Русинский выбор: семь раз отмерь

Вследствие ряда современных вызовов русинское движение находится сегодня на распутье, перед своеобразной развилкой. Ибо развитие событий как в самой Украине, так и в сопредельных странах Евросоюза – Чехии, Румынии и прежде всего Венгрии – до известной степени «смешивает карты», усложняя доселе ясную картину. С одной стороны, победа на президентских выборах Виктора Януковича и его активные усилия по «пере-форматированию» власти и корректировке прежней «оранжевой» политики облегчили ситуацию вокруг Закарпатья: уменьшился административный и идеологический прессинг, никто уже не ставит под сомнение существование русин как самостоятельной этнической общности и их право на этнокультурное своеобразие. У русинов впервые появились идейные союзники во власти, среди которых следует прежде всего выделить действующего министра образования Дмитрия Табачника.

В то же время очевидно, что проблемы русинов далеки от внимания киевской политической элиты, а президент и правительство Украины, а также поддерживающая их «коалиция большинства» в Верховной Раде на данный момент не может пойти на расширение самостоятельности Закарпатья и «разгерметизацию» проблематики Подкарпатской Руси, ибо испытывает серьезные проблемы с поддержкой проводимой ею политики в Западной Украине (и особенно в Галичине), вследствие чего будет избегать постановки вопроса об автономии. Серьезным вызовом для ослабленного ошибками и просчетами прежней «оранжевой власти» украинского государства сегодня представляют экспансия соседней Румынии в Буковине (где все желающие легко получают румынские паспорта, автоматически делающие их гражданами ЕС) и отсуженный ею в Европейском суде нефтеносный шельф острова Змеиный. Не отстает и Польша, активно привлекающая из Украины не только гастарбайтеров, но студентов и предпринимателей. Но более других в борьбе за влияние на сопредельные территории Украины преуспела сегодня Венгрия, чье влияние все более ощутимо в Закарпатье.

Принятие Венгрией закона о втором гражданстве вызвало бурю споров в центральной Европе, вследствие чего Будапешту было указано на необходимость более строго следовать общеевропейским правовым стандартам. Возможность получения венгерского паспорта активно обсуждается и среди жителей Закарпатья, которые имеют все необходимые формальные основания для его получения (ибо венгры и русины, как указывают историки Подкарпатской Руси, около 1000 лет жили на территории Венгерского Королевства). Настроения в русинской среде неоднозначны. Однако сложная экономическая ситуация в Закарпатье (да и на Украине в целом) побуждает его обитателей к активной трудовой миграции в сопредельные европейские страны. В то же время получать многоразовые «шенгенские» визы русинам стало в последнее время очень сложно, что мешает им обеспечивать их семьи, остающиеся в карпатском регионе.

Следует отметить, что в Закарпатье как исторически сложившемся трансграничном регионе существуют богатый опыт и практика получения второго гражданства. Начиная от гражданства США, Израиля, Германии, Чехии, России и кончая той же Венгрией. По самым скромным и приблизительным подсчетам, на сегодняшний день до 200 тысяч жителей Закарпатья являются обладателями второго гражданства или вида на жительство, которые подкрепляются их высокой мобильностью и помогают выжить.

Что касается иллюзий относительно возможности «плавной» и «дисперсной» интеграции русинов в ЕС, то данная альтернатива не может считаться столь обоснованной и безоговорочной. Выбор интеграция в ЕС – но ситуация в ЕС неоднозначна, и кроме гарантий общих национально-культурных прав и статуса «представителя этнического меньшинства», русины вряд ли смогут что-либо получить, поскольку «оторвутся» от автохтонной территории и перестанут выступать как компактно проживающая этническая общность. Поэтому излишних иллюзий на этот счет представителям русинского движения питать все же не стоит. В то же время без сотрудничества с ЕС, и прежде всего по правовым вопросам, невозможно закрепление статуса русинов как одного из автохтонных народов Закарпатья.

Нужно помнить в этой связи и об известной ограниченности возможностей самого Будапешта. В ситуации современного кризиса Венгрия (страна-реципиент в составе ЕС) просто не сможет полноценно интегрировать русинов в свой состав, решить их национально-культурные и социально-экономические проблемы. Масштабный внешний долг, накопленный Будапештом за прошлые годы, не позволит реализовать сколько-нибудь масштабную программу реинтеграции русинов (кроме которых существуют еще и диаспорные венгры в Моравии и Трансильвании) – главные получатели различных льгот и форм поддержки от венгерского государства. Сама Венгрия, испытывающая целый ряд серьезных проблем с реинтеграцией других своих меньшинств (и прежде всего цыганского) может не справиться со всей совокупностью возникающих проблем.

Русинам не следует сбрасывать со счетов и возможную негативную реакцию на участие в «венгерском проекте» со стороны традиционно дружественных русинству сопредельных государств, и прежде всего Словакии. Современная сложная реакция Словакии на Закон Венгрии о двойном гражданстве — это реакция государства, в составе которого присутствует значительное венгерское меньшинство, связанное разнообразными связями со своей исторической родиной. Помимо этого, известная активность Венгрии в вопросах двойного гражданства способна сдвинуть устоявшееся соотношение сил в Восточной Европе, что связано с вопросом о неформальном лидерстве в регионе, которое на сегодняшний день осуществляет Польша. Существенные изменения в этом случае ощутят на себе Словакия и Румыния (особенно последняя, имеющая немалые геополитические амбиции).

В качестве альтернативы «венгерскому выбору» и ориентации на страны Евросоюза для русинов традиционно называется «Русский мир» – трансграничное культурное и языковое пространство, не содержащее, однако, в себе политического статуса. Как представляется, именно от активности России по поддержке и расширению «Русского мира» (не имея ввиду одну только деятельность одноименного фонда) зависит дальнейшая судьба этого значимого культурно-цивилизационного пространства. Пребывание в этом пространстве может принести русинам немалые выгоды, однако не решит все их политические проблемы. Например, одним из действенных шагов России в этом направлении могло бы стать введение «карты русского», распространяющей свое действие на всех желающих граждан Украины, и в том числе на жителей Закарпатья. Ибо без интеграции в «Русский мир» возможна потеря русинами своего национального лица, своей самобытности.

При этом выбор русинов в пользу России объективно затруднен геополитически. Но дальнейшее сближение по целому ряду направлений возможно и необходимо, поскольку без участия России русины не получат поддержки по целому ряду значимых направлений – и в том числе в культуре и в экономике. Тем более, что практическое «наполнение» «Русского мира» реальным содержанием – в руках России, имея ввиду не территориальную экспансию, а расширение контактов с соотечественниками в разных сферах.

Наиболее же рациональная стратегия и цель для русинского движения сегодня – статус национально-культурной автономии в составе Украины. Она позволит создать фундамент для официального их признания в качестве национальной и территориальной общности, и в том числе на международном уровне. Для этого, в свою очередь, нужно отказаться от некоторых излишне радикальных лозунгов, которые объективно нереализуемы в силу существующих обстоятельств. Объективная реальность требует вернуться в политическое пространство Украины для реализации русинами собственных целей. Нужно искать в Украине политиков, способных понять русинскую проблематику и реализовать их интересы. При новом руководстве Украины, даже с учетом всех имеющихся сегодня проблем и трудностей, такой выбор возможен. А значит – возможен диалог с реальными шансами быть услышанными. Нынешние власти в Киеве, как можно судить по ряду событий и заявлений, к такому диалогу готовы.

Отказываясь на данном этапе от федерализации (для этого необходимы изменение Конституции и отсутствующее сегодня у «регионалов» конституционное большинство в парламенте), президент Украины Виктор Янукович в своем недавнем интервью газете «2000» подтвердил намерение расширять полномочия и права регионов Украины, позволяя им полнее реализовывать имеющийся у них потенциал.

Наряду с этим, Янукович и Партия регионов уделяют значительное внимание реализации в Украине Европейской хартии о языках национальных меньшинств, что предоставляет русинам определенный канал для защиты своих национально-культурных интересов. Русины уже добились признания себя в качестве самостоятельного автохтонного этноса в Закарпатье, теперь необходимо закрепить за собой определенный правовой статус в масштабах всей Украины.

Как представляется, русинам, активнее используя имеющиеся сегодня политические возможности, необходимо активнее бороться за национально-культурную автономию, параллельно лоббируя комплексную государственную программу развития Закарпатья с подключением инвесторов из ЕС (и в том числе из представителей русинского бизнеса, активно проявляющего себя в Европе) – с акцентом на развитие транспортных коммуникаций и инфраструктуры, логистического потенциала, создание малых и средних предприятий, развитие малого и среднего бизнеса, более справедливое распределение между Киевом и областью доходов от транзита. Ибо без необходимого экономического фундамента говорить об автономии Закарпатья достаточно сложно.

Как говорил один известный политический деятель, «будьте реалистами, требуйте невозможного». Сегодня представителям русинского движения нужно максимально воспользоваться возможностями, которые предоставляет им складывающаяся политическая ситуация.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram