Внезапное назначение Хлопонина сразу же вызвало обилие комментариев. Правда, комментарии затрагивают в основном личностный аспект. Почему именно он, повышение или ссылка, готовят в преемники или просто мягко отстраняют от Красноярска…
На мой взгляд, гораздо интереснее само новое кресло, а кто в нем пока посидит — дело десятое.
Новый федеральный округ полностью повторяет логику старого Кавказского наместничества. Не включает Калмыкию — но она и тогда существовала в симбиозе с Доном, а не с Кавказом. Включает Ставрополье — ну да, кубанское и терское казачество всегда были тесно связаны с Кавказом, они и были главной опорой наместника.
Довесок к должности в виде вице-премьерства тоже выделяет «кавказского смотрящего» из числа прочих глав округов…
Историческая и государственная логика неизбежно подталкивают к реанимации традиционных административных форм. Тем более, что за последние десятилетия Кавказ деградировал до состояния начала XIX века. Те же условно зависимые горные княжества, ханства и шамхальства. Разница только в том, что в начале позапрошлого века горские князья, приезжая раз в год в тифлисскую резиденцию наместника, привозили дань в золотых червонцах — не особо обременительную, но все же вполне для них ощутимую. Разумеется, для финансовой системы Империи суммы кавказской дани были исчезающее малы, но сама символика дани была очень немаловажным орудием поддержания мира на Кавказе.
Сегодня, увы, дань течет в обратную сторону — и далеко не символическая.
К тому же в то время горцы, получавшие образование — преимущественно военное — в России, становились безоговорочными агентами русификации края. Сегодняшние горцы, получая образование в России — экономическое или юридическое — становятся столь же безоговорочными агентами варваризации России.
Разумеется, речь пока идет даже не о самом кресле, а о едва обозначенном каркасе.
Не случайно упомянуто о том, что силовых полномочий новый вице-премьер не получит.
По сути, речь сегодня идет о своеобразном «баскаке навыворот» — назначенце, основной обязанностью которого будет контроль за тем, чтобы поступающая из России дань расходовалась наиболее эффективным образом.
Но логика событий должна заставить со временем пристроить к креслу и силовые, и судебные подлокотники. А там, рано или поздно, в кресле должен оказаться человек, ему соразмерный.
Альтернативы ведь нет. Либо из Кремля снова будет назначаться «проконсул Кавказа» — либо, рано или поздно, с Кавказа в Кремль будет назначаться проконсул России.