В историю терских и кубанских казаков прочно вписано имя кабардинского князя Касбулата Мунцаловича Черкасского.
В Москву Касбулат впервые приехал вместе с отцом Муцалом Сунчалеевичем в 1648 году. Отец хотел представить его царскому двору как своего будущего наследника. В посольских книгах сохранились записи об их приеме царем Алексеем Михайловичем. После продолжительного разговора с гостями из Кабарды царь наградил их позолоченными кубками, слуги преподнесли по два ковша «с красными и белыми медами»… Царь Алексей Михайлович дал гостям важное поручение. Еще в конце XVI века по просьбе сына Темрюка Идарова Мамстрюка у впадении реки Сунжи в Терек был возведен острог, который простоял там около 20 лет. Потом его гарнизон из терских казаков и русских служилых людей был переведен в Терки. Князьям Черкасским царь поручил восстановить заброшенное укрепление и дал на помощь 200 стрельцов. Муцал и Касбулат Черкасские энергично взялись за дело. К лету 1651 года Сунженский острог вновь был отстроен.
Но осенью того же года персидские отряды, объединившись с союзными им кумыкскими мурзами, двинулись к вновь отстроенному острогу, чтобы его разрушить. Гарнизон крепости состоял из пятисот воинов. К ним на помощь поспешили казаки гребенских городков. Вовремя подоспели стрельцы. Целую неделю держали они оборону и разбили неприятельские силы. Среди убитых оказался родной брат предводителя союзников персов кумыкский воевода Амаратхан-Мурза. При обороне сунженского острога свое боевое крещение получил молодой кабардинский князь Касбулат Муцалович Черкасский, сражаясь вместе со своими воинами на стороне русских и казаков. Через десять лет после тех событий старый князь умер, а Касбулат стал князем всех проживающих в Терской крепости черкесов. Так в жалованной грамоте Алексея Михайловича князю Касбулату говорилось: «В Терском городе, над Охочаны и над Черкасы, которые нам, великому государю, служат на Терке, быти князем и их в ратном строеньи и во всех наших делах ведать и судить».
«Самого главного теперешнего черкесского князя, резиденция которого в городе Терки, зовут Касбулат Муцалович», - писал Николай Витсен в книге «Северная и Восточная Татария», вышедшей в Амстердаме.
Касбулат пользовался большим авторитетом у Астраханского и Терского воевод, у князей и мурз Северного Кавказа. Его хорошо знали и с его мнением считались при дворе русского царя и в Посольском приказе. Именно поэтому, когда было принято решение о перенесении Терского городка на более удобное место близ устья Терека, царь Алексей Михайлович назначил Касбулата одним из главных исполнителей своего приказа. Письмо царя кабардинскому князю заканчивалось заверением: «А служба твоя и радение у нас, великого государя, никогда забвены не будут».
Весной 1667 года до Терского воеводы дошёл слух, что на Дону казак Степан Тимофеевич Разин поднял большую массу казаков, увлёк их вверх по Волге, творя разбои и погромы. По имеющимся документам того времени известно, что Разин хорошо знал кабардинского князя Касбулата Черкасского.
В 1668 году Степан Разин подошёл к устью Терека и обратился к Касбулату Черкасскому с предложением присоединиться к его восстанию против Московского правительства. Черкасский ответил отказом и убедил терцев и гребенцов не вступать в ряды Разина. С глубокой симпатией к Касбулату пишет в своей книге историк терского казачества В.А. Потто: «И терское и гребенское войско, сдерживаемые умной политикой князя Касбулата, по наружности были спокойны». Более того, в ноябре 1671 года Касбулат Черкасский во главе отряда из терских и гребенских казаков и кабардинцев принял участие в освобождении Астрахани от разинцев (Разин был уже казнён 6 июня 1671 года).
Князь Касбулат Черкасский верой и правдой служил государю всея Руси, подружился с казаками Дона и Запорожской Сечи. Так в июле 1674 года царь Алексей Михайлович срочно вызвал Касбулата Черкасского в Москву. Во главе конного отряда из 150 всадников черкесский князь отправился из Астрахани к русской столице. У Царицинской крепости его встретили посланцы царя с государственной грамотой. Царь велел идти на Крымские улусы, часто нарушавшие южные границы России. Не мешкая, князь отправился к своему калмыкскому другу Аюку. Тот дал ему 7 тысяч всадников в помощь. Переправившись на западный берег Волги двумя отрядами, Касбулат двинулся на Крым. Один из отрядов он направил прямо к Перекопу. А основную часть войска повел степями к Дону, выслав нарочных к донским казакам с известием, что по царскому указу идет для промысла под Азов и вскоре прибудет на Дон.
Донской атаман Корнило Яковлев хорошо знал Касбулата и направил ему в помощь конную сотню, которая встретила Черкасского на берегу Маныча и сопровождала в дальнейшем в пути.
28 августа 1674 года полк подошел к казачьему городку и остановился на левом берегу Дона. А через несколько часов атаман Яковлев радушно принимал Касбулата Черкасского. Они обсудили план совместного похода к Азову, для участия в котором вместе с войском черкесов направлялись донские казаки и стрельцы под командованием полковника Григория Косагова.
Казаки и стрельцы поплыли к Азову по Дону, а Касбулат Черкасский со своим войском пошел берегом реки. На Семенов день, 1 сентября, в двенадцати верстах от Азовской крепости объединенная рать встретилась с турецко-крымскими отрядами. Бой продолжался целый день. Крымцы и турки были разбиты.
Но спор за южные границы России на этом не закончился.
Весной 1675 года царь опять поручает Касбулату Черкасскому оттеснить турок и крымцев, которые вновь начали совершать набеги на русские земли. Черкасский начал формировать свой отряд в Царицине. Людей, пожелавших принять участие в походе, было много, но Касбулат выбирал самых сильных и смелых. В его отряд вошли терские казаки, черкесские всадники и астраханские татары, всего около 700 воинов. Касбулат хотел напасть на врага неожиданно. Но во время перехода один из татарских воинов его отряда перебежал на сторону неприятеля. Касбулат понял, что эффект внезапности уже не сработает. Тогда он направил свой отряд в сторону Запорожской Сечи. Князя Черкасского принял легендарный атаман запорожцев Иван Серко, наводивший со своими молодцами страх на турок и крымцев. Как говорит народное предание, подпись Ивана Серко стояла под знаменитым посланием запорожских казаков турецкому султану Магомету IV. Черкасский обратился к Серко с призывом поддержать его в походе. Атаман ответил, что готов идти вместе с ним против своих давних недругов.
Ночью 23 сентября 1675 года полк Касбулата Черкасского, пополненный тысячью запорожских казаков, начал переход через гнилое Сивашское море. На рассвете они вступили на землю неприятеля. Донесение князя Черкасского в посольский приказ царя Алексея Михайловича показывает, что совместные усилия двух воевод – князя Черкасского и запорожского атамана Ивана Серко - принесли победу над врагом. Воины Черкасского и казаки вернулись в Запорожскую Сечь, где победителям была устроена торжественная встреча, сопровождавшаяся стрельбой из пушек и грохотом литавр. А отважного кабардинского князя Касбулата Иван Серко пригласил к себе в курень.
Летом 1676 года нашествием турецко-крымских войск на Левобережную Украину началась война между Россией и Османской империей. В 1677 году крымский хан при поддержке Турции и Польши двинул свои войска к Чигирину. «На помощь русской рати из Терека был вызван Касбулат с его узденями, терскими и гребенскими казаками. Отряд Касбулата вместе с русскими войсками разгромил татар и турок под Чигирином, противник отступил и затем вовсе ушёл». Сборный отряд Касбулата был важной ударной силой при разгроме крымско-турецкого войска под Чигирином. Заслуга Касбулата в этом сражении была отмечена царём Алексеем Михайловичем в грамоте, выданной князю.
В марте 1679 года гетман Украины Иван Сомойлович посылает в Москву войскового старшину Ивана Мазепу, чтобы вновь договориться с царем о совместных боевых действиях против захватчиков. Мазепа, хорошо знавший князя Касбулата Черкасского по совместным боям на Украине, высоко ценивший его храбрость и способности военачальника, просит русское правительство направить Черкасского для защиты украинских земель. Летом того же года князь Черкасский вновь прибыл на Украину, в район Харькова. Здесь под его командование вступил стрелецкий воевода Григорий Косагов, князь Яков Баратинский и харьковский полковник со своими войсками.
О последовавших событиях летопись оставила нам такую запись: «5 августа 1679 года в степи за Чугуевым, на берегах реки Береклетки, объединенная рать, возглавляемая Касбулатом Мунцаловичем Черкасским, разгромила многотысячное войско турок и крымцев… и много в полон поймали».
Князь Касбулат Черкасский неоднократно выполнял и дипломатические поручения русского царя. При его участии Россия заключила мир с Крымом на 20 лет. Турция вернула России захваченные земли.
После окончания войны Касбулат Черкасский вернулся в Терский город, а через некоторое время жизнь его оборвалась. Умер ли он своей смертью или был убит врагами – неизвестно.