Региональные конфликты накануне выборов в Государственную думу в 2011 году охватили значительную часть страны.
В перечне проблемных субъектов Федерации — Алтайский край, Волгоградская, Мурманская и Свердловская области. Будоражит Архангельск, Самару, Новосибирск.
Наиболее типичный конфликт — столкновение интересов муниципалитетов и региональной власти, который можно наглядно рассмотреть на примере Мурманска. В столице Заполярья политический кризис стал хроническим и затяжным.
ПАРТИЯ ВЛАСТИ НАЧИНАЕТ И ПРОИГРЫВАЕТ
С самого начала у партии власти дела в Мурманске не заладились. Несмотря на беспрецедентные усилия «Единой России», в марте 2009 года мэром стал беспартийный Сергей Субботин, бывший заместитель губернатора Евдокимова. Единорос Михаил Савченко выборы проиграл. Глава региона Юрий Евдокимов, называвший себя «солдатом партии», но по факту поддержавший Субботина, вначале лишился партбилета, а потом и должности губернатора.
Однако, рассорившись со всеми своими союзниками, находился у власти Сергей Субботин чуть более года. Новоиспеченный мэр и его команда стали фигурантами коррупционных скандалов и объектом пристального внимания со стороны прокуратуры.
Летом 2010 года Совет депутатов Мурманска, опираясь на Федеральный закон о местном самоуправлении, единогласно отправил Сергея Субботина в отставку и, с одобрения нового губернатора Дмитрия Дмитриенко, принял поправки в муниципальный Устав о введении должности руководителя администрации — назначаемого «сити-менеджера». Глава Мурманска, в свою очередь, должен теперь избираться из состава депутатов Горсовета.
И снова единороссов постигла неудача. Главой Мурманска депутаты выбрали не Алексея Веллера — секретаря городского отделения «Единой России», как того хотели наверху, а Степана Тананыкина. Тананыкин получил восемнадцать голосов против девяти за Алексея Веллера.
Очередной скандал стал поводом для добровольной отставки секретаря регионального политсовета «Единой России» Евгения Никоры, провалившего задание партии и не отстоявшего Веллера, которого подвели его же соратники по фракции.
Впрочем, случившемуся есть объяснение: ни для кого не секрет, что Алексей Веллер давно имеет одиозную репутацию — как среди рядового населения, так и в кругах местной элиты Мурманска.
СТРАСТИ ПО СИТИ-МЕНЕЖДЕРУ — НОВАЯ ВОЙНА!
Теперь на повестке дня выборы сити-менеджера, и конфликт, поначалу затихший, разгорелся с новой силой.
Город хочет своего главу администрации, но есть и те, кто защищает интересы Алексея Веллера. Надеясь спасти его шаткое экономическое положение и пошатнувшийся авторитет политика, они пытаются взять под свой контроль конкурсную комиссию, основная задача которой — провести отбор кандидатов на должность главы администрации (сити-менеджера) Мурманска.
Комиссия состоит из 4 представителей областной власти и 8 депутатов Горсовета. По результатам конкурса, который должен состояться 9 ноября 2010 года, комиссия выдвигает двух кандидатов на утверждение мурманского совета.
Проектировщиками конфликта выступили Илья Лепихов — начальник Управления по взаимодействию с органами местного самоуправления правительства Мурманской области и Евгений Никора — председатель регионального парламента. Пользуясь их личным расположением, Веллер пытается закрепить свое влияние в администрации города, в обход мнения главы Мурманска Степана Тананыкина и депутатского большинства. В свою очередь, Лепихов-Никора используют Веллера, чтобы усилить напряженность в Горсовете и подмять под себя конкурсную комиссию.
Илья Лепихов искренне полагает, что конфликт с Горсоветом и поддержка Алексея Веллера позволят быстро и безболезненно установить политический контроль над Мурманском. Причины, побудившие участвовать в этом проекте Евгения Никоры — иные.
После отставки с поста руководителя регионального отделения «Единой России» Никора хочет вернуть себе утерянную должность секретаря, чтобы в 2011 году участвовать в выборах в Госдуму.
Никора заручился поддержкой Алексея Веллера и Ильи Лепихова и намерен идти до конца.
Конфликт был спровоцирован 4 октября. Члены комиссии от областной администрации, совместно с тремя депутатами Горсовета, 7 голосами против 5 избрали председателем конкурсной комиссии Антонину Климову. Таким образом, Степан Тананыкин, глава города Мурманска, представляющий интересы большинства Совета депутатов, оказался лишенным возможность оказывать влияние на отбор кандидатов.
Судите сами: трое депутатов Горсовета — выступившие на стороне Лепихова-Никоры Антонина Климова, Тамара Прямикова, Сергей Веллер — напрямую зависят от Алексея Веллера. Сергей Веллер — брат Алексея Веллера. Антонина Климова, руководитель исполкома местного отделения «Единой России» г. Мурманска, — подчиненная Алексея Веллера.
В этой связи показательно: интернет-сайт «Кольский хронограф» (kolhro.ru), подконтрольный Алексею Веллеру, открыто одобряет действия Ильи Лепихова и Евгения Никоры, фактически признавая, что они действуют в его интересах.
Реакция противоположной стороны не заставила долго ждать. На следующий день 5 октября пятеро членов комиссии — депутаты Горсовета во главе со Степаном Тананыкиным на заседание комиссии не явились.
Протестный демарш города подтвердил консолидацию депутатского корпуса и его готовность к борьбе. Срыв работы конкурсной комиссии может поставить жирный крест на перспективах формирования исполнительной власти Мурманска — это понимают все.
6 октября, видимо, по просьбе губернатора Дмитрия Дмитриенко, Степан Тананыкин все-таки вернулся в комиссию, но как будет складываться ситуация дальше?
Голосование за ту или иную кандидатуру в конкурсной комиссии — это церемониальный фарс, отражающий реальный расклад сил между элитами.
За спиной Степана Тананыкина — сильный и сплоченный Горсовет, а также гарантии губернатора, пообещавшего утвердить главой администрации Мурманска ту фигуру, которая будет устраивать местных депутатов.
Если условия не будут выполнены, а Илья Лепихов и Евгений Никора попытаются сорвать договоренности — произойдет то, что уже случилось 5 октября: Тананыкин вместе со своими сторонниками покинет конкурсную комиссию.
В «Положении о конкурсе на замещении должности главы администрации г. Мурманска» от 09.08.2010 г. сказано: «Заседание (конкурсной комиссии) является правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленной численности членов конкурсной комиссии».
Это означает: если пятеро городских депутатов выйдут из состава комиссии, что уже было продемонстрировано, дальнейшая работа по формированию исполнительной власти Мурманска будет сорвана. Горсовету придется заново избирать членов комиссии.
Нетрудно догадаться, какой политический кризис разразится в Мурманске. Высока вероятность, что глава администрации города утвержден так и не будет, а Совет депутатов объявит самороспуск. Областной центр может вообще остаться без власти, и на этот раз цена политической ошибки вырастет в разы.
Не стоит забывать: городское хозяйство Мурманска в кризисе. Муниципальные предприятия на стадии банкротства.
При отсутствии легитимной исполнительной власти вхождение города в зиму будет сопряжено с дезорганизацией всей коммунальной сферы и беспредел управляющих компаний, который стал визитной карточкой правления Сергея Субботина, покажется невинным недочетом. Мурманск ждут чрезвычайные ситуации, ответственность за которые в равной степени разделят все — победителей не будет.
НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В ГОСДУМУ
Конфликт с местными элитами приобретает особую актуальность в связи с выборами в Государственную думу в 2011 году. Противостояние Ильи Лепихова и Евгения Никоры с Советом депутатов Мурманска усиливает раскол в политических и бизнес-элитах.
Взаимное недоверие сторон может обернуться катастрофическими последствиями для партии власти, которая не сумеет отмобилизовать основных мурманских игроков под задачи избирательной кампании в Госдуму.
И здесь фигура Алексея Веллера выступает одним из сильнейших раздражителей для местной элиты. Стремление закрепить его интересы на уровне муниципальной власти приведет к дальнейшему распаду «Единой России», разрушающего все перспективы партии Путин на победу в 2011 году.
КОНФЛИКТЫ С МУНИЦИПАЛАМИ — СИСТЕМНАЯ УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОШИБКА
Следует отметить: Дмитрий Дмитриенко, губернатор Мурманской области, занимает разумную и конструктивную позицию. Дмитриенко не заинтересован в конфликтах, и сегодня главу региона подводят отдельные лица из его окружения.
Провоцирование войн с местными политическими силами уже доказало свою неэффективность, но создание очагов напряженности в муниципалитетах — основной метод работы Ильи Лепихова, который, будучи начальником Управления по взаимодействию с органами местного самоуправления, сознательно инициирует конфликты, подобные мурманскому. Ошибки, ставшие давно системными, повторились ранее и в Кандалакше, и в Печенгском районе. В настоящее время в области, кроме Мурманска, сформировалось несколько политически проблемных зон.
В частности, в Кандалакше группа депутатов после своего избрания вышла из состава муниципального совета в знак протеста против назначения на должность главы администрации города Андрея Иванова. Лепихов и Никора не сумели наладить диалог с представительной властью. В итоге совет депутатов был распущен. Новые выборы назначены на 28 ноября 2010 года.
Конфликт с депутатами повторился в Печенгском районе после скоропостижной смерти его главы — Надежды Шелковниковой, победившей Владимира Огиенко — кандидата от «Единой России» в марте этого года. Илья Лепихов, как обычно, пытался с помощью грубого административного давления заставить районный совет внести поправки в устав о введении института сити-менеджера. Однако методы Ильи Лепихова не сработали, и Печенгский район вплоть до настоящего времени остается без исполнительной власти.
Странная управленческая модель, взятая на вооружение Ильей Лепиховым и Евгением Никорой, строится на воспроизводстве конфликтов в наиболее крайних и уродливых формах, побуждая местные элиты на противостояние и постоянную борьбу. Как следствие, теряется возможность управления политическим процессами на местах, депутаты и мэры выходят из под контроля, а «Единая Россия» регулярно проигрывает избирательные кампании.
ПОРАЖЕНИЯ ПАРТИИ ВЛАСТИ НА ВЫБОРАХ
Анализ результатов выборов, в которых Илья Лепихов принимал участие в качестве политтехнолога, позволяет прийти к выводу — «Единая Россия» проиграла везде!
Весенняя избирательная кампания весной 2010 года принесли партии власти массовые поражения в муниципалитетах.
ЛДПР обошла «Единую Россию» на выборах главы ЗАТО Заозерск.
В Лавозерском районе на выборах в советы поселков Ловозеро и Ревда с большим преимуществом победила «Справедливая Россия».
Кандидат от КПРФ стал главой поселка Умба Терского района.
Представители оппозиции добились убедительной победы на выборах главы и совета депутатов Печенгского района.
Низкая эффективность работы Ильи Лепихова подтвердилась результатами осенних выборов 10 октября 2010 г. в совет депутатов городского поселения Кола.
Победителем стала «Справедливая Россия», получив шесть депутатских мест. В совет прошли также четыре самовыдвиженца, двое из которых имеют отношение к эсерам. Партия власти не добилась даже видимого преимущества: от «Единой России» избралось всего пять кандидатов. Таким образом, больше половины совета Колы возможно перейдет под контроль оппозиции и будет представлено справедливороссами.
Показательно, что на выборах 10 октября, Кола стала единственным муниципальным образованием, которое было доверено Илье Лепихову, как политтехнологу.
Остальные избирательные кампании, наряду с довыборами в Мурманскую областную думу, прошли для «Единой России» успешно.
ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Возвращаясь к мурманской теме и суммируя все вышесказанное, следует отметить: поскольку стимулирование конфликтов с муниципалитетами давно стало основным методом сотрудника областного правительства Ильи Лепихова и председателя облдумы Евгения Никоры, есть все основания полагать, что политический кризис в Мурманске проявит себя в максимальной форме и надежда на компромисс маловероятна.
Депутаты совета вместе со Степаном Тананыкиным настроены работать только с тем главой администрации, который будет лоялен городу. Его фигура должна обеспечить единство всех ветвей муниципальной власти — и исполнительной, и представительной.
Чуждый Мурманску, но угодный Илье Лепихову, Евгению Никоре и Алексею Веллеру сити-менеджер — неприемлемый вариант для местной элиты, которая не желает перераспределения экономических и политических активов в пользу новых игроков. Война в таком случае неизбежна и, чтобы избежать подобного сценария, Тананыкин и Горсовет сразу расставляют точки над «i».