Отжиг и угар как национальная проблема

Общество в целом, а значит – и государство несут ответственность за все социальные проблемы, вне зависимости от того, являются ли они «частным делом» массы индивидов либо же касаются вопросов взаимодействия крупных социальных групп в производственных процессах.

Образно говоря, есть нечто общее между рабом, которого забили палками надсмотрщики господина, современным трудоголиком, «сгоревшим» на работе и молодым бездельником, «подсевшим на иглу». Парадоксально, но вред, который был причинен их здоровью и жизни в конечном счете является последствием современных им форм социализующего давления общества, желавшего получить от своих граждан как можно более труда (и, соответственно, материальных благ).

И если связь между мотивирующим давлением общественных отношений и травмами раба, инфарктом трудоголика вроде бы очевидна, то присоединение к их числу наркомана или алкоголика кажется надуманным и излишним.

Тем не менее, связь между бедами тех, кто «сгорает» на работе или оказывается раздавленным непомерным желанием удовольствий все же есть. И она несомненна.

Общество в равной степени виновно и за язву желудка трудоголика и за цирроз алкоголика. И тот и другой сами находятся в беде и оба представляют проблему для всего общества.

В нашем обществе сложились отношения, которые мы называем мотивирующим давлением общества. Они многолики и многогранны. Современное общество порождает массу желаний и соблазнов. Оно дает современному человеку массу инструментов для того, чтобы реализовать эти желания и окунуться в океан соблазнов. Значительная часть индивидуумов современного общества проводит свою жизнь в попытках достичь того, что чем соблазняет, что пропагандирует современное общество. Другая же часть не имеет возможности реализоваться и «сгорает» в огне несбыточных желаний, реализовать которые наяву нет никаких объективных возможностей.

Мотивирующее давление общества очень трудно дозировать и потому иногда оно захлествыет через край, порождая желания, которые никак не сможет реализовать подавляющее большинство граждан. И тогда мотивирующее давление общества порождает массу страданий граждан, которые уже сильно мотивированы на успех, но в реальности не имеют возможности получить то, о чем мечтают. А, кроме того, даже умеренное мотивирующее давление общества может стать избыточным для определенной части индивидуумов, менее других имеющих устойчивость к соблазнам общества в силу особенностей психического или физического характера.

Разнообразные проявления избыточности мотивирующего давления общества мы называем термином «социальный жар». Как и любой жар, социальный жар есть серьезный признак нездоровья общества.

Тема избыточного мотивирующего давления общества и вызванных им страданий многогранна. Мы же хотели бы в основном остановиться на той части проблем, которая наиболее актуальна для современной России.

В современной России весьма значительная, возможно - основная часть социальных проблем связана с теми сферами человеческой жизни, которые традиционно считаются частным, личным делом человека, а потому – слабее изучены и как бы находятся «в тени» иных общественных процессов.

Вследствие исторических причин в нашем обществе не накоплены или утрачены традиционные механизмы контроля за процессами в определенных сферах человеческой жизнедеятельности. Собственно, контролируемая социумом (т.е. посредством государства) сфера человеческой жизни оказывается достаточно узкой и потому в нее, в эту сферу не попадают некоторые, ранее казавшиеся второстепенными, а сегодня - критически важные сферы жизнедеятельности.

Такие, как, например, ОТДЫХ человека, проведение им досуга, межличностная коммуникация в этой области и его личное осознание и понимание приоритетов сферы собственного досуга.

С точки зрения общества отдых человека - его личное дело и обществу нет нужды вмешиваться в эту сферу. Если, конечно, в этой сфере индивидуум не переступает грань закона. Во всех остальных случаях государство не выработало свода законов и не предлагает моделей проведения человеком своего досуга.

Отношение к сфере досуга индивидуума менялось в течение эпох человеческой истории, порой - радикально. Но в значительной части оно оставалось личным делом человека и общество (государство) не вмешивалось в нее, или по крайней мере, соблюдало в этом вмешательстве определенную границу.

Наиболее либеральны в этом вмешательстве современные законы. К примеру, традиционное право, мораль, обычаи и религия существеннее вмешиваются в эту сферу жизнедеятельности человека и накладывают более серьезные ограничения чем законы. Так, Ислам осуждает употребление алкоголя и табакокурение, Ислам и Христианство поощряют многодетность и осуждают гомосексуальные связи, Православие осуждает стремление к избыточному потребительству и т.д.

В современном российском обществе, гораздо более терпимом к порокам «частной жизни» произошла коагуляция вследствие наложения двух титанических процессов. Общество сохранило мобилизационный характер, приобретенный в советский период истории. Но при этом мобилизация оказалась направленной внутрь общества, на потребление материальных благ или же (этой проблемы мы коснемся ниже) - потребление образов.

