«Бедность — это не только национальный порок, но и межнациональная угроза»

Выступление на международной конференции «Будапештский Меморандум и новая архитектура европейской безопасности».

Уважаемые коллеги!

Я, в отличие от многих присутствующих, не являюсь профессиональным специалистом по проблемам международной безопасности.

Я много лет работал в бизнесе, потом — в политике, являюсь депутатом нескольких созывов. И по своей политической специализации, если можно так сказать, больше тяготел к проблемам, связанным с информационной политикой.

Но даже в информационной политике есть своя составляющая темы нашей конференции - это информационная безопасность. Поэтому какое-то моральное право на короткое выступление у меня есть.

Как профессионал в области масс-медиа, хочу начать с того, что девяносто процентов угроз, вызовов нашей безопасности, не считая, конечно, природных катаклизмов, рождаются в чьих-то головах. У медийщиков есть такая фраза: «если событие не показали по телевизору, значит его не было».

Перефразировав эту фразу, скажу: если злой умысел не родится в чьей-то голове, то его и не будет.

Поэтому первую проблему повышения общеевропейского, а в принципе и всего уровня безопасности, я вижу в своего рода «чистке ментальности».

Я абсолютно уверен, что нам надо начать с того, чтобы проверить, или, как говорят ученые, верифицировать наше сознание на наличие в нем своего рода вредных элементов — предрассудков, ложных гипотез, архаичных стереотипов.

Вот если взять глобальное сознание, как говорит президент России — Медведев — от Ванкувера до Владивостока, то в этом сознании окажется масса опасных рудиментов. Окажется, что до сих пор на Западе сильны предрассудки о том, что многие постсоветские страны и, прежде всего, Россия — это вечный враг «западным ценностям». Окажется, что в тех же многих постсоветских странах тлеет недоверие и даже неприязнь к западным странам за якобы слишком роскошную жизнь «золотого миллиарда».

То есть глобальное сознание на этой громадной территории мыслит по-прежнему старыми стереотипами конфронтации, недоверия, неприязни. Соответственно, на лицо парадокс. Мы живем в новом мире, имеем фактически новое геополитическое тело, а мозги у этого тела старые, времен еще «холодной войны».

Поэтому первая и главная наша задача, я извиняюсь за грубоватость термина, — это тщательно, сильно, но аккуратно, как говорил один известный персонаж, «прочистить мозги».

Во многих западных странах существует и успешно действует правило политкорректности, запрещающее грубо и пренебрежительно отзываться о представителях других национальностей, рас, пола и т.д. Мы должны принять своего рода «кодекс глобальной политкорректности», который запрещал бы нам другие страны называть враждебными. Который запрещал бы пренебрежительно и неуважительно отзываться о других народах и государствах.

Мир всегда раскалывался «по оси зла». Только одни считали злом тех, кто на Западе, другие — тех, кто на Востоке.

Так вот, хватит нам этих «осей», этих «блоков», этих «альянсов». Все эти «оси» мы должны вытащить, извлечь из своего сознания, как занозу.

Иначе говоря, выздоровление глобальной ментальности я вижу в создании такой транзитной модели здравого смысла — действительно от Ванкувера до Владивостока — но с опорами, конечно, на Будапешт и Киев, где главными словами будут «партнерство», «взаимопонимание», «общие ценности», «общая архитектура безопасности».

Эта модель должна исходить из того, что любой альянс, который исключает, оставляет за бортом того или иного участника этого геополитического пространства — неполноценен. То есть новые союзы для упрочнения безопасности должны строиться не на правилах исключения кого-то, а на правилах включения всех.

Повторяю, как специалист в области медиа, в создании такого мышления «модерна безопасности» я особую роль отводил бы прессе, телевидению, Интернету. Именно они создают тот интеллектуальный виртуальный контент, который потом превращается в реальные межгосударственные проекты, программы, а, в конечном счете, — в реальную безопасность. Помнится, проект под названием «Европейский Союз» начинался с «Союза угля и стали».

Сегодня мы стоим перед пониманием необходимости создания Глобального союза безопасности фактически на всем северном полушарии. И начинаться этот союз должен с союза Интеллекта и Воли. При этом, повторяю, интеллект должен быть не конфронтационный, а воля-доброй.

Вот это объединение доброй воли и доброжелательного интеллекта, умноженные на поддержку всего медийного пространства, и есть, по моему глубокому убеждению, фундамент нового Глобального союза безопасности.

И я, и как участник конференции, и как один из соорганизаторов, очень бы хотел услышать размышления и советы выдающихся специалистов, которые здесь собрались, в этом плане…

И, напоследок, еще.

Когда-то вновь популярный сегодня Карл Маркс сказал, что человеческое сознание становится глухим ко всему прекрасному и важному, если желудок пустой.

Я думаю, что это относится и к глобальному международному сознанию. Если какая-то страна испытывает муки бедности, то у нее возникает инстинктивное желание сорвать свою злость, отомстить более богатым странам. Поэтому бедность — это не только национальный порок, но и межнациональная угроза.

Пока Сомали будет нищей страной, ее пираты будут грабить корабли стран более богатых. И никакой спецназ не справится с этой угрозой. Безопасное судоходство в этой районе станет только тогда, когда уровень жизни в Сомали поднимется на порядок.

И подобное можно сказать о многих других регионах.

Поэтому новое глобальное мышление должно включать в себя рассмотрение бедности в отдельных странах, как угрозу всем остальным. То есть если правители какой-то страны довели ее до нищеты, они должны считаться международными изгоями и пособниками террористов. Даже если они будут считаться лучшими друзьями «западных ценностей» либо же того или иного полюса мировой силы. Никаких «своих сукиных детей» здесь быть не должно!

Кстати говоря, иногда сама филология подбрасывает нам верное понимание сути вещей. Несколько сот километров от сюда находится Сербия. В языке этой страны сохранилось много древнесловянских слов и выражений. Так вот по-сербски «безопасность» звучит как «безбедность». Нет, это не тост, а действительно перевод с сербского. Я думаю, что мы должны запомнить этот глубокий смысл.

Относительно Будапештского Меморандума я считаю, что это единственный документ, который действительно может лечь в основу внешней политики Украины с приходом нового президента. Потому что за 15 лет Украина так не смогла использовать качественно те гарантии, которые она получила в результате подписания этого документа. Я уверен, что в следующем году эта ситуация изменится и новый президент будет иметь право инициировать встречу руководителей тех стран, которые давали гарантии Украине для обсуждения новых уровней безопасности. И таким образом утвердить позицию внешней политики государства по Будапештскому Меморандуму, которому в этом году исполнилось 15 лет.

Спасибо за внимание.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram