Понятно, что такой расклад президента не устраивал, а потому мог быть только временным. Эксперты, оценивая перспективы дальнейших согласованных действий тандема, сделали поправку на фактор приближающихся президентских выборов. И спрогнозировали скорый конфликт в правящей верхушке, который должен был проявиться при первом же знаковом политическом назначении. Как оказалось, прогноз был точен. «Моментом истины» стала отставка Юрия Лужкова. А внешним проявлением скрытых противоречий – наличие в президентском списке кандидатов на пост московского мэра такого представителя команды премьер-министра, как руководитель российского Минтранса.

Тактика политических интриг незамысловата: первые удары наносятся по «слабому звену» в обороне противника. В этом отношении среди прочего окружения премьера Путина министр Левитин оказался, судя по всему, вне конкуренции.

К началу нынешнего года угроза «персонального дела» приобрела зримые очертания президентского гнева. При таких обстоятельствах чиновник неизбежно становился разменной пешкой в сложных взаимоотношениях Кремля и Белого дома. Нажим Кремля, сопровождавшийся публичной поркой чиновника в СМИ, практически не оставил Левитину времени на размышление. Министру, похоже, пришлось сделать нелегкий выбор, обменяв покровительство одного руководителя государства на гарантии неприкосновенности со стороны другого.

Первые признаки смены политической ориентации Игоря Левитина проявились еще весной. Вопреки своему обыкновению он без споров, дисциплинированно выполнил поручение Дмитрия Медведева, подготовив законопроект по созданию Федерального дорожного фонда. Затем Левитин хранит благоразумное и несвойственное ему молчание по поводу Химкинского леса в разгар конфликта Кремля с московским мэром. Фактически Минтранс отказался встать на защиту дорогостоящего проекта строительства автомагистрали Москва–Санкт-Петербург, который до этого момента считался главным «детищем» дорожного ведомства. Более того, Игорь Левитин не счел нужным обозначить поддержку позиции Владимира Путина, который неоднократно заявлял о том, что строительство трассы идет в полном соответствии с законом. Конечно, на судьбе магистрали этот поступок практически не отразился. Но широчайший общественный резонанс вокруг проекта, последовавший затем мораторий президента на продолжение строительства и гневная реакция Юрия Лужкова привели к развязке противостояния между Кремлем и столичным мэром. Лояльность Игоря Левитина президенту уже не вызывала сомнений. Правда, как и раньше, полностью гарантировать дальнейшее пребывание министра в составе правительства Путина глава государства, судя по всему, не мог. Зато Игорь Левитин появился в списке из четырех возможных преемников Юрия Лужкова. Заметим – в отличие от Сергея Шойгу, который среди прочих федеральных чиновников отличается на редкость покладистым характером.

Удастся ли бывшему протеже Владимира Путина с успехом сыграть за другую команду, покажет время. Пост главы Москвы для него может стать трамплином в большую политику. К тому же, конечно, уровень мэра столицы – уровень более чем высокий. В России, как известно, влияние чиновника определяется тем, какие финансовые потоки он контролирует. Понятно, что по сравнению с финансовыми потоками российской столицы бюджеты Минтранса выглядят скромными. Другое дело, насколько грамотно этими потоками чиновник распоряжается. Известно, что денег на те же дороги у Минтранса много, а вот сами дороги почему-то строятся плохо.

Но самая главная проблема – изменилось ли отношение Владимира Путина к Игорю Левитину, стал ли он чужим в команде премьер-министра? И насколько он нужен главе государства? Пока создается впечатление, что глава Минтранса является лишь фигурой в кремлевской комбинации. Однако стоит заметить, что бывший президент России очень щепетилен в вопросах личной преданности и лояльности. Напомним, что именно попытка воспользоваться расколом во властном тандеме России привела к отставке одного из политических тяжеловесов страны. Обмен доверия Владимира Путина на мэрское кресло может стать фатальным для любого чиновника.

На момент подписания номера в печать фигура нового столичного градоначальника еще не была известна.

По материалам www.ng.ru

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram