В том числе и на прямое уничтожение отечественного спорта №1, каковое непременно произойдёт в ближайшие годы – это сделалось совершенно очевидным после принятия 13 сентября на заседании Исполкома РФС (Российского футбольного союза) окончательного решения о переводе российских футбольных соревнований на принятую в большинстве стран Европы систему ”осень - весна”. Это абсурдное с точки зрения как интересов отечественного спорта, так и просто здравого смысла решение было принято подавляющим большинством голосов (29 “за” при одном “против” и одном воздержавшемся) при активном продавливании его группой спортивных дельцов (руководителей клубов-олигархов в лице питерского ”Зенита”, столичных ”Спартака” и ЦСКА) во главе с президентом РФС Сергеем Фурсенко (братом печально известного своими реформами министра образования и науки Андрея Фурсенко).
Что ж, семья Фурсенко вносит поистине неоценимый “вклад” в историю постсоветской России: один явился инициатором разрушения нашей традиционной классической образовательной системы и замены на болонскую с её дурацкими тестами и ЕГЭ; второй в коммерческих интересах узкой олигархической группы спортивных дельцов забил, пожалуй, последний гвоздь в крышку гроба собственно российского, русского футбола. Думаю, будущие поколения русских людей ещё оценят по достоинству деяния представителей этого семейства. Ибо их последствия ещё только предстоит расхлёбывать будущим поколениям.
В чем же суть проведённой господином Сергеем Фурсенко реформы? Да в том, что, начиная с 2012 года, все футбольные соревнования в нашей стране будут начинаться не весной и заканчиваться осенью, как было многие десятилетия и как единственно возможно в России с её климатическими условиями, а в конце лета и длиться, соответственно, всю осень, зиму и следующую весну. То есть, так, как принято в большинстве европейских стран, климат которых абсолютно не сравним с нашим. То есть, лучшие с точки зрения нормальной игры в футбол месяцы (то есть, на нормальных полях, в комфортных для игроков и зрителей погодных условиях) окажутся выпавшими из спортивного календаря. Вместо этого, соревнования по футболу, вообще-то изначально летнему (то есть, входящему в программу летних, а не зимних Олимпийских игр) будут проводиться в ноябре, начале декабря, феврале, марте: в мороз, в пургу, в собачий холод. И так по всей стране! Ведь реформа касается всех лиг и дивизионов, и играть зимой придётся не только какому-нибудь махачкалинскому ”Анжи” или нальчикскому “Спартаку” (причём, скажу сразу, что вышеозначенные месяцы даже на Кавказе для проведения футбольных соревнований мало подходят), но командам из Сибири, Урала, Дальнего Востока, центральной России, Северо-Западного региона.
В СССР с его обширными южными регионами (Закавказьем, Средней Азией, Украиной), в которых действительно можно было играть в футбол и ранней весной, и поздней осенью, на такое не пошли, хотя голоса в пользу перехода на систему ”осень - весна” в 70-е годы раздавались и там. Ибо в действиях тогдашних спортивных чиновников здравомыслие и главенство именно спортивных, а не каких-либо иных интересов, присутствовало. Зато в территориально обкромсанной современной России, все южные регионы которой представлены почти исключительно воюющими или же тлеющими кавказскими национальными республиками, подобную бредятину управленцы и “эффективные менеджеры” новой волны решили-таки воплотить в жизнь.
Аргументы, приводимые лоббистской группой, протащившей эту чудовищную по своим разрушительным последствиям реформу, абсолютно детские: мол, заставив спортсменов играть на протяжении едва ли не всего чемпионата по колено в грязи или в снегу, а зрителей на трибунах на эти ледово-грязевые ристалища смотреть, мы вынудим владельцев клубов улучшить спортивную инфраструктуру.
Это что: театр абсурда? Идиотический бред? Неужели кто-то всерьёз думает, что если даже затеянная несколько лет назад РФПЛ и РФС процедура обязательного лицензирования клубов не привела к ожидаемым результатам (то есть, массовому и повсеместному улучшению этой самой пресловутой инфраструктуры), то в связи с реформой Фурсенко, решившего, видимо, войти в роль древнего жреца и повелевать погодой, она вдруг начнёт резко улучшаться?
Ведь на всё это нужны деньги, и деньги огромные. Коих у большинства российских футбольных клубов (имеется в виду, в первую очередь, основная масса русских провинциальных команд, не связанных ни с олигархическими структурами, ни с кавказскими этнократиями) попросту нет. И не будет, поскольку футбол в путинско-медведевской России – вещь убыточная по определению, а возможность создавать суперклубы со всей необходимой и соответствующей данному статусу инфраструктурой имеют лишь те, за кем стоят олигархи. И даже сами эти пресловутые суперклубы тоже насквозь убыточные, чтобы там ни говорили с важным видом их владельцы и президенты. Они просто проедают деньги титульных спонсоров (”Газпрома”, “ЛУКОЙЛа”, РЖД и т.д.) – вот и весь их экономический базис.
Но какова же истинная подоплёка перевода российского футбола на систему ”осень - весна”? Что, люди, затеявшие это, одержимы патологической страстью к разрушению?
Увы, всё гораздо печальнее, поскольку они одержимы патологической страстью к деньгам. В них, и только в них кроется основной движущий мотив. Ведь дело всё в том, что, перестраивая российский футбольный календарь на систему ”осень - весна”, отечественные спортивные дельцы добьются, наконец, главного, того, к чему стремились уже долгие годы: синхронизируют с Европой сроки своей трансферной кампании. То есть, переводя всё это на разговорный язык, получат возможность заниматься куплей-продажей игроков (со всеми вытекающими отсюда коррупционными схемами откатов, распилов и т.д. – столь милых сердцу современных российских чиновников и дельцов всех рангов) без оглядки на так стесняющий их российский календарь, трансферные периоды которого мало совпадают с европейскими.
Вот и весь мотив: money, money, money! Деньги, деньги и ещё раз деньги! А на отечественный футбол, об интересах которого столь любит витийствовать господин Фурсенко (равно как и его предшественник на посту президента РФС Виталий Мутко) глубоко наплевать. Даже более того, ими откровенно жертвуют в угоду шкурным интересам нескольких дельцов из так называемых “супреклубов”, всё ”суперство” которых определяется почти исключительно величиной нефтегазового бюджета. И один из которых (петербургский ”Зенит”) недавно позорно продул в квалификационном раунде Лиги чемпионов скромненькому французскому ”Осеру”, вся командная платёжная ведомость которого, наверное, едва ли окажется равной суммарной зарплате пары-тройки газпромовских ”суперзвёзд”.
А как комментируют фактически совершившееся убийство русского футбола эти самые дельцы? Да откровенно глумливо. Глумливо и беспардонно.
Вот, например, Леонид Федун, президент московского ”Спартака” (генеральным спонсором которого является, как известно, ”ЛУКОЙЛ”) откровенничает в интервью:
- Те, кто не имеют возможность играть в профессиональный футбол, пусть занимаются любительским. Есть пример ”Москвы”… (клуб Премьер-лиги, ставший в начале 2010 года банкротом и снятый с профессиональных соревнований – И.Б.) Это, кстати, соответствует требованиям УЕФА.
Да уж, воистину: сытый голодного не разумеет. Ворочая нефтедолларами “ЛУКОЙЛа” неплохо так предлагать остальным, не имеющим и близко сравнимых с ним финансовых средств, переходить в разряд любителей!
А вот другое откровение ещё одного дельца-лоббиста – президента ПФК Евгения Гинера, едва ли не главного идеолога перехода российского футбола на систему ”осень - весна”:
- Будущее - за частным владением, а не когда клуб существует за счёт средств республики или губернии. Только частник может стать настоящим хозяином. Будет задумываться о том, как лоббировать интересы своего клуба не только внутри страны, но и на международной арене. Постарается сделать так, чтобы покупать сильных игроков дешевле, а потом продавать в иностранные клубы (http://www.sport-express.ru/newspaper/2010-09-14/2_1/).
Действительно, хорошо рассуждать об эффективном частном владении, имея финансовую поддержку таких титульных спонсоров, как крупнейшая российская компания ”Аэрофлот” или ресурсодобывающая “Башнефть”. Знай себе, покупай да продавай игроков на выкаченные из русских недр деньги. Вот и вся эффективность этого частного владельца. Как, впрочем, и всех ему подобных в остальных сферах бизнеса.
Все эти разглагольствования очень напоминают ставшее уже печально известным ”у кого нет миллиарда – пусть идут в ж…!” И это ведь был отнюдь не случайный выкрик пьяного нувориша. Это – жизненное кредо всей российской олигархии, квинтэссенция их отношения к своим согражданам, стране. Не стоит заблуждаться: футбольные дельцы, равно как и президент РФС Сергей Фурсенко методично проводят в российском спорте №1 главную внутриполитическую линию правительства РФ: всё предельно коммерциализировать и поделить между членами своего чиновно-олигархического класса. Вот вам и спорт вне политики!
В общем, тысячекратно прав был Карл Маркс, когда говорил, что нет такого преступления, на которое не пошёл бы капитал ради высокой прибыли. Отныне о российском футболе, тем более массовом, детско-юношеском, о котором на словах столь пекутся спортивные чиновники и дельцы, можно будет говорить почти исключительно в прошедшем времени. Ведь под самоубийственную для наших условий формулу соревнований волей-неволей будут вынуждены подстраиваться не только профессиональные команды, но и молодёжные, юношеские, детские. В мороз, гололёд, в непролазную грязь будут пинать мячи русские парни и подростки в какой-нибудь Рязани или Чите, в то время как разные Гинеры и Федуны со страниц ”Спорт-экспресса” будут с умным видом рассуждать об эффективно проведённых трансферных кампаниях по массовому завозу в страну евро-азиато-афро-латиноамериканских игроков.
Да какой там к чёрту российский футбол! Отныне его будущее – это жалкое существование на задворках элитарных профессиональных лиг клубов-олигархов. Большинство российских клубов просто-напросто окажутся не в состоянии поддерживать в нужном качестве стадионы и поля для этих осенне-зимних ристалищ и вымрут ”естественным” путём – просто не пройдут очередное лицензирование. И если на сегодняшний день мы и так имеем тяжёлую ситуацию с молодёжным футболом, когда наша сборная, составленная из игроков не старше 21 года с 1988 года, уже более двадцати лет (!) не может пробиться на Олимпийские игры, то после фурсенковской реформы она станет поистине ужасающей. В России будет подрублено под корень даже то хилое деревце под названием детско-юношеский и молодёжный спорт, которое от случая к случаю приносит недозрелые плоды.
Это вам, кстати, наглядный пример реального отношения российской ”элиты” к народу страны. Действительно, зачем русской молодёжи футбол, да и вообще спорт? Пусть опиваются вусмерть пива и, уставившись в телевизор, срывают глотки, наблюдая за перепасовками легионеров в футболках ЦСКА, ”Зенита” или “Спартака”. Ведь на то, чтобы закупить за границей игроков для ограниченного количества команд, обладающих возможностями уложить искусственные поля или построить крытые стадионы, денег у них хватит.