С 1989 года политические партии создавались на московских кухнях. Инициатива создания Российского христианского демократического движения принадлежит издателям журнала русской христианской культуры «Выбор» – мне и Глебу Анищенко. Православная общественность, которая консолидировалась вокруг журнала и стала основой Движения. Учредительный съезд (Собор) РХДД прошёл 8-9 апреля 1990 года.
Начинали законотворческую деятельность с того, что среди народных депутатов РСФСР нас было двое. Вскоре депутатская группа РХДД выросла до 18 человек. Нашей небольшой партии и депутатской группе в Российском парламенте удалось много сделать по раскрепощению религиозной жизни в стране. В разделе «Религия и свобода совести» программы РХДД говорилось:
3.1. Свободная Церковь в свободном обществе является гарантом нравственного здоровья народа. Режим государственного атеизма в России разорил и пленил Церковь и тем самым обрёк общество на нравственное и духовное оскудение. Поэтому наша первостепенная задача – способствовать восстановлению канонической свободы Церкви.
3.1. Для восстановления доброжелательных отношений с Церковью государство должно признать факт гонений со стороны коммунистической власти. Все здания храмов и монастырей необходимо вернуть верующим. Государство призвано частично возместить нанесённый Церкви ущерб и взять на себя восстановление некоторых монастырей и храмов. Главные религиозные праздники должны быть объявлены нерабочими днями.
3.3. В современных условиях РХДД считает естественным отношением государства к Церкви – благожелательный нейтралитет, который осуществим только в правовом государстве. Для осуществления таких взаимоотношений Церкви и государства необходимо создать новое законодательство о религии, разработать правовые и иные гарантии того, что это законодательство будет неукоснительно соблюдаться государством – его учреждениями и чиновниками.
3.4. В рамках нового законодательства о религии необходимо:
3.4.1. Последовательно провести принцип отделения Церкви от государства и невмешательства государства в дела Церкви;
3.4.2. Предоставить религиозным организациям и объединениям право независимой самоорганизации и самоуправления;
3.4.3. Упразднить Советы по делам религий всех уровней;
3.4.4. Создать в Верховном Совете Российской республики комиссию вероисповеданий.
3.5. На основании этих принципов религиозным организациям и объединениям должны быть предоставлены:
3.5.1. Права юридического лица;
3.5.2. Право созывать собрания своих членов без предварительного уведомления местных властей;
3.5.3. Право на независимую от какого-либо вмешательства хозяйственную и финансовую деятельность;
3.5.4. Право совершать богослужебную и вести проповедь в частных жилищах и общественных местах;
3.5.5. Право преподавания и организации религиозных школ всех уровней.
3.6. Для обеспечения прав верующих в государственной системе народного образования из обязательных дисциплин должно быть исключено всё, что противоречит религиозным убеждениям обучающихся. Преподавание религии и преподавание атеизма должны быть уравнены в правах и стать факультативными.
Мы инициировали создание в Верховном Совете Комитета по Свободе совести и возглавили его. Подготовили и добились принятия закона «О свободе вероисповеданий»; Постановлений Верховного Совета об отмене репрессивных ленинско-сталинских декретов о религии и Церкви (в том числе и декрет об изъятии церковных ценностей и имущества), роспуске Совета по делам религий, предоставлении религиозным организациям статуса юридического лица, освобождении религиозной деятельности от налогов, учреждении дня Рождества Христова выходным днём в стране, разрешалось публичное церковное служение, миссионерская, благотворительная, просветительская деятельность религиозных общин. Под влиянием закона РСФСР был изменен к лучшему и принимаемый Верховным Советом СССР закон «О свободе совести». Таким образом, мы в основном выполнили программу РХДД в области религиозной деятельности. Демонтаж системы государственного атеизма раскрепостил религиозную энергию народа: за несколько лет в стране были восстановлены тысячи новых храмов, десятки монастырей. При этом новые храмы оказывались полными народа, что свидетельствовало о возврате к вере миллионов людей.
Тогда нам не удалось добиться возвращения собственности (в том числе, земель и храмов) религиозных организаций. В вопросе о собственности демократы и коммунисты оказались на редкость единодушны. Предложенные нами постановление Верховного Совета, затем постановление правительства, затем указ президента были последовательно блокированы. До сего дня мы живём в ситуации правового нонсенса: ленинский декрет об изъятии церковного имущества отменён, но нет правового акта о возвращении этого имущества законным собственникам. Большинство верующих не догадывается, что до сего дня храмы и земли под ними принадлежат государству, которое «милостиво» передает их Церкви в безвозмездное пользование. Только в 2005 году Патриарх поставил эти вопросы официально и через пятнадцать лет приступили к их решению.
Тогда мы создавали закон для республики в составе СССР, и когда союзное государство было разрушено, наш закон не мог защитить общество и граждан от псевдорелигиозной экспансии из-за рубежа. Поэтому мы инициировали летом 1993 года принятие Верховным Советом нового закона о «Свободе вероисповеданий», который упорядочивал деятельность зарубежных религиозных организаций в стране и пресекал преступную деятельность разнообразных псевдорелигиозных сект. Но под давлением из-за рубежа и со стороны доморощённых радикал-демократов Президент дважды накладывал на закон вето. Третий раз отменить президентское вето не позволил октябрьский переворот. Можно себе представить, насколько меньше принесли бы бед обществу античеловеческие секты Аум-Сенрикё, Белое Братство, мунисты, хабардисты и прочие, если бы закон был принят в 1993, а не в 1997 году.