Атака клоунов

Ситуация, сложившаяся вокруг «Химкинского лесозащитного движения» является прямым следствием тяжелой интернет-адддикции, развившейся в последние годы у нашего чиновничества.

У этой патологии есть две составляющих — социальная и психологическая. С одной стороны, исчезновение в стране хоть немного свободных оффлайновых СМИ, снижение нормальной гражданской активности и т.д., фактический крах серьезного социологического мониторинга, привели сами же власти к кризису доверия ко всем источникам информации, кроме интернета, а еще точнее «блогов», которые, в силу ограниченной управляемости кажутся начальству единственным свободным «гласом народным». Второе, — это чисто психологическое состояние людей, которые по большей части заперты в четырех стенах своих кабинетов, по большей части даже отдыхают в основном за границей, то есть имеют минимальный контакт с реальностью. Интернет-серфинг оказывается, по сути, единственным способом соприкосновения чиновника с «реальным миром». А для провинции это еще и источник того ветра, по которому следует держать нос провинциальному чиновничеству. Другими словами, степень интернет аддикции у российского чиновничества даже выше, чем у столичного офисного планктона (имеющего, хотя бы. возможность сходить выпить пива или на дискотеку).

Именно эта своеобразная конфигурация коммуникативной среды привела к тому, что активность довольно маргинальной и массово отнюдь не популярной группы оппозиционеров привела к тяжелому политическому стрессу у некоторой части представителей власти. Не будь интернет-аддикции, не будь святой веры в то, что народ=блогеры, а блогеры= народ, и суета вокруг Химкинского леса не имела бы смысла — центром здоровой общественной активности стал бы вопрос о виновниках пожаров, вопрос о милиции-полиции, другие серьезные темы политической повестки. Тут же мы имеем историю в которой «защитники леса» даже не представляют жителей Химок (у меня есть достаточно знакомых из этого города-спутника, и все они дружно говорят, что проблема высосана из пальца, а некоторые настаивают на том, что трасса нужна обязательно и поскорее, поскольку «пробочная» обюстановка в городе невыносима), в которой фронтменом выступает один бард с достаточно высоким антирейтингом (опять же, не следует недоооценивать колоссальную непопулярность Шевчука среди многих меломанов — это редкий случай, когда рокера реально не любят многие и многие). Совокупности этих факторов вполне достаточно, для того, чтобы тихо и насмешливо подтравливать «химистов», не придавая им серьезного значения.

Однако интернет-аддикция трансформирует восприятие реальности. В химкинском движении и Шевчуке была опознана страшная, огромная угроза, почудилось, что в пропагандистском соревновании власть проигрывает оппозиции. И началось экстренное исправление ситуации. Результаты этого исправления хорошо известны и, в общем-то, таковы, что прибавили и митингу и Шевчуку очков, так остро не хватавшим их до статуса серьезного политического фигуранта. Уже даже и некоторые охранительски и антилиберально настроенные люди, знающие цену всему этому «сплочению против власти», начали опасливо заявлять, что они «в целом поддерживают Шевчука». Без неграмотно выстроенной контрпропаганды, без фантастических «непопаданий в такт» и в истории с самим Шевчуком, и в истории с наездом на госпожу Глинку, такой массовой поддержки и симпатии хотя бы со стороны блоггеров противники «режима» не получили бы.

Эта история с контрпропагандистскими неудачами — тоже следствие той же самой интернет-адддикции, но уже с другой стороны. Будучи зависимы от интернета и в плане информации, и в плане самооценки, наши чиновники не могут, однако, отрешиться от рефлекторной привычки «решать вопросы». И пытаются «решать вопросы» с блогами в той же манере, что и всяческие другие. И получается либо серивльная нелепость, либо тупое хамство, что, разумеется, только злит целевую аудиторию. А столкнувшись со всеобщим (или — мнимо всеобщим) гневом — чиновники еще и подают назад, чем окончательно убавляют себе всякий респект.

Итак, что мы имеем. Мы имеем утонувшую с головой в блогосфере чиновничью политику, которая перешла из режима стратегического планирования в режим примитивного реагирования на каждый, извините, высер блогеров (думаю, что после известной истории с Кашиным и губернатором соответствующие высказывания блогеров по другому назвать трудно). Для государственной повестки дня оказывается нет более важных вопросов, чем то, что вякнул тот или иной лидер мнения. Но этьо было бы полбеды. Беда в том, что реагирование это, по сути, идет в такой форме, которая лишь сплачивает аудиторию блогов против власти. В результате нелепой двухходовки создалась бессмысленная и опасная для страны ситуация — 1. Сообщество блогеров приравняли к Демосу нашего Полиса, все остальные категории населения сведя до уровня безгласно голосующего за Партию Власти Охлоса. 2. А теперь настраивают этот Демос против себя не самым разумным, мягко говоря обращением.

Результат из этого может вытечь вполне предсказуемый и весьма печальный. В условиях смерти российской политики, окончательно определившейся в 2008-2010 годах (смерти партий, идей, надежд, ожиданий и смыслов), сообщество политически-несогласных блоггеров во главе с «музыкантом Юрой» останется единственным более-менее организованным политическим сообществом в стране. И информационный прессинг на него приведет лишь к его стократному усилению. Как следствие, любой мало-мальски серьезный кризис режима (а такие кризисы настигают время от времени и самую крепкий и харизматичный режим, не говоря уж о режиме имеющем такие проблемы, как у нашего) приведет к тому, что власть сама свалится в руки «единственного организованного политического сообщества». Что устроят эти люди, если не дай Бог она к ним и вправду свалится, гадать не надо. Шевчук, Немцов и прочие это люди из 90-х и всю свою программу они уже воплотили. Она стоила нам миллионов жизней и миллиардов рублей. Ничего нового они и не предложат.

Меня в этой связи занимает другое: то, что режим старательно не замечает любых других социальных сред и в интернете, и вне его, не взаимодействуя с ними вообще, либо взаимодействуя только в рамках управления «Э». Сообщество людей, которым не сдались никакие революции, которые хотят нормально жить и работать, которым по барабану Шевчук с его вечным активизмом и которые относятся к проблеме Химок рационально, как политический фактор игнорируется. Более того, ему, по сути, не дают проявится — власть подчеркнуто равнодушна ко всем, кто не является «несогласной» оппозицией и делит политическое пространство лишь на «наших» (послушную и не всегда умную клиентелу) и «не наших» (отомрозков-оппозиционеров). Кто не с нею, тот против нее. Если враг не сдается, его обливают дерьмом и натравливают санэпедстанцию.

Подозреваю, что такое черно-белое отношение к политической реальности со стороны власти вполне сознательно и небескорыстно.

С реальным граждански-политическим сообществом придется разговаривать о реальных проблемах. О проблеме Кавказа и преступности, о проблеме ответственности за пожарный ад лета 2010, о проблеме милицеско-полицеского беспредела, когда нож оказывается единственным способом защитить беременную жену от избиения.

Говорить об этих и многих других принципиальных проблемах власть, кажется, не очень хочет. Поэтому атака на нее политклоунов с их шутовскими темами и стилем, кажется гораздо более безопасной. Чиновничество исходит из презумпции того, что нормальные люди никогда этих раскрашенных злых клоунов с мегафонами не поддержат. Власть беспощадно эксплуатирует наличие человеческого достоинства и самоуважения у консервативно настроенных людей — даже когда совсем припирает, вставать в один ряд с Немцовым, просто в падлу.

Но этот ресурс достоинства не относится к числу неисчерпаемых. Если «несогласные» так и останутся единственным «коммуникатором» и «спарринг-партнером» власти, если тусовки воинствующих блоггеров будут единственной политической площадкой в стране, то рано или поздно клоунская маска станет казаться нормальным элементом костюма.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram