— Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.
— Хорошо излагает, собака, — шепнул Остап на ухо Ипполиту Матвеевичу,— учитесь.
— Когда же вы стулья принесете?
— Стулья против денег.
— Это можно, — сказал Остап, не думая.
— Деньги вперед, — заявил монтер, — утром — деньги, вечером -— стулья или вечером — деньги, а на другой день утром — стулья.
— А может быть, сегодня — стулья, а завтра — деньги? — пытал Остап.
— Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.
И. Ильф и Е. Петров
Меня очень забавляет демонстративный энтузиазм лидеров Партии регионов. Они решили, что, получив власть, смогут решить все свои проблемы, используя старые многовекторные хитрости Леонид Даниловича, которому удавалось сидеть на нескольких геополитических стульях одновременно.
Судя по всему, ни Янукович, ни Азаров, ни Бойко не читали в юности старика Гераклита, который когда-то изрёк мудрую истину относительно того, что «нельзя в одну и ту же реку войти дважды». А мозгов понять, что «хитрозадость» Кучмы к реалиям сегодняшнего дня уже неприложима, у них не хватает.
Именно поэтому Бойко, как «свой пацан» для кремлёвской «тусовки», смело двинул в Белокаменную, чтобы выполнить личное поручение Виктора Федоровича — переписать газовый договор имени Тимошенко. Новая украинская власть хочет снижения цены на газ для уважаемых людей из Киева (пристрастившихся к газовому бизнесу), которые, как всем известно, любят Россию давно, нежно и с большой надеждой на взаимность.
Однако, как говорят в народе, «танцор был пьян, и фокус не удался». Несмотря на то, что Бойко действительно для россиян «свой пацан», в Москве ему вежливо разъяснили, что Россия уже давно руководствуется принципом «деньги — утром, стулья — вечером». Когда же украинский вице-премьер поинтересовался, «можно ли наоборот», ему ответили: «можно, но деньги — вперёд!»
Похоже, что на этот раз даже заклинания о добрососедских и братских отношениях между украинским и русским народами, которые должны друг другу помогать из чистой любви, не заставили прослезиться ни главу Газпрома, ни российского премьер-министра.
А ведь каким красивым был план! Как все казалось просто!
Увяжем вопрос снижения цены на газ для Украины с продолжением срока базирования российского Черноморского флота в Крыму и статусом русского языка на Украине, добавим туда лишение Бандеры геройства и снятие с повестки дня голодоморной тематики и — дело в шляпе! Вот они, долгожданные 168 долларов за тысячу кубометров! Как у «братского белорусского народа»! Вместо нынешней эксклюзивной цены в 305 баксов для славных «нащадкив» Мазепы и Бандеры. Ну, в крайнем случае, 200, как для страны, пострадавшей от «оранжевого» погрома.
Ан нет. Не «повелись» «русские братья» на такой «заманушный» пакет предложений. Меркантильными стали товарищи в Москве. Всё в деньги конвертируют. Даже братскую любовь двух славянских народов!
Да и не верят «бизнесмены», прочно сидящие в кремлёвских креслах, что дешевый газ обогатит именно украинский народ, а не его лучших представителей.
Похоже, что вернувшаяся на свои места старая кучмовская гвардия с её местечковыми «хитростями» и «умностями» вдруг с удивлением для себя обнаружила, что пророссийскую политику в любимой версии Леонида Даниловича на газ поменять не получится. Ай-яй-яй… Что же делать?
«Русские братья» хотят только денег, причём больших денег — или того, что эквивалентно этим деньгам.
Продление срока пребывания Черноморского флота в Крыму? Так ведь Украине до момента вывода российских кораблей из Севастополя ещё дожить надо.
Русский язык как второй государственный? Так ведь это условие в договор по газу не впишешь, да и не волнует кремлёвских бизнесменов утеснение русского языка на Украине. На языке ведь денег не заработаешь.
Бандера — Герой труда? Да ради Бога. Сделайте его хоть дважды героем труда. Ради тех денег, которые сейчас зарабатывает Россия по газовому договору с Украиной, россияне сами могут поставить небольшой бюстик Бандере перед главным офисом Газпрома на Украине. Причём из чистого золота. А заодно и в Москве, перед штаб-квартирой данной компании — большой памятник Юлии Владимировне (в полный рост и на коне), за то, что она подписала такой чудесный газовый договор. Из чистой бронзы с толстым слоем позолоты. Заслужила как-никак.
Вот и не знают «люди-карманы» из Партии регионов, как выходить из данной ситуации.
Что они могут предложить своим «русским братьям»?
Ведь всё, что можно было украсть на Украине, уже практически украдено. Почти всё, что можно продать — продано. Денег в казне нет. Долгов — выше крыши. Экономика разрушена. Оппозиция под бок кольями подпирает и истерит голосом Тимошенко. Народ есть хочет. А тут ещё свой бизнес надо как-то обустраивать, ведь не зря же они власть в стране брали.
Можно, конечно же, россиянам предложить «Турбоатом», сейчас он Москве ой как пригодится. Ведь она рассчитывает построить для Индии 16 ядерных энергоблоков. Но для Украины, а тем более её правителей, вырученных от продажи «Турбоатома» денег и на месяц не хватит.
Есть ещё на Украине сказочно богатые месторождения урана. Как вы понимаете, строить замкнутый ядерный цикл здесь реально никто не собирается (пустую, многолетнюю риторику чиновников на сей счёт в расчёт не берём). Но кому это на Украине надо, если запасы урана принадлежат государству?
Наверное, поэтому ещё в начале декабря 2006 года, будучи главой Минтопэнерго в правительстве Януковича, Юрий Бойко заявил о возможной приватизации уранодобывающих предприятий. «Ничего тут страшного нет» — сказал он. Действительно, что тут такого страшного, если какой-нибудь «человек-карман» получит в личное пользование 95,7 тыс. тонн урана (так оценивает МАГАТЭ минимальные запасы урана Новоконстантиновского месторождения) стоимостью как минимум в 20 млрд. долларов США?
Впрочем, с этим ресурсом очень много проблем и головной боли — на мировой ядерный рынок сейчас попасть «с улицы» практически невозможно, он только для «избранных», в число которых Украина не входит. Поэтому «лучшим людям» проще разменять украинский уран на то, что представляет интерес для их личного бизнеса. Ведь государственный концерн «Ядерное топливо Украины» или его наиболее привлекательные предприятия, обанкротить несложно (смогли же это сделать с «Нафтогазом»), а потом их просто надо будет продать «нужным» людям, которые знают, как с этим ресурсом надо обходиться.
Такой вариант вполне возможен, ведь за годы независимости строительство Новоконстантиновского рудника так и не завершено, полноценную разработку данного месторождения Украина так и не начала — и планирует это сделать почему-то только в 2015 году. А до этого времени столько всего ещё может произойти!
А можно всё сделать ещё проще — засунуть «Ядерное топливо Украины» в какой-нибудь международный консорциум. И потечет тогда украинский уран полноводной рекой за границу, становясь, по ту её сторону, чужой собственностью. Такой вариант Россию вполне устроит, ведь она планирует со временем занять 25 % мирового рынка услуг по строительству и эксплуатации атомных электростанций.
Можно ещё ОПЗ продать. Но там для украинской стороны вообще сумма смешная получается. Её хватит лишь на то, чтобы в мерседесах «уважаемых людей» пепельницы поменять.
Всё остальное — вообще мелочёвка.
И остаётся в итоге только «труба». Под неё регионалы уже и закон написали. Торопились очень. Боялись опоздать. Однако всё-таки не успели.
Газотранспортный консорциум, с идеей которого они носятся последний год как «дурэнь з пысаной торбою», был бы хорош в 2002 году, когда Кучма его подписывал. Но ведь тогда кучмисты были умнее, чем сейчас. Тогда они от «русских братьев» потребовали для себя право реэкспорта всего газа, идущего в Европу из РФ. Уж очень им хотелось «денюжек» на халяву. А что? Сидишь где-нибудь на Мальдивах в шезлонге, коктейль попиваешь, наслаждаешься тем, что в твоей жизни «всё включено», ничего не делаешь, а «доляры» каждую минуту на твои банковские счета капают. Лепота!
Однако тогда «русские братья» не оценили «скромное» желание украинской буржуазии, и договор о создании ГТК так и остался на бумаге. А ведь уже сейчас можно сказать, что «жадность фраера сгубила».
Почему? Все в общем-то просто. Дело в том, что когда россияне предлагали Украине консорциум, они исходили из того, что на тот момент это был наиболее экономный и оптимальный вариант решения всех газотранспортных проблем. Однако когда не в меру хитрые и жадные «украинские братья» захотели сами торговать российским газом (как в известной сказке Пушкина — «стать владычицей морской»), считая, что у «москаликов» безвыходное положение, Москва приняла решение «хохлам» вообще ничего не давать (кроме «разбитого корыта»), а строить обходные газопроводы — Южный и Северный «потоки».
Начало строительства «Южного потока» (это российско-итальянский проект), который пройдёт по дну Чёрного моря от Новороссийска до болгарского города Варну, запланировано на 1 апреля 2010 года. Его проектная мощность — 63 миллиарда кубометров газа в год. Объём инвестиций — 25 миллиардов долларов. Пуск в эксплуатацию намечен на 2015 год.
Ввод в эксплуатацию первой нитки «Северного потока» (российско-немецко-голландский проект) с пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м намечен на 2011 год. Запуск второй нитки газопровода в 2012 году приведет к увеличению его пропускной способности до 55 млрд. куб. м. Объём инвестиций — 7,4 млрд. евро.
Несложно понять, что, пока украинские патриоты бдительно оберегали «национальнэ надбання» Украины — ГТС и злорадно крутили в сторону Москвы национальные дули, Россия радикально изменила ситуацию и начала реализацию газотранспортных альтернатив.
Причём альтернативы эти таковы, что полностью перекрывают транспортные возможности украинской ГТС. В самые лучшие для Украины транзитные времена по украинской «трубе» перекачивалось 110-120 млрд. кубометров газа в год. В 2009 году по ней прошло в Европу 92 млрд. кубометров газа.
Общая пропускная способность Южного и Северного «потоков» — 118 млрд. кубометров. К этому ещё необходимо прибавить объём газа, транспортируемого по ГТС «Голубой поток», который составляет 16 млрд. кубометров в год. Итого — 134 млрд. кубометров.
А ведь все украинские «анализаторы» еще при Кучме «доказали», что Северный и Южный «потоки» — невозможны, а если и возможны, то их объем прокачки не сможет перекрыть украинскую «трубу», а если и сможет, то неспособен удовлетворить растущие потребности Европы в газе.
Поэтому — был сделан сакраментальный вывод — никуда не денутся от нас эти «москалики».
А тут такой сюрприз!
Но регионалы всё равно кинулись в Москву с идеей газотранспортного консорциума, выделив россиянам долю в размере 33 %.
«Мы вам — участие в ГТК, а вы нам — газ по белорусской цене» — предложила украинская делегация. «Это очень выгодное предложение» — при этом добавила она.
Российская сторона в лице Алексея Миллера в ответ радушно улыбнулась и сказала: простите, но такой вариант нас не устраивает. Строительство Северного и Южного «потоков» стоит более 32 млрд. долларов. И в этой сумме наша доля весьма весомая. Нам сложно тратить деньги ещё и на вашу «трубу», ведь вы в неё за 18 лет ничего не вложили, а поэтому только на реконструкцию линейной части, ПХГ и компрессорных станций необходимы 2 миллиарда. А что делать с «Нафтогазом», который на данный момент фактически является банкротом?
Да и вообще, мы не совсем понимаем, зачем нам инвестировать в Украину, как в плане модернизации ГТС, так и в плане существенного снижения цены на газ. Может, вы сможете нам это пояснить?
Украинская делегация хором: Можем! По прогнозам экспертов, к 2020-25 годам Европе дополнительно понадобится около 200 миллиардов кубометров газа в год. Поэтому, чтобы удовлетворить европейцев, вам всё равно нужна украинская ГТС.
Миллер: Это интересный довод, но дело в том, что, во-первых, прогнозы экспертов — вещь весьма условная, тем более на такой длительный срок; во-вторых, запасы российского газа не безмерны; а в-третьих, вы уверены, что Украина так долго сможет сохранять под своим контролем ГТС?
Какой сейчас совокупный внешний долг Украины? Если не ошибаюсь, общий и гарантированный — 93,5 % ВВП. Вы знаете, что это преддефолтное состояние? Или у вас есть деньги, чтобы выплатить десятки миллиардов долларов по взятым кредитам? А может, вы знаете, где взять необходимую сумму?
А знаете вы, что если все-таки Украина будет вынуждена объявить дефолт, то кредитов ей, даже мизерных, вообще не видать? Думаю, что знаете.
А поэтому идея того, что Россия снизит цену на газ для Украины ради того, чтобы иметь возможность инвестировать миллиарды долларов в украинскую ГТС, выглядит забавно, но не привлекательно.
Бойко: а как же Беларусь? Ведь ей вы продаёте газ по 168 долларов.
Миллер: Продаём. Но всё дело в том, что, пока вы там у себя голодомор отмечали да Бандеру чествовали, мы выкупили 50 % акций «Белтрансгаза». Это было непросто, но мы смогли убедить Батьку в целесообразности такого шага. Теперь белорусская труба почти что наша, родная. Поэтому в неё и деньги вложить не жалко.
Вы готовы отдать нам 50 % акций вашей ГТС? Нет? Ну, в таком случае, приходите, когда будете готовы…
Естественно, что такого диалога в действительности не было, но общая логика переговоров была и будет именно такой.
Для Москвы представители Украины любой политической окраски — «пацаны мутные». И те, которые были, и те, которые сейчас. С ними дела вести — себе дороже.
Об этом знают уже не только в России, но даже в Штатах и Европе.
Поэтому про братскую любовь Януковичу придётся забыть. И про мечту об изменении газового договора — тоже.
Вероятнее всего, единственное, что предложит Украине Россия — это невзимание штрафов за недобор газа. Ведь они только в прошлом году составили 8 млрд. долларов США (спасибо Юлии Владимировне!) Не исключено также, что в Москве «пацанам с Украины» могут предложить новые газовые схемы для пополнения личных банковских счетов, которые станут главной гарантией дружбы и взаимопонимания между двумя братскими народами. И, скорее всего, от этого предложения «уважаемые люди» из Киева не смогут отказаться.
Взамен этих скромных «уступок», Москва, вероятно, попросит непосредственный допуск Газпрома на внутренний рынок Украины, дабы эта славная компания могла продавать природный газ непосредственно украинским предприятиям, а также дальнейшую либерализацию этого рынка, тем более, что этого же хочет и Европа. Вон во Всемирном банке уже уверены, что повышения тарифов на газ аж на 100 % Украине не избежать. А зачем европейцам каждый раз принуждать украинское правительство к повышению тарифов, если можно просто отпустить в рыночный полёт ценообразование на газ? Украина же хочет евроинтегрироваться? Или нет?
Безусловно, что интерес к украинской ГТС у Москвы не пропал и даже не ослаб, но если и будут достигнуты договорённости по поводу украинской «трубы», то только на российских условиях. У Украины нет ни одного реального рычага, чтобы в той ситуации, в которой она сейчас оказалась, ставить свои условия.
Естественно, что украинская власть, как всегда, всё спишет на фарс-мажорные обстоятельства и на непредсказуемость происшедшего. Но это будет очередная ложь. Данная ситуация вызревала долгие годы, и её неизбежность была очевидна задолго до 2010 года.
В январе 2006 года, в статье «РАСПАД: О некоторых проявлениях олигофрении в украинской политике» я писал:
«Сейчас очень многие в Украине пытаются понять, почему Россия начала проводить жесткую, наступательную политику в отношении Украины. Как правило, у национально сознательной и либеральной интеллигенции все в очередной раз сводится к моральному негодованию относительно усиления «антидемократических» и «авторитарных» тенденций в России и осуждению «имперских амбиций» Кремля.
Тот, кто не так тугодумен, считает, что таким образом наш северный сосед хочет свалить оранжоидов, создав критическую ситуацию в украинской экономике и заодно продемонстрировать значимость России для Украины и цену всех «евроинтеграционных» потуг последней.
Однако отстранение от власти Ющенко и К° это лишь тактическая цель Москвы. Победа «бело-синих» на предстоящих парламентских выборах (в чем у меня нет ни малейшего сомнения) и даже назначение премьер-министром лидера оппозиции ничего принципиально не изменит в теперешнем украинском векторе российской внешней политики. Кремль стремится не просто поменять персональный состав власти в Украине, он хочет принципиально изменить формат отношений с ней, дабы достичь более масштабных геостратегических целей».
А вот какой очевидный вывод был сделан в апреле 2006 года в статье «РАСПАД: Оранжевый Голем»:
«У Москвы нет выбора. Украина — самый лучший в стратегическом плане плацдарм для комбинированной атаки против России. Кремль вынужден делать всё возможное, чтобы предельно истощить и ослабить Украину, создав необходимые условия для того, чтобы созданный американцами оранжоидный режим в Киеве пал. От этого напрямую зависит национальная безопасность России. Таковы правила геополитической игры.
Но это лишь одна сторона медали. Дело не только в украинских оранжоидах. В стратегическом плане Москва решила избавиться от балласта в виде полудохлых постсоветских республик, пятнадцать лет паразитирующих на России и при этом с извращенным удовольствием «отдающихся» Западу при любой малейшей возможности. Времена сидения на двух стульях прошли, Москва меняет формат отношений, устанавливая свои правила взаимоотношений. Те из стран постсоветского пространства, которые эти правила примут, будут встроены в российское экономическое и военно-политическое пространство, те, которые их отвергнут, окажутся за границами «ближнего зарубежья», один на один с хищниками глобализации, рассчитывая лишь на свои силы и ресурсы».
Сможет ли эту очевидную истину понять Виктор Янукович и его ближайшее окружение? Время покажет.