13 февраля 2010 года Новосибирск лишился почетного звания города, где успешно решаются проблемы обманутых дольщиков. Тихий протест доведенных до отчаяния людей выплеснулся на улицы.
Власть в лице представителей т.н. «комиссии Сичкарёва» не нашла в себе сил для прямого диалога с людьми, ограничившись лишь повторным декларированием своих многочисленных успехов на страницах электронных и печатных изданий.
А вот несколько сотен людей, собравшихся в тот морозный день на площади Ленина, ох как хотели посмотреть в глаза этим людям. Задать им свои вопросы.
Ведь ситуация, сложившаяся в городе, крайне серьёзна. И отражает не только и не столько локальные взаимоотношения «хозяйствующих» субъектов, сколько системные дефекты государственной политики.
Проблемы в строительной отрасли возникли не сегодня и не вчера. Кризисные явления стали нарастать постепенно, и экспертное сообщество уже в 2007 году предупреждало о грядущих проблемах.
Попробуем совместно разобрать ситуацию, переходя от общего к частному.
Прежде всего, скажу пару слов о законодательной базе. Пресловутый 214-ФЗ, призванный защитить интересы сторон, не выдерживает даже поверхностной критики. Интересы Застройщика он вполне себе защищает через штрафы и пени, а вот с дольщиками сложнее.
Прежде всего, там отсутствуют механизмы контроля со стороны инвесторов по отношению к Застройщику, за тем, как тратятся вложенные на строительство деньги. Закон ограничивается лишь декларацией о том, что застройщик имеет право использовать деньги лишь по целевому назначению.
В законе отсутствует понятие «страхование ответственности застройщика».
Залогом застройщика является не все его имущество, а лишь возводимый на деньги инвесторов объект, а по факту лишь земля, на которой он стоит, которая не в состоянии покрыть риски инвесторов.
Все это сформировало удобную среду для мошенников и позволило недобросовестным застройщикам уйти от ответственности, используя для этих целей вполне законную процедуру банкротства.
Еще раз подчеркну, всё это заложено в ныне действующем законе, явно написанном застройщиками и для застройщиков.
Единичный случай? — Отнюдь. В законе о Кредитных Потребительских Кооперативах вообще нет понятия «ответственность». К чему это привело, все мы знаем.
Согласно понятию общественного договора, Государство обязано защищать интересы граждан, доверивших ему это право на выборах.
Поэтому и апелляция обманутых дольщиков к государству имеет все основания.
Хотя то, как власть исполняет свои обязанности перед народом и исполняет ли вообще — отдельный разговор.
Собственно, что такого сделали застройщики? — лишь воспользовались моментом.
«Кризис всё спишет», — предположили они и легко списали тысячи людей и судеб со своих активов.
Эстафету оперативно перехватила партийная номенклатура, создав для этих целей специально обученную комиссию г-на Хинштейна. Что происходит на федеральном уровне, судить не берусь, зато с нашей местной группой ситуация в общем понятна.
Прежде всего, вызывает сомнение сам статус данного органа. Почему острая проблема, затрагивающая интересы десятков тысяч жителей Новосибирска, отдана на откуп не тем структурам, кто способен действительно их решить, а какому-то партийному междусобойчику, не имеющему ни одного реального рычага для реализации своих решений.
Чьи заседания и встречи носят лишь рекомендательный характер и в практическом плане служат лишь целям пиара одной и без того слишком часто встречающейся партии.
Практический «выхлоп» от такой деятельности за год её существования оказался минимальным.
Достраивается только то, что и так должно было достроиться, а серьезные проблемы остаются неразрешенными, ибо большинство из них можно решить только с привлечением первых лиц города и области.
Сам председатель комиссии — Валентин Сичкарёв — личность практически легендарная. Человек, как Матросов, бросившийся затыкать все прорехи безумной строительной политики Новосибирска и области. Волевой профиль, приятное русское лицо.
Алексей Беспаликов, благословляя молодого единоросса на безнадежное дело сказал: «Ничего были бы кости, мясо нарастет».
А уж ему-то, мастодонту новосибирской политики, как же не знать, как нарастает мясо? Не статейки писать его поставили, а реальное дело дали. Главное — команду правильно подобрать. И команда подобралась.
Это и г-н Сидоренко, руководитель строительной фирмы «Энергомонтаж», плотно обхаживающий власть, и господин Юношев из мэрии, интересовавшийся у вашего покорного слуги о том, сколько ему заплатили коварные обманутые дольщики.
И ещё один господин, уже после заседания подошедший ко мне и спросивший: «Какой именно дом мне нужно достроить?»
«Хочешь денег дам, хоть завтра» — заявил сей уважаемый член комиссии Сичкарёва.
И еще много других, интересных и не очень, деятелей. Так что люди там серьезные собрались, можно сказать — понимающие. С такими людьми, да при «правильном» подходе, можно и долгострой своей (Сичкарёва) строительной компании достроить, да и родственникам в Германии с домом помочь.
Только дольщики здесь ни при чем. Не их интересами занимается комиссия, ох, не их. Даже если лично Сичкарёв и думает иначе.
Интересна нам и персона недалеко ушедшего от них Павла Нефёдова. Новосибирский фонд «Жилище», анонсировавший под его руководством ряд громких проектов, привлекший под их реализацию деньги дольщиков и завершивший их закономерным провалом. В Новосибирске фонд начал строить дом на ул. Тульской, в г. Обь — жилищный комплекс, деньги же привлекались со ссылкой на федеральную программу «Жильё молодым». Результатом бурной и кипучей деятельности стали сотни молодых семей, оставшихся без жилья, денег и веры в государство.
Где широко анонсированный Нефёдовым жилищный комплекс в Искитиме (архитектурная достопримечательность региона)? Где коттеджный поселок в Колывани? Все это осталось в памяти новосибирцев в лучшем случае лишь на уровне котлована.
Фактически деятельность фонда «Жилище» дискредитировала саму идею доступного жилья для молодых и бросила тень на способность государства решить данную проблему.
Вполне законно спросить, оценило ли государство заслуги Нефёдова, как «эффективного менеджера»?
Можете не сомневаться. Павел Нефёдов нашел вполне достойное применение своим талантам, возглавив Управление капитального строительства Новосибирской области. Тем самым администрация доверила ему управление серьезными финансовыми потоками. Очевидно, что и здесь он проявит себя с максимальной эффективностью.
Особо примечателен в этой связи несостоявшийся конкурс по реконструкции Новосибирской филармонии, когда от участия в нём по формальным причинам были отстранены ООО «Навигатор» и Бердский строительный трест, а подряд на освоение одного миллиарда бюджетных средств получила строительная компания «Заельцовская».
И хотя УФАС своим решением от 15 января уже признал незаконность проведенных торгов, но и у нас есть также несколько вопросов.
Первое: почему государственный контракт на миллиард рублей был отдан без конкурса?
Второе: в Новосибирске в настоящий момент действует более 1000 строительных компаний. Из них несколько десятков способны качественно выполнить необходимые работы. Почему в торгах участвовало лишь три компании?
Третье: что важнее для города и области: строительство инфраструктурных объектов (метро Золотая Нива, под которое планируют брать кредит, развязка на автовокзале, третий мост, деньги на который вообще непонятно где брать) или филармония на 1 400 мест?
Четвертое: Почему бы эти деньги не потратить на целевое финансирование незавершенного строительства того же фонда «Жилище», что возглавлял столь уважаемый чиновник?
Да и вообще, как они у себя там приоритеты расставляют?
Я сознательно пока не буду отвечать на эти вопросы. Пусть каждый читатель ответит на них сам.
Интересны нам и другие крупные и не очень персоны, оставившие след в судьбе многих и многих людей в Новосибирске и области. И обо всех мы скажем, никого не обойдем вниманием. Многие из них, как Нефёдов, занимают не последние посты в администрации, а поэтому проблема обманутых дольщиков и инвесторов не имеет решения только во властных и околовластных коридорах.
Ведь власть, оказавшись без системы сдержек со стороны пресловутого гражданского общества, может легко превратиться в эффективный способ «освоения» бюджетных средств, да и собственно средств уже обманутых дольщиков.
Необходимость защиты своих прав и интересов все более отчетливо осознаётся дольщиками и инвесторами, что и показал митинг. Людей вывело на улицу осознание неспособности, если не сказать нежелания государства выполнять свои прямые обязанности. Мы начинаем объединяться и действовать сообща, понимая, что в противном случае, как обычно, всё решат за нас и без нас.