Думаю, результат слушаний по иску Сербии о признании незаконности одностороннего объявления Косовом независимости будет однозначным. Сербии откажут в иске, и это станет уже юридическим прецедентом.
Международный суд в Гааге, как и любой суд, даже самый независимой стране, находится под мощным политическим давлением. Давление будет очень сильным, оно уже присутствует, и Гаагский суд скажет, что все было законно, что реализовано право нации на самоопределение, и так далее. Любой иной исход был бы просто фантастикой.
Однако могут быть сделаны какие-то оговорки. И это может быть очень важным обстоятельством.
Скажем, с одной стороны, референдум прошел законно, но необходимо обеспечить права сербского населения, которое осталось в Косове, и чьи права ущемлялись. В этом случае в ситуации возможны какие-то подвижки.
Если решение об отказе в иске будет принято, то я не исключаю, что подобные исковые заявления может подготовить и Грузия. Режим Саакашвили должен самоутверждаться в глазах своих граждан. И может возникнуть весьма интересная ситуация. Европа не захочет ссориться из-за какой-то Грузии с Россией. С другой стороны, в Южной Осетии и в Абхазии, как и в Косово, были референдумы по поводу независимости. И вопрос состоит в том, пойдет ли Гаагский суд на поводу у проамериканского лобби, которое имеет в Европе достаточно серьезное влияние.
Европейцы были не заинтересованы вообще, чтобы распадалась Югославия – им было проще работать с ней как с единым государством. Теперь распад идет на все более мелкие составляющие, такие как Косово. Не исключено, что подобные процессы могут начаться в Черногории или