В ходе IPO Уралхима потенциальные инвесторы среди прочего получат часть некогда выведенных из Газпрома активов
В ходе намеченного на май IPO в Лондоне Уралхим за 40 % акций, выпускаемых в ходе допэмиссии, рассчитывает получить от инвесторов $ 496-642 млн. На бирже будут размещены акции кипрской UralChem Holding P.L.C., которой принадлежат 100 % российской ОХК «Уралхим». Согласно заявленным компанией планам, вырученные в рамках IPO средства пойдут на погашение части кредиторской задолженности «Уралхима» (на начало нынешнего года совокупный долг составлял $ 1,4 млрд — больше, чем выручка компании в 2009 г.).
Напомним, что официально о создании агрохимической корпорации «Уралхим», было объявлено в конце 2007 года. Компания объединила в себе целый ряд крупных предприятий-производителей минеральных удобрений. В составе основных активов Уралхима — 100 % голосующих акций ОАО «Кирово-Чепецкий химический комбинат имени Б. П. Константинова» (КЧХК, Кирово-Чепецк), 100 % акций ОАО «Азот» (Березники, Пермский край), 71.72 % голосующих акций ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» (Воскресенск, Московская область), 100 % долей ООО «Уралхим-Транс» и Uralchem Freight Limited.
Своим бенефициарным владельцем Уралхим называет Дмитрия Мазепина. В инвестиционном меморандуме к IPO впервые точно раскрыта структура собственности компании, в частности, уточнена доля основного владельца UralChem Holding P.L.C. Дмитрия Мазепина. До сих пор считалось, что ему принадлежит около 86 % акций, еще примерно 10 % акций у его партнера, имя которого не раскрывалось, остальные 4,5 % — у менеджеров «Уралхима». Но в меморандуме говорится, что принадлежащая господину Мазепину компания CI-Chemical контролирует 95,51 %. Остальные акции принадлежат менеджерам Уралхима.
Между тем, основу агрохимических активов, включенных в состав корпорации «Уралхим», составляют пакеты акций предприятий, которые в 2003 году были выведены из компании «Межрегионгаз», стопроцентной «дочки» Газпрома. В частности, объектом аферы стали 25 % акций ОАО «КЧХК», 25 % ОАО «Азот» (г. Березники), 42 % акций ОАО «Минудобрения» (г. Пермь).
В прессе звучали имена ряда менеджеров газпромовских дочерних компаний, которые могли быть причастны к хищениям этих активов. Однако возбужденные по фактам хищений уголовные дела до обвинительных приговоров доведены не были и закончились ничем. Формально организаторы установлены не были, а похищенные акции «растворились» и Газпрому тогда так и не были возвращены.
Интересно, что уже после неудачи с поиском и возвратом украденных активов Газпром рассчитывал восстановить контроль над ОАО «КЧХК» путем покупки государственного пакета акций, выставленного в 2004 году на продажу РФФИ. Однако предложение Газпрома на аукционе ровно на один шаг перебили компании Дмитрия Мазепина (на аукционе предложение Газпрома было 108,30 млн. долларов, а предложение компании-победителя, представлявшей интересы Дмитрия Мазепина — 108,35 млн. долларов).
Примечательно, что РФФИ тогда возглавлял Владимир Малин, хороший знакомый г-на Мазепина (незадолго до этого Дмитрий Мазепин сам работал заместителем Малина в РФФИ). Вполне вероятно, что именно поддержкой со стороны Владимира Малина можно объяснить победу Дмитрия Мазепина над Газпромом в конфликтах 2003-2004.
Интересно также, что в начале нынешнего года, в ходе подготовки к IPO, компания «Уралхим» передала инвестбанкам проект меморандума, где помимо Дмитрия Мазепина, владеющего 86 % компании, называется еще один бенефициар Уралхима, которому принадлежит около 10 % холдинга. В проекте меморандума было указано, что долей в кипрской Uralchem Holding через компанию, зарегистрированную на Британских Виргинских островах, владеет некто Андрей Жеребцов. При этом, по словам инвестбанкиров, г-н Мазепин высказывал пожелание не раскрывать имя Жеребцова в окончательном документе, который будет представлен инвесторам.
Дело в том, что Андрей Жеребцов является давним партнером бывшего главы РФФИ. В начале 80-х годов Жеребцов и Малин окончили географический факультет МГУ по одной специальности «экономическая география», а с 1989 года оба работали во Всесоюзном научно-исследовательском конъюнктурном институте (ВНИКИ) МВЭС СССР. В 90-е годы Малин и Жеребцов вместе со своими партнерами-выходцами из ВНИКИ стали учредителями и совладельцами целого ряда компаний, бизнес которых был во многом построен на реализации государственного имущества.
Так что деятельность Андрея Жеребцова уже на протяжении последних двадцати лет тесно связана с интересами Малина. К примеру, он работал в близкой к Газпрому ИК «Горизонт» и вместе с Владимиром Малиным входил в число учредителей фирмы АСМК, владеющей 33,3 % акций «Горизонта». При этом г-н Жеребцов никогда не выступал на первых ролях. А в настоящее время в контексте Уралхима г-н Жеребцов позиционируется в прессе уже как независимый инвестор.
Не исключено, что г-н Жеребцов выступал лишь номинальным владельцем акций Уралхима в интересах более именитых бенефициаров. В таком случае, поспешное исключение г-на Жеребцова из числа акционеров Уралхима может быть вызвано нежеланием Дмитрия Мазепина накануне IPO вызывать у потенциальных инвесторов опасные вопросы и ассоциации.
Даже намек на причастность Малина к судьбе Уралхима — это лишнее напоминание об активах Газпрома, которые не были возвращены и срок исковой давности по которым еще не прошел. Это очень серьезное моральное обременение, повышающее риски потенциальных инвестиций в Уралхим и, следовательно, снижающее привлекательность и стоимость самого актива. Ведь в каждой акции, в каждой расписке Уралхима, выставляемой на продажу в Лондоне, содержится немного Газпрома. Каждый инвестор должен помнить об этом и быть готовым к тому, что однажды Газпром захочет вернуть свои некогда выведенные активы.