Как известно, в Дагестане самые большие в России частные дома и самые бедные их обладатели. Все что есть, все деньги и время население республики тратит на индивидуальное жилищное строительство. И власти республики, и даже Председатель Правительства РФ Владимир Путин ошибочно назвали этот процесс «локомотивом развития». На наш взгляд, в республике на самом деле нужно ускорить формирование активного социального слоя.
УТРОМ — ЛЮДИ, ВЕЧЕРОМ — ДЕНЬГИ
Экономические успехи определяются не наличием бескрайнего моря инвестиций, а, прежде всего, наличием в обществе активного социального слоя, способного извлекать из капитала прибавочную стоимость.
Наоборот, инвестиции пойдут туда, где для есть социальный слой, «выжимающий» из денег дополнительные деньги. Этот активный социальный слой составляют лидеры экономической, общественной и культурной жизни региона, удовлетворяющие существующий или создающие новый спрос. Речь идет об эффективных предпринимателях, менеджерах и… популярных артистах.
Дагестану нужны не столько инвестиции, как активный социальный слой.
Одна из основных проблем современного Дагестана в том, что в Дагестане этот активный социальный слой давно перестал расти количественно и качественно.
Общее число предпринимателей и частных предприятий стагнирует более десяти лет назад и, даже, из года в год постепенно уменьшается. Практически не растут и масштабы действующих частных предприятий и предпринимателей.
За годы реформ в Дагестане исчезли сотни прежде работавших средних и крупных предприятий. Появились тысячи мелких, но лишь несколько из них за двадцать лет смоги вырасти до средних или крупных размеров. По памяти я вспомнил лишь три: «АС», «Киргу» и «Арси». Может кого-то пропустили, простите, но в целом тенденция очевидна — дагестанский бизнес почти никогда не перерастает мелкие формы. Почему, — об этом позже.
ОНИ УЕХАЛИ
На протяжении последних двадцати лет из Дагестана каждый год уезжали три-пять тысяч молодых, хорошо образованных и предприимчивых молодых людей. Подавляющее большинство из них состоялись как хорошие предприниматели или специалисты за пределами республики.
Десятки тысяч «других» дагестанцев тоже работают — строителями, фермерами или чиновниками. Но они не создают новых предприятий. Не формируют экономику. Они могут быть хорошими исполнителями (рабочими). Или не хорошими. Это уж когда как. Но всегда — исполнителями.
Почему из Дагестана уезжают наиболее перспективные, эффективные и предприимчивые — вопрос сложный. Кому-то здесь «не дают пробиться». Многим здесь просто скучно. Причины разные, итог один — они уезжали, уезжают и будут уезжать.
В их отъезде нет ничего плохого, нужно лишь обеспечить воспроизводство активного социального слоя, чтобы выбывающие кадры восполнялись новыми.
«СТЕКЛЯННАЯ» СТРАТЕГИЯ
В отсутствие в республике у республики активного социального слоя, способного эффективно осваивать инвестиции и создавать из них добавочную стоимость, все инвестиции «осваивают» чиновники. Иногда государственные капиталовложения просто разворовывают, еще чаще — бездарно тратят на пустяки.
В качестве образца можно привести недавно отстроенный спорткомплекс «имени Алиева», который обошелся бюджету республики в 1,3 млрд. рублей и был начат исключительно из мелочных соображений: для того, чтобы не дать денег администрации Махачкалы на завершение спорткомплекса по проспекту Шамиля.
Новый спорткомплекс, расположенный на пустыре между городами Махачкала и Каспийск маловостребован в силу своей удаленности и может пригодиться лишь в случае крупного международного турнира, вероятность которого невелика.
Впрочем, этот пример — из ряда вон, в силу большего масштаба. Подобного рода примерчики, но помельче, есть в каждом районе, поселке или городе.
В условиях Дагестана, когда инвестиции и те, кто может выжать из них хорошую отдачу ходят разными дорогами, вероятность того, что крупный инвестиционный проект не принесет никакой отдачи инвестору (чаще всего — государству) составляет 90%.
Как оценить и повысить эффективность инвестиций?
Рассмотрим на конкретном примере.
На днях в Пятигорске прошла межрегиональная конференция «Единой России», посвященная развитию Северного Кавказа. В ней принял участие и Председатель Правительства России и лидер партии Владимир Путин. На этой представительной конференции депутат народного собрания Республики Дагестан ,руководитель исполкома партии «Единая Россия» Багандова П.К., озвучила обеспокоенность мэра Махачкалы Амирова С.Д., по поводу не достаточности ученических мест, не хватки мест в дошкольных учреждениях и.т.д. А представили в качестве перспективного инвестиционного проекта план строительства завода «Анжи-стекло», который войдет в число целого ряда проектов, которые именуются как «создание строительного кластера». Вероятность того, что деньги на проект будут выделены, весьма высока. Общий объем инвестиций, как заявлено, составит 5,5 млрд. руб.
Будет ли этот проект эффективным?
ИНВЕСТИЦИИ «ПРАВИЛЬНЫЕ» И «НЕПРАВИЛЬНЫЕ»
На наш взгляд, наиболее эффективными инвестициями можно считать лишь те, которые формируют активный социальный слой.
Мы различаем четыре степени эффективности инвестиций:
А. Наиболее высокая степень эффективности — те инвестиции, которые способствуют формированию в республике активного социального слоя.
Б. Вторая степень — инвестиции, которые создают наибольшее число рабочих мест после их пуска объекта в эксплуатацию. В мировой практике, как правило, наиболее эффективны объекты туризма и образования.
В. Третья — «почти нулевая» степень эффективности. Это инвестиции, дающие рабочие места только на период строительства объекта. Как правило, большинство крупных государственных инвестиций в Дагестане можно отнести к этой степени эффективности. Потом объект можно закрыть, можно вовсе сломать — и будет совсем не жаль.
Г. Есть и четвертая степень эффективности, которая входит в прямое противоречие с Уголовным Кодексом.
НУЖНЫ РЕФОРМЫ
Все нынешние и будущие экономические проблемы Дагестана — следствие слабости «активного слоя». Его невозможно выпросить у Кремля или заложить в бюджете РФ.
Он должен быть выращен в Дагестане.
А для этого нужны срочные социальные реформы.
Цель таких реформ — расширение активного слоя, пропаганда социальной и экономической активности, создание организационных условий для повышения активности населения, реформа образования.
К примеру, надо способствовать социальной активизации молодых граждан. В том числе — поощрять выезд молодежи на учебу или заработки в другие регионы страны. Это позволит воспитать более толерантное поколение, к тому же обладающее большим кругозором.
Еще важнее обеспечение государством форсированного развития многоэтажного жилищного строительства и реализации разного рода ипотечных программ.
Кроме того, все государственные инвестиции, которые производятся в республике, должны выделяться лишь в том случае, если они соответствуют целям формирования в обществе активного социального слоя.
Так эффективны ли стекольный завод и «строительный кластер»?
На наш взгляд, эффективность инвестиций от указанных проектов будет незначительной. В лучшем случае — категории «Б», в худшем — категории «В».
Прежде всего потому, что проекты никак не решают задачу выращивания активного социального слоя. Скорее, наоборот, они ведут к определенной консервации общественных отношений.
Главный тормоз для модернизации Дагестана — масштабное индивидуальное строительство.
Как известно, большинство дагестанцев тратят две трети трудоспособной жизни на строительство частных домов, куда также вкладывают все свои сбережения и все личное свободное время. Лишь очень богатые могут построить дом за один сезон. У остальных дом отбирает все время и все средства. Поэтому у нас малый бизнес так и остается малым.
Индивидуальное строительство у нас стало отраслью, пожирающей другие отрасли экономики, отбирающей у них все ресурсы и инвестиции.
Разросшиеся города и поселки Дагестан уже сейчас могут существовать лишь благодаря массовому воровству газа и электричества и неоплате положенных налогов. Почти каждая семья в Дагестане имеет свой собственный двухэтажный дом. Но лишь немногие смогли бы содержать эти дома в полном соответствии с законом.
И чем больше будет на рынке стройматериалов, чем больше будет домов, тем больше будет необходимость в воровстве газа и электричества.
В этом же — главная причина низкой социальной активности в Дагестане и главная причина бегства молодежи. Те, кто не согласны всю жизнь строить свою «крепость» и отдохнуть лишь в старости, уезжают из Дагестана к иным, манящим перспективам.