Проникая в общество, в сознание индивида с самой незащищенной стороны - со стороны отдыха, не контролируемого государством, «социальный жар» вызвал массовое саморазрушение - алкоголизм, неограниченное стяжательство, наркоманию, эпидемию самоубийств, сердечных и нервных болезней и т.д.

Одна из наиболее очевидных проблем России – в снедающей массу индивидуумов жажде наслаждений. Может это утверждение не вяжется с образом страны, пережившей тоталитаризм, перестройку, катастрофические реформы и, наконец, погрузившейся в мировой экономический кризис. У нас действительно много объективных проблем. Но как показывает объективное изучение проблемы, все объективные социально-экономические трудности лишь фон, который вызывает обостренную жажду удовольствий, а с ней – настоящие социальные проблемы.

В современной России даже в условиях экономического кризиса больше всего мы страдаем, болеем или умираем не от переработки, голода, холода, недоеданий или безработицы. В десятки раз чаще причиной личных трагедий в России становится погоня за удовольствием. К примеру, употребление алкоголя, наркотиков или просто переедание.

«Отрыв, отжиг, улет, кайф, жизнь без тормозов» – так в бытовой коммуникации именуют главную проблему современной России. Разгульный «отдых» без соблюдения моральных или физиологических ограничений становятся главной причиной сотен тысяч смертей каждый год и, в целом, допопуляции страны.

Россияне умеют работать. Особенно поражает способность жить и работать в высоком темпе у жителей больших городов. Зато именно в крупных города личная жизнь ведется «по остаточному принципу». Нередко она состоит из переписки в социальных сетях и встреч с визави по интернет-контактам.

Стресс напряженной и тяжелой работы можно «лечить» только полноценным отдыхом и достаточным сном. Нельзя безнаказанно работать по двенадцать часов в сутки. Рано или поздно организм даст сбой.

Вместе с тем, мы практически не умеем отдыхать. Почти каждый раз наш отдых – это еще более сильное испытание для организма, чем наша работа. К примеру, бутылка водки, распитая вечером – худшее завершение трудового дня из всех возможных.

Начиная с детского сада, затем в школе, в институте мы проходим процесс «социализации». Нас учили жить в коллективе и работать. Но нас никто и никогда не учил правильно отдыхать.

Что же такое «правильный» отдых? Это нечто иное, чем шумный вечер в ресторане, где выпивается много спиртного, а наутро болит голова и стыдно вспомнить, кому и чего ты наговорил вчера.

Как правильно отдыхать, нас не учили ни в школе, ни в институте, ни в коллективе. Нас не учили этому родители. Потому что не умели сами. Как получить наслаждение от общения с природой? Как получать радость от беседы с близкими и дорогими людьми? Как получить удовольствие от созерцания красивой картины или вида цветущего луга? Этим простым истинам мы не обучены. А, между тем, реклама ежесекундно навязывает нам стереотипы наслаждений, бесполезных или, даже, опасных для здоровья.

Чаще всего наше стремление «расслабиться» превращается в причинение вреда собственному организму. В результате число россиян, погибших от экстремального отдыха выше числа тех, кто «сгорел» на работе.

Табл. 1. Численность россиян, пострадавших от различных форм «злоупотребления досугом»
или увечий, полученных в трудовом процессе, в 2008 году

Число погибших от злоупотребления алкоголем

Около 20 тысяч

Число погибших в результате несчастных случаев на производстве

2,9 тыс. чел.

Число погибших от употребления наркотиков

Свыше 30 тысяч

Количество граждан, пострадавших вследствие производственных травм с потерей трудоспособности на один день и более или летальным исходом

71

Число погибших вследствие случайных отравлений алкоголем

18 тысяч

Инвалидизация вследствие производственных травм и производственных болезней

10

Число наркоманов в России, млн. чел. (по разным оценкам)

От 1,3 до 5,5 млн.

 

 

Число людей, страдающих алкоголизмом, млн. чел

2,3

 

 

 

Табл. 2. Число умерших в РФ по главным причинам смерти, тыс. чел.

Причина смерти

1990

2000

2007

Всех умерших от всех причин

1656

2225,3

1464

От болезней системы кровообращения

915,5

1231,4

834

От несчастных случаев, отравлений и травм

198,3

318,7

211

От случайных отравлений алкоголем

16,1

37,2

18

От самоубийств

39,1

56,9

29

От убийств

21,1

41,1

18

От болезней органов дыхания

88

102,1

55

От цирроза и других болезней печени

20,1

32,7

31

 

Распад советской системы социальных гарантий также внес свои коррективы в состояние здоровья населения России. В первую очередь речь идет о ликвидации большинства санаториев, которые в СССР позволяли поправить здоровье миллионам граждан. Они почти идеально сочетали морально-психологический отдых с физическим восстановлением здоровья.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram