Древние не приветствовали использование в спорах и дискуссиях аргументов ad hominem и,в частности, аргументов ad personam, что буквально означает «переход на личности». Вместе с тем древние говорили: «главный урок состоит в личном примере». Или что-то подобное. Ну, а если и не говорили, то вполне могли сказать. Так как существует предел. И не должен садист и убийца учить гуманизму, сутенер — нравственности, а педофил — любви к детям. Равно как не должен организатор и лоббист индустрии азартных игр торпедировать введение Единого госэкзамена.
Может быть, для кого-то окажется откровением, что именно этим «организатором и лоббистом» является нынешней глава Рособрнадзора (ох, какая неуклюжая аббревиатура, как она отдает «бронтозавром») Любовь Николаевна Глебова? Что же, извольте.
Страсти вокруг ЕГЭ еще полыхают. Выпускникам, их родителям, учителям, иным неравнодушным гражданам будет небесполезно узнать, кто именно продвигает эксперимент «ЕГЭ».
Любовь Николаевна родилась в 1960 году. Закончила Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара. В школе Глебова работать отказалась. Труду учителя (фи!) она предпочла гораздо более престижную деятельность «на освобожденной комсомольской работе» в Нижнем Новгороде. Какая это чудная порода — поздние советские комсомольские функционеры. Сколько замечательных талантов она дала нашей стране. От з/к Михаила Ходорковского до губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. От Александра Волошина до птицевода, сенатора и ценителя коробок из под ксероксов Сергея Лисовского.
Комсомольская деятельность занимала Глебову вплоть до 1992 года, когда она, согласно «зову эпохи», переориентировалась на руководство «бизнес-структурами». На официальном сайте Рособрнадзора так прямо и записано. Идеи бородача-безумца Маркса, красные знамена и фильм «Добровольцы» были отправлены на свалку. Впереди ждало строительство нового капиталистического мира.
Но каким именно «бизнесом» промышляла Любовь Николаевна в период с 1992 по 1998 год? На сайте Рособрнадзора конкретизировать содержание бизнеса руководителя постеснялись. Значительно меньше стеснения было в то время, когда Глебова трудилась в качестве депутат Госдумы от «Союза правых сил». Итак, вот он трудовой путь главного лоббиста и идеолога, главного «внедренца», главной «торпеды» ЕГЭ. В 1992-1993 годах — директор по подготовке и проведению лотерей АОЗТ «Концерн АМК», в 1993-1997 — директор ТОО «Дирекция лотерей», в 1997-1998 — директор ООО «Нижегородская дирекция лотерей».
ЕГЭ не раз сравнивали с лотерей. А разве мог профессиональный организатор лотерей продвигать что-то иное? И дело здесь не в том, что поручили сделать «экзамен», а получился вариант на тему игры «поставьте крестик». Дело в том, что «лотерея», «игра» задумывалась изначально. И нужен был специалист. Лотерея это бизнес по выкачке денег у населения. Есть набор призов — пара автомобилей, десяток телевизоров, сотня брелков. Призы выигрывают (если выигрывают) лишь некоторые. А платят все, кто участвует. Модератор процесса получает доход. ЕГЭ устроен по тому же принципу. В качестве призов — поступление в ВУЗы.
Платят за участие, конечно, не сами выпускники (это, возможно, следующий уровень реформы). Финансирование идет из бюджета. Доход же снова получает модератор, то есть те подрядные коммерческие структуры, типа фирмы «Крок», которые через разнообразные АИС обрабатывают результаты экзаменов. Вот и вся «бизнес-схема».
К оценке знаний эта схема имеет очень и очень опосредованное отношение. Но у нее и цель другая: освоение средств.
Нелегкая судьба организатора лотерей свела Глебову с другим знатным нижегородцем — Сергеем Владиленовичем Кириенко. Глебова стала его деловым партнером и вообще «человеком Кириенко». Она с энтузиазмом стала раскручивать запатентованную лично Сергеем Владиленовичем лотерею «Вовремя остановись». Знакомство это очень пригодилось. В мае 1998 года Любовь Николаевна заняла должность советника Киреенко, ставшего председателем правительства РФ. Чем закончилось для страны то памятное премьерство известно. А лично для Глебовой оно закончилось твердым закреплением в столице. В сентябре 1998 года она становится представителем «Нижегородской дирекции лотерей» в Москве, а в декабре 1999 проходит в Госдуму по линии СПС.
В 2001 году Глебова занимает пост заместителя Кириенко, получившего должность полпреда в Приволжском федеральном округе. И, наконец, в марте 2008 года — вот промежуточный финиш карьеры — возглавляет Рособрнадзор.
Непотопляемость Глебовой становится понятной и даже «естественной», если учесть, что в федеральном правительстве она оказалась одновременно с Путиным. И Глебова, и Путин (как директор ФСБ) попали в кабмин при Киреенко. Так, по горизонтали, формируется нынешняя номенклатура. «Рука руку моет». Кто кого знает, тот того и двигает.
Российские либералы очень любят постонать на тему «кровавого режима». Но бесспорный факт заключается в том, что ключевые должности в стране (должности, связанные с регулированием финансовых потоков) занимают именно патентованные
либералы — Кудрин, Христенко, Греф, Чубайс, Кириенко. Да и ученик профессора Собчака Медведев, ну разве не либерал? Экономический либерализм это просто определенный способ освоения бюджетных средств, предполагающий их преимущественную передачу в частные руки. Все остальное «слова». Глебова — очередной пример из этого ряда. И в области школьного образования она реализует классическую либеральную модель: монетизацию, коммерциализацию и перевод на самоокупаемость.
Портрет Глебовой был бы не закончен без последнего штриха. Глебова практикует два типа вербальных конструкций. Во-первых, это жесткие выражения из социал-дарвинистской серии «пусть сильный выживет, а слабый сдохнет». Например, такое: «судьба двоечников — это дело их самих. Школьники, вплоть до 11-го класса, считают себя детьми, за которых надо думать и решать». Какой там Макаренко и «воспитание нового человека»? Не можешь учиться — свободен, для рыночных отношений непригоден, человек второго сорта. Во-вторых, Любовь Николаевна балуется бессмысленно-грозными парадоксами a la Черномырдин. Вот типичное: «Мы не собираемся сокращать число ВУЗов. Но те ВУЗы, которые не будут соответствовать новым требованиям, будут за это отвечать, вплоть до сокращения».
И еще. Внедрением ЕГЭ заведует именно Глебова. Это касается и аппаратной составляющей, и публичного информационного поля. Глебова много выступает, дает интервью и пресс-конференции. Плотно «окучивает» СМИ. Но этим вопросом совершенно не занимается вялый министр образования и науки Андрей Фурсенко, которому Путин уже раз скомандовал «сюда смотреть и слушать!». Министр как бы «за ЕГЭ», но он эту тему совсем не двигает. Почему? Потому что проблематика школы ему банально «не интересна». В марте 2004 года Фурсенко неожиданно назначили министром образования в кабинете Михаила Фрадкова. Тогда озадаченный министр признался: «вопросы промышленности мне гораздо ближе, чем вопросы образования».
Вот так и живем. И школой, в том числе ЕГЭ, у нас занимаются экс-лотерейщица Глебова и не имеющий к проблемам образования никакого интереса Фурсенко.