Юрий Солозобов, политолог, директор по международным проектам ИНС
Надо, к сожалению, констатировать очевидное: из двух политиков, прошедших горнило второго тура выборов, нет откровенно пророссийских политиков. С точки зрения внешнеполитических интересов России, это был выбор между плохим и худшим. Юлия Тимошенко уже давно сделала себе международную карьеру как защитница прозападного тренда Киева. Напомню, что Виктор Янукович, которого в нашей прессе почему-то называют однозначно пророссийским политиком, одним из первым выступил в западной печати со статьей о европейском выборе Украины и о тесном сотрудничестве Украины с НАТО. Поэтому не важно, кого именно из двух равнобезразличных украинскому обществу кандидатов признает Президентом местный ЦИК. Это всего лишь фронтмены украинской политической сцены – что-то вроде Валерия Сюткина и Жанны Агузаровой. А настоящие сочинители текстов и музыки для этой группы «Браво» сидят в тени.
Главное, что у политкласса Украины и их теневых вдохновителей из олигархата есть очень четкий политический прозападный консенсус: они хотели бы легитимизировать свои капиталы, полученные в том числе от теневой перепродажи газа и советского вооружения, а также получить благосклонность Запада. Другое дело, что Евросоюз сегодня к этому явно не готов. ЕС, отягощенный преддефолтной Балтией, кризисной Грецией и стремительно падающей в рецессию Южной Европой, не хочет брать на буксир еще и тонующую Украину. Так что спсением «незалежной» пока будут заниматься патентованные мясники из МВФ.
Поэтому впереди Украину ждет пять «межумочных» лет, долгое выяснение того, кто является в Киеве «царем горы». И. разумеется, шекспировские по размаху и гоголевские по исполнению интриги близ Диканьки. Ровно до тех пор, пока на политическую авансцену не придет новое поколение свежих политиков-прагматиков, воодушевленных «феноменом Сергея Тигипко».
Я бы не стал сильно злорадствовать по поводу грядущего раздрая у наших соседей. Повторюсь, что фантазии на тему Украины как «failed state» - это форма фрейдистской компенсации части наших политологов за травму оранжевой революции. Пора уже пережить эту подростковую истерию и начать говорить с Украиной на взрослом языке политического реализма.
Я не большой поклонник нынешнего формата украинской государственности и придерживаюсь невысокого мнения о ее эффективности. Но не стоит через запятую после Афганистана и Сомали записывать в раздел «failed state» Украину. Давайте будем честны: все-таки внутренняя ситуация на Украине разительно отличается от афганской боевой анархии. Мы знаем, что сомалийские пираты нагло действуют вокруг побережья Африки, а про украинских пиратов на берегах Черного моря, слава Богу, мы еще ничего не слышали. Так что давайте не выдавать желаемое за действительное, ненависть - плохой советчик.
По отношению к Украине последние полгода мы оказались в очень странной ситуации: Россия добровольно пропустила ход. Мы отстранились от ведения вменяемой украинской политики: сели на завалинке, стали лузгать семечки и делать напряженно вид, что нам неинтересно, что там происходит. Мы действовали по принципу Льва Троцкого: ни мира, ни войны, а дипломатию распустить. К счастью, у президента Дмитрия Медведева достало политической воли послать перед вторым туров выборов Михаила Зурабова. Это запоздалый, но очень правильный ход. Но ведь М.Зурабова заранее уже называют «бизнес-послом». Это меня несколько настораживает! Если мы хотим в ближайшую президентскую легислатуру перевести отношения на сугубо прагматичные торговые рельсы, значит, что мы опять политику выносим за скобки и повторяем прежние ошибки...
Чтобы голос России был услышан политическим истеблишментом Украины, мы должны в нынешней ситуации иметь не просто какого-то формального посла-коммерсанта, а очень сильную политическую, влиятельную фигуру. Только тогда Москва может оказать определенное дипломатическое воздействие на будущую политику Украинского государства.
Между тем, Украина - геостратегически важная для нас транзитная страна, с которой мы не можем конфликтовать по пустякам. Однако у нас сегодня нет позитивной повестки отношений с Украиной. Мы не можем сказать, что мы хотим от этой страны, не знаем, как будет строиться формат наших отношений с Украиной учетом программы «Большое европейское партнерство», в контексте будущих планов России быстрее двигаться в сторону ЕС.
После окончания дежурных обсуждений итогов президентских выборов в/на Украине нам, российским и украинским политологам, надо спокойно сесть и обсудить долгосрочную повестку наших двухсторонних отношений. Эксперты обеих стран должны найти для политиков неординарные решения накопившихся трудных вопросов. Но это невозможно сделать без прямых контактов и разрушения в процессе этих дискуссий негативных стереотипов времен «померанчевой хвили», засевших в экспертных умах. Образно говоря, нам нужна совместная команда волонтеров, которая будет разбирать завалы медийного мусора, накопившегося между Москвой и Киева.
Интеллектуалы России и Украины, гопайтесь до кучи!..