Чеченский мятеж. Имарат Кавказ фактически распущен

Видеообращение чеченских боевиков, фактически заявляющих о роспуске Имарата Кавказ, было размещено на «вайнахском сайте» www.lamanserlo.com (вскоре доступ к ролику был закрыт), а затем на Ютубе:

Кадры запечатлели около 30 моджахедов, сидящих в лесу на склоне холма. В первом ряду — два наиболее известных после Докку Умарова чеченских полевых командира — Асламбек Вадалов (которого руководитель Имарата Умаров ранее назначил своим преемником, но вскоре отозвал назначение) и Хусейн Гакаев. Рядом с ними — араб из Иордании Халед Юсуф Мохаммед аль-Халитат по прозвищу Муханнад.  Муханнад, по данным Юлии Латыниной, воюет в Чечне с 1996 года. После ликвидации Абу Хафса в 2006-м он стал главой арабских моджахедов в Чечне, а с 2007-го — заместителем военного амира Магаса (ныне захваченного в плен). Фактически Муханнад — представитель «Аль-Каеды» в Чечне, именно через него идут все связи и финансирование из-за рубежа. Согласно данным МВД и ФСБ, он занимается подготовкой террористов-смертников.

Заявление от имени всех собравшихся изложил Хусейн Гакаев:

Здесь собрались все амиры Чечни (Нохчийчоь). Это заявление всем нашим братьям муджахедам, которые делают джихад на Кавказе, от ваших братьев, которые делают джихад в Чечне (Нохчийчоь). Основной вопрос — о выходе в связи со сложившейся обстановкой из-под байата (присяги) Амирову Докке. Сегодня мы решили в связи со сложившейся обстановкой на Кавказе и, в основном, в Чечне, решили и сделали вывод, другого варианта нам не осталось, выйти из-под байята, данного нашему амиру Умарову Докке. В связи с многочисленными ошибками и причинами. Мы старались не довести это до такого, но не получилось. И последнее. Мы сами все видели обращение нашего амира. Он поставил после себя нового амира, и через два-три дня, когда меджлис разошелся — новое заявление: «это ошибочное заявление, это фарс». Мы все это терпели, но дальше выхода не видим. Мы вернулись и собрали Меджлис Шура и решили выйти из-под байата. Мы видим это (отмену заявления об отставке — А.Ш.) как неуважение к Меджлису, или это решение было вынесено из страха, боязни этого Меджлисом? Он не может быть амиром. Второе, если он меняет свое решение, должно быть, ему поступила другая команда. Сегодня, с 10 августа, муджахеды Чечни выходят из-под байата, данного Умарову Докке, — заявил Гакаев.

Несмотря на слова «мы от Имирата Кавказ не выходим», далее фактически говорится о роспуске Имарата. Обращаясь к боевикам других регионов Кавказа, чеченские моджахеды говорят:

Мы ваши братья. Но, может быть, вы завтра, послезавтра, через месяц поймете эту ошибку, которую наш Амир сделал. Когда вы это поймете, и, если мы решим поставить нового амира, иншалла, мы дальше вместе пойдем. Но сейчас у нас нет иного выхода, как выйти из-под байата.

Далее фактически говорится о том, что моджахеды Чечни и можахеды других областей Кавказа не будут вести координированных действий под единым командованием, в единой структуре. Если возникнет необходимость — то они позовут моджахедов из других регионов, и те могут поступить так же. Но не более, общего командования нет. «Вы наши братья, мы ваши братья. Чем мы можем, мы будем вам помогать. Если нам от вас помощь нужна, мы вас позовем».

После Гакаева по очереди выступили несостоявшийся преемник Умарова Асламбек Вадалов и араб Муханнад, заявившие о сложении с себя полномочий наиба (наместника) и амира Имарата Кавказ.

В конце ролика содержится более жёсткое заявление в отношении прочих моджахедов, его можно понять как заявление о том, что будут ли чеченцы считать их «братьями» — увязывается с вопросом, примут ли те решение чеченских командиров: «Обращение к «мусульманам Кавказа. Вопрос у вас — понять нашу ситуацию. Если вы сегодня-завтра все это поймете, мы, как и прежде, есть и будем братья».

То есть чеченские командиры не стали выбирать нового амира или даже призывать к такому выбору, более того, изначально даже не попытались скоординировать свои действия с боевиками других регионов. О воссоздании единой структуры Имарата в будущем говорится неопределенно — «возможно», «если», это не есть планируемая и желательная цель для чеченских моджахедов.

Интересная историческая параллель: имамат Шамиля, предыдущее единое исламистское государство на Северном Кавказе, тоже закончился после того, как имаму отказались подчиняться чеченские командиры. Как и сегодня это произошло после серии успешных операций со стороны российских сил.

Ролик с видеообращением чеченских боевиков не был размещен ни на Кавказ-Центре, ни на прочих официальных сайтах Имарата. Хотя, как утверждают отделившиеся чеченские моджахеды, они разослали запись с обращением «на все сайты».

Однако на Кавказ-Центре была дана краткая информация о случившемся.

В свою очередь, и Кавказ-Центр, и все остальные сайты Имарата, опубликовали заявление кадия (т.е. духовного главы) имарата Кавказ, амира Дагестанского Фронта, (т.е. командира дагестанского крыла вооруженного подполья) Сайфуллаха Губденского, который призвал всех боевиков признать власть амира Умарова:

На сегодняшний день единственным законным правителем мусульман Кавказа есть и остается Амир Абу Усман. Муджахиды всего Кавказа присягнули ему на верность, и никто не имеет права нарушать данный ими байат.

Датировано оно 11 августа, т.е. на следующий день после собрания чеченских командиров.

Кавказ-Центр публикует и заявление боевиков Ингушетии, которые также говорят о своей лояльности Докку Умарову. Стоит отметить, что Кавказ-Центр подконтролен идеологу «ваххабитов» Мовлади Удугову, которого Умаров отстранил от занимаемых должностей в связи со скандалом с заявлениями об отставке.

Суммируем произошедшее: сначала 1 августа глава Имарата Кавказ чеченец Докку Умаров (46 лет) объявил о своей добровольной отставке, назначив своим преемником чеченца Асланбека Вадалова (38 лет), сделано это было в присутствии самого Вадалова и араба Халеда Юсуфа Мохаммед аль-Халитата по прозвищу Муханнад. Вадалов «является одним из наиболее дерзких и непримиримых бандглаварей. На совести этого бандита десятки загубленных жизней, причем не только сотрудников силовых структур, но и гражданских лиц», — заявил корреспонденту Кавказского узла источник в чеченских республиканских силовых структурах.

Однако ролик с заявлением Умарова с самого начала вызывал некоторые сомнения. По шариату, чтобы передача власти амира другому лицу была легитимной, это должно быть сделано, во-первых, в присутствии двух свидетелей — это было исполнено, во-вторых, на Шуре — т.е. представительном выборном совете. А вот этого показано не было, не было даже упоминания в словах Умарова. В заявлении «мятежных командиров» в связи с назначением Вадалова говорится о каком-то меджлисе, но о чем именно речь, было ли это собрание всех командиров Имарата, или же только всех чеченцев или только части из них — неясно. Как неясно, почему этого «меджлиса» нет в ролике об отставке Умарова.

Обращение Умарова публикуется на сайтах Имарата и вызывает бурное обсуждение в прессе и комментарии экспертов. Но вдруг 2 августа в Интернете и на тех же сайтах Имарата появился видеоролик, в котором Умаров опроверг предыдущее заявление и сказал, что «в сложившейся обстановке на Кавказе считаю невозможным сложить с себя полномочия амира Имарата Кавказ» и что со здоровьем у него все в порядке. На экране действительно вполне здоровый и адекватный лидер боевиков, вопреки утверждениям Рамзана Кадырова, который заявлял, что Умаров «тяжело ранен и заживо гниет». В прошлом году действующие власти Чечни несколько раз объявляли о смерти или тяжелом ранении Докку Умарова, но всякий раз эти сообщения не подтверждались.

Умаров отзывает заявление под совершенно фантастической формулировкой: «оно было сфальсифицировано» — т.е. актеры там были, а не он сам? Затем Умаров отстраняет от должности находящегося за рубежом Мовлади Удугова, тоже чеченца, главного координатора пропаганды Имарата, на сайтах которого было опубликовано первое заявление об уходе. Формулировка «В связи с нарушением служебной дисциплины, выразившейся в публикации без согласования видео материала для внутреннего пользования, не предназначенного для публичного обнародования».

10 августа — «мятеж чеченских командиров» и их фактический роспуск Имарата с их стороны. Удугов остается на стороне Умарова.

«Мятеж» определенно назревал давно, и, похоже, странные обстоятельства «отставки» вызваны тем, что чеченские и арабские моджахеды силой заставили Умарова сделать это. Вырвавшись из их власти, Умаров отменил свое заявление.

В обращении командиров ясно говорится, что Умаров сделал заявление об отставке на «меджлисе», но как только «меджлис» был распущен — взял его назад, и делается предположение, что он «боялся».

Эта мысль была высказана и одним из нечеченских сторонников Имарата:

Амир Хусейн сам делает предположение, что Докку их испугался, получается, что маджлис у них проходил в таком виде, что мог напугать Докку, так получается. Тогда даже если бы амир снял с себя полномочия, это не имело бы ни какой силы в Шариате.

Потом, маджлис Шура — это совещательный орган, правит не шура, правит амир, а их мнение — просто принимается в расчёт при принятии решений, не более. Тем более, что вся Шура не была собрана, была собрана только Шура Нохчичо (Чечни — А.Ш.), и то надеюсь не вся. Супьяна не было видно, мы видели четырех амиров (Асланбек, Хусейн, Муханнад, Тархан).

После этого хода и его огласки уже ясно, что мусульмане имарата и за пределами имарата, а также братья в Нохчийчоь поддержат только Доку.

Также странным были все видео с самого начала этой истории, сразу было видно что братья ведут себя непривычно, словно они занимались делами которыми они не привыкли заниматься. Сам амир Докку ни чего про свое здоровье не сказал, а рядом другой человек что-то говорит за его здоровье, что «здоровье дальше не идёт», это даже в мирной обстановке не совсем катит, а в публичном выступлении муджахидов, тем более.

Амиры сказали, что через день-два, через месяц мы их поймём, но как поймём если они не чего не объяснили. Если что-то есть конкретное, то это надо в первую очередь объяснять, одного неуважения тут недостаточно, тем более как стало понятно заменить Докку они захотели еще до того как он «проявил к ним неуважение.

Кроме всего прочего, произошедшее является проявлением не просто смены поколений, но цивилизаций. Басаев и Умаров — выпускники советских ВУЗов. (То, что Басаев не получил диплом — непринципиально, он зато еще учился и у офицеров ГРУ). Пришедшие им на смену муджахеды — совсем другое поколение, они сформировались и учились или в независимой Ичкерии, или в лесу, или в условиях анархии. Даже Вадалов, который младше Докки Умарова на 8 лет — уже продукт другого мира. А большинство «мятежных амиров» — еще моложе. Несмотря на плохой русский язык и неумение выступать публично, в своем изводе ислама эти боевики нового поколения образованы хорошо, и знают салафитских классиков много лучше, чем Басаев.

Но стоит помнить, что Рамзан Кадыров принадлежит к тому же поколению, и в юности прошел ту же школу военно-полевого ислама и независимой Ичкерии.

Похоже на то, что отколовшиеся командиры — сторонники построения в отдельно взятой Чечне исламского, точнее, исламско-национального, государства. На этой почве у них много общего с Кадыровым, который такое государство уже построил. Тем более, что в одиночку, без учета всего Кавказа, у чеченских партизан нет никаких шансов свергнуть Кадырова. Таким образом, резко увеличивается вероятность того, что Кадыров договорится с Вадаловым-Гакаевым, как он уже договорился со значительной частью сепаратистских и исламистских чеченских сил — от Закаева до Муцураева..

Как заявил в беседе со мной один из ингушских сторонников Имарата:

«Это внутречеченские разборки под руководством араба Мухаддана, и, на самом деле, не будет ничего удивительного, если некоторые из них получат должности у Кадырова. «Мы останемся братьями если вы то сё.......» А если, значит, не поймете, то идите в баню, Мухаддан, типа, с нами, и деньги тоже. Очередное их предательство».

Эти опасения и эта реакция на произошедшее, судя по всему, довольно типична для сторонников Имарата вне Чечни.

Насколько эти события существенны для будущего вооруженного подполья и всего Северного Кавказа?

Представляется, что весьма и весьма. Под присягой Умарову находилось несколько тысяч человек — на Северном Кавказе, в России и за рубежом. Управление любым подпольем в значительной степени виртуально и условно: командование в режиме он-лайн невозможно в принципе, операции планируются и проводятся в значительной степени самостоятельно, прием новых членов и образование новых подразделений производится тоже на местах. Однако если есть ощущение принадлежности к общему имени, общей идеологии и координация действий на уровне общей стратегии и намерений — то подполье представляет собой единую и эффективную силу. Но стоит убрать общее имя, общий бренд — и единый кулак неминуемо распадается. Тем более это важно для вооруженного подполья, действующего на большой территории и состоящего из представителей многих, порой враждебных между собой, народов. Главное же то, что такая структура является самовоспроизводящейся матрицей

Имарат Кавказ, несмотря на кажущуюся виртуальность, являлся мощной и грозной силой. Именно благодаря эффекту самовоспроизводящейся матрицы, его сила была много большей, чем простая сумма сил входящих в него отрядов.

Действия чеченских командиров сводят этот эффект на нет. Если исламистское подполье не сможет вновь структурироваться в масштабах всего Северного Кавказа, то его роль как политического фактора значительно ослабнет. Из явления, потенциально могущего определять — да уже определяющего — судьбы Кавказа и всего постсоветского пространства, оно превратиться в «местный фактор», значимый лишь в пределах своих маленьких регионов.


ПРИЛОЖЕНИЕ:

Заявление Къадия Имарата Кавказ — Амира Дагестанского Фронта Сайфуллах Губденского

Я, Къадий Имарата Кавказ Сайфуллах Губденский, обращаюсь к мусульманам Кавказа, и особо, к избранным среди мусульман — к муджахидам Имарата Кавказ. Я делаю это заявление в связи с сложившейся ситуацией по поводу нашего Амира Абу Усмана. С первых же дней ко мне поступали многочисленные вопросы, но я не принимал никаких поспешных решений, так как любое шариатское решение основывается на конкретных фактах и на достоверной информации. Буквально вчера, я получил информацию о произошедшем, достаточную для принятия решения и публикации в СМИ.

Я заявляю следующее: На сегодняшний день единственным законным правителем мусульман Кавказа есть и остается Амир Абу Усман.

Муджахиды всего Кавказа присягнули ему на верность, и никто не имеет права нарушать данный ими байат, передумать или же не подчиняться ему до тех пор, пока он не совершит явный куфр (куфрунбавах).

А если же амир приказывает или же поступает против Къурана и Сунны, то тогда ученые предъявляют ему это и исправляют его.

И я не знаю ни одного поступка или приказа мусульманам со стороны Амира Докку Абу Усмана, которые противоречат Къурану и Сунне. И призываю всех ученых мира, если они знают что-либо, то пусть предъявят нам это и объяснят из Къуръана и Сунны что на самом деле противоречит из действий Амира Докку Абу Усмана Къурану и Сунне Пророка (с.а.с.), как поступали асхабы Пророка (с.а.с.), (АсСаляф АсСалих).

Мы знаем нашего амира как смиренного раба Аллаха, и он всегда просит ученых исправлять его, если он по ошибке нарушит Шариат. А если же амир не будет слушаться ученых, и будет стоять на своем заблуждении, то тогда необходимо созвать шуру из людей Ахлюль Халли валь Акъди (т.е люди знания, шариатского и военного дела — Военные Амиры и Ученые) из всех представителей вилайятов Кавказа, а не одного отдельно взятого вилайята.

Хвала Аллаху на сегодняшний день шура Имарата Кавказ существует, и она не была созвана по данному вопросу. В каждом вилайяте Имарата Кавказ тоже должна быть такая шура из людей Ахлюль Халли валь Акъди, для решения проблем своего вилайята. И любой отдельно взятый вилайят Имарата Кавказ не имеет права по шариату назначить или отстранить Амира Имарата Кавказ, если же они попытаются это сделать, то становятся бугъатами и грешниками.

Так же просим нашего любимого брата Амира Абу Усмана, чтобы он оставался на своем посту — по следующим причинам:

Со всем уважением к нашим братьям амирам — мы не знаем ни одного более авторитетного и опытного амира, чем наш брат Абу Усман, который стал причиной объявления Исламского Государства Имарат Кавказ — которого так долго ждали единобожники всего Кавказа.

Лично я писал в 2007г. Амиру Абу Усману, до объявления Имарата Кавказ, за несколько месяцев до этого. Я отправил ему просьбу отменить президентство Ичкерии и Флаг, потому что мы тысячи и тысячи воинов Аллаха, из разных народов Кавказа, не воевали за Ичкерию, за президентов, за демократию, за парламенты и тем более, под флагом волка.

Сказал Всевышний Аллах в своем Къуране: «И сражайтесь с ними пока не исчезнет смута, и пока религия (поклонение) не будет посвящено полностью Одному Аллаху.»

Если причина ухода Амира — его здоровье, то оно не обязательно, нам нужна его голова, опыт, мудрость и его авторитет. Того, что касается двух видео роликов, где в первом наш Амир Абу Усман снимает с себя полномочия Амира, и второе, где он же отменяет первое заявление, скажу:

Если даже оба видео ролика достоверны, то нужно знать следующее: Если даже два хадиса противоречат друг другу, и они оба достоверные — смотрится на тарих (очередность), и поздний отменяет предыдущий (насих валь мансух) — отмененный, если даже он достоверный, не имеет никакой силы. Я, амир муджахидов Вилайята Дагестан, от всех муджахидов Дагестана заявляю, что мы по прежнему верны присяге Амиру Абу Усману амиру всех муджахидов Имарата Кавказ, пока он остается мусульманином и следует Къуръану и Сунне.

И то, что заявляют кафиры и мунафики в лице Закаева, Кафырова, Евкурова и прочих шайтанов, что якобы Абу Усман потерял авторитет, доверие среди муджахидов — это просто собачий лай.

Собаки лают, караван идет. Хвала Аллаху, джихад продолжается!

Скажу более того, к амиру Имарата Кавказ приумножилось наше уважение и его авторитет поднялся еще выше среди верующих мусульман.

Да облегчит Аллах нашему Амиру Имарата Кавказ, да укрепит его иман и здоровье, даст сил и терпения.

Всех своих братьев в Исламе на Кавказе призываю подчиниться Амиру Имарата Кавказ Докку Абу Усману. Быть ему верными в своей присяге до конца и не поддаваться смуте лицемеров. И да поможет нам Аллах, укрепит наши стопы, против народа неверного.

Победа или Рай! Аллаху Акбар!

Къадий Имарата Кавказ —

Амир Дагестанского Фронта

Сайфуллах Губденский.

11.08.2010 г.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram