Вызовы глобального экономического кризиса требуют от национальных правительств выработки и реализации самостоятельной стратегии с целью преодоления его последствий. Отсутствие подобной стратегии, как показывает опыт ряда государств, и в том числе европейских, может привести экономическую систему страны к коллапсу, поставив под сомнение ее экономический и политический суверенитет. В то же время существуют и противоположные примеры стран, и в том числе в рамках экономического пространства СНГ, к опыту которых следует обратиться.
В чем же состоят особенности экономической ситуации и антикризисной стратегии Казахстана? По мнению экспертов, казахстанская экономика в условиях глобального кризиса принципиально сталкивается с теми же проблемами, что и российская, в связи с оставшимся «по наследству» от прошлого несовершенством отраслевой структуры, преимущественно сырьевой направленностью экспорта, недостаточным уровнем развития ряда рынков. Если до осени 2008 года в экономике Казахстана наблюдался динамичный прирост ВВП по преимуществу за счет сырьевых отраслей, то после кризиса мировых рынков энергоносителей произошел ощутимый экономический спад, связанный со снижением доходов от экспорта и уменьшением объема внешних инвестиций. Последнее, в свою очередь, подтолкнуло рост внутренних цен, банкротство ряда предприятий, рост безработицы. На сегодняшний день, согласно официальной статистике, спад в основных отраслях экономики продолжается, но более низкими темпами.
Банковская система, создателем которой по праву считается глава Национального банка Казахстана Григорий Марченко, показала свою способность самостоятельно справиться с кризисом при всех объективных сложностях в самом банковском секторе (объем задолженности банков Казахстана, набравших до кризиса значительный объем внешних кредитов, пока не уменьшается).
Вместе с тем, по мнению казахстанских экспертов, подтвержденному признанными международными экспертными центрами, Казахстану в ближайшее время не грозит дефолт ни по внутренним, не по внешним обязательствам (внешний долг вырос за время незначительно и не составляет критической величины по отношению к объему ВВП). Не стоит ожидать и девальвации тенге, поскольку золотовалютные резервы страны в период кризиса увеличились.
Однако в Казахстане, как и в России, предпочитают не управлять «по тенденциям», но преодолевать кризис и его последствия посредством реализации комплексной долгосрочной стратегии развития, ориентированной на создание современной промышленности и развитие внутреннего рынка.
В середине мая, выступая на XII съезде правящей партии «Нур Отан», ее лидер Нурсултан Назарбаев объявил новый курс – с 2010 года Республика Казахстан начнет «пятилетку форсированного индустриально-инновационного развития». В случае эффективной реализации задуманного Казахстан получит экономический эффект, равный половине ВВП страны (около $50 млрд.), так считает глава государства.Всего к началу июля в Казахстане было введено в строй 20 новых предприятий, а до конца года в республике запустят еще 80 объектов с созданием 10 тысяч рабочих мест. В 2010-2011 годы в рамках плана индустриально-инновационного развития будет реализовано 382 проекта общей стоимостью 9,5 трлн. тенге (текущий курс Т150/$1), при этом планируется создать 60 тыс. рабочих мест. Хочется обратить особое внимание, что в стремительно индустриализующейся стране будут полностью выполнены все социальные обязательства перед гражданами, включая повышение пенсий и зарплат.
Новая стратегия индустриализации страны Президента Нурсултана Назарбаева, заявленная им в Послании народу Казахстана «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана» – поистине стратегическое начинание, логично вытекающее из его предшествующих инициатив в политической и социально-экономической областях. Так, в президентских посланиях 2005-2009 неоднократно акцентировались такие задачи национального развития, как ускоренный экономический и социальный прогресс Казахстана, создание инновационной экономики с акцентом на несырьевой сектор, модернизация социальной сферы, комплексная политическая реформа и углубление демократизации, стимулирование развития институтов гражданского общества.
Помимо этого, следует помнить, что у Казахстана существует «Стратегический план – 2020», целью которого является переход к посткризисному развитию и обеспечение устойчивого экономического роста за счет форсированной индустриализации и развития инфраструктуры, с активным инвестированием в социальную сферу ради повышения качества «человеческого капитала».
В целях реализации этих стратегических задач Правительство Казахстана разработало Государственную программу форсированного индустриально-инновационного развития и детальную Карту индустриализации страны, учитывающую особенности ее регионов.
Приоритетными отраслями реализации новых индустриальных проектов определены агропромышленный комплекс, стройндустрия, нефтепереработка, металлургия, химическая промышленность и фармацевтика, энергетика, развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Все это – базовые элементы национальной экономики Казахстана, которые вместе создадут надежный экономический щит от глобализационных вызовов извне, моделируя долгосрочное экономическое развитие.
Курс на форсированную индустриализацию, как и многие другие стратегические решения в Казахстане, не появился спонтанно – он стал плодом многолетних усилий и раздумий главы государства. В республике уже давно действует индустриальная программа «Казахстан-2015». Существует также программа частно-государственного партнерства «30 корпоративных лидеров Казахстана», охватывающая различные проекты, в том числе в инфраструктуре. Это современные железные и автомобильные дороги, порты, хабы, новейшие производства, которые в сумме и создадут «новую экономику» страны.
Заявленная Президентом Н. Назарбаевым в «Послании» стратегия индустриальной модернизации позволит Казахстану решить ряд значимых проблем.
Во-первых, преодолеть остаточные явления процесса «деиндустриализации» 1990-х годов. Необходимость осуществления адресной промышленной политики с целью превращения Казахстана в индустриальную державу – один из ключевых моментов президентского Послания. При этом «новая индустриализация» предполагает не простой экстенсивный рост экономики, но именно инновационный рост с дальнейшей ее диверсификацией и формированием более современной отраслевой структуры.
Во-вторых, переход к индустриально-инновационному развитию позволит Казахстану оперативно реагировать на вызовы глобальной экономики и последовательно повышать свою конкурентоспособность на мировых рынках. Как отметил Президент Назарбаев, «в условиях мирового кризиса мы убедились, что у нас нет альтернативы индустриализации, мы не можем уповать на недра, нефть, газ и металлы», – что означает переход страны к качественно новой высокотехнологичной экономике.
В-третьих, модернизация промышленного потенциала страны запланирована с учетом возможностей конкретных территорий и с целью укрепления экономических связей между регионами Казахстана, что призвано способствовать преодолению разрыва в уровне социально-экономического развития между территориями и превращению их в «точки роста».
В-четвертых, решение задач, определенных в президентском Послании, будет способствовать решению социально-экономических и социально-политических проблем Казахстана на новом качественном уровне. Ибо одним из ключевых элементов программы инновационного развития является именно модернизация социальной сферы с итоговой нацеленностью на преумножение «социального капитала» как главного фактора дальнейшего интенсивного развития страны.
В-пятых, реализация заявленного «плана индустриализации» позволит отказаться от «сырьевой модели» экспорта и роста и приступить к созданию современной высокотехнологичной экономики, способной ответить на вызовы ХХ1 века. Эта идея была заложена в национальную стратегию «Казахстан-2030».
Опираясь на результаты экономической политики предшествующего периода, Казахстан оказался готов к структурной перестройке и радикальному снижению цен на нефть. Так, еще в 2008 году объем ВВП республики был удвоен в сравнении с 2000 годом. В 2009 году Казахстан добился возобновления экономического роста, оказавшись в группе стран с положительными темпами роста.
В-шестых, курс на индустриализацию позволит Казахстану стать одним из лидеров процесса экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, причем на новой качественной основе. Ибо задачу реиндустриализации можно успешно решить только в интеграции с соседними государствами, стремящимися перейти от сырьевой экономики к высокотехнологичной. Это хорошо понимает лидер Казахстана, являющегося одним из лидеров интеграционных процессов в СНГ. Создание Таможенного союза с Россией и Беларусью, вступившего в силу с 1 января 2010 года, а также начало формирования с 1 января 2012 года общего для трех стран Единого экономического пространства неразрывно увязываются Астаной с задачами социально-экономической модернизации страны.
Поэтому спустя десятилетие, в ситуации нынешнего кризиса, Казахстан оказался готов к структурной перестройке и радикальному снижению цен на нефть. Системная реализация этих планов приведет к тому, что страна вскоре выйдет на более высокую орбиту. Как предполагают разработчики стратегии, к 2020 году РК будет высокотехнологичным государством и войдет в число 50-ти конкурентоспособных стран мира. В итоге, молодая республика призвана стать одним из индустриальных локомотивов новой посткризисной экономике 21 века, принимая во внимание современные тенденции экономического развития и опыт антикризисного регулирования разных стран.
Современная Европа, стремящаяся преодолеть издержки глобального кризиса, обратилась к стратегии «новой индустриализации» и возрождению национальной промышленности вместо культивирования «сферы услуг» и модели «офисной экономики», поставившей на грань банкротства ряд стран-членов ЕС. Пример Китая, который сумел свести до минимума эффекты кризиса, переориентировав свое производство с кризисного американского на внутренний рынок, также весьма показателен в этом отношении.
Весьма поучителен и случай более скромной по своему «экономическому весу» Польши, 60 % промышленности которой еще в докризисные времена было ориентировано на внутренний рынок, что позволило ей избежать издержек, характерных для более зависимых от глобальных рынков Испании и Греции.
Наконец, более ранние успехи Сингапура, Малайзии и Южной Кореи говорят о значимости активной промышленной политики государства в период глубоких и качественных экономических преобразований.
Таким образом, казахстанская стратегия антикризисного развития характеризуются сходством в целом ряде сущностных характеристик. Во-первых, эта стратегия имеет не реактивный, а про-активный характер, то есть стремится моделировать благоприятные варианты будущего для страны. Во-вторых, антикризисная программа Казахстана стремится учитывать современные глобальные экономические тренды и неразрывно связана с задачами модернизации общества и государства, со стремлением идти по пути инновационно-индустриального развития. В-третьих, антикризисные планы Астаны характеризуются системностью и оперативностью, что немаловажно в современной кризисной ситуации. В-четвертых, их характерной чертой является ярко выраженная социальная направленность, основанная на твердом убеждении в том, что современная высокоиндустриальная экономика – это высокопроизводительные рабочие места и новое качество жизни для максимально возможного числа граждан. Таким образом, опыт антикризисной стратегии Казахстана являет собой конструктивную альтернативу как монетаристскому либерализму, так и бюрократическому этатизму, соединяя в себе разумное государственное регулирование с самостоятельностью рыночных акторов, которые и призваны стать главными акторами экономической модернизации. Как представляется, опыт казахстанский антикризисной политики может быть весьма показательным и поучительным для других государств СНГ, переживающих последствия мирового экономического кризиса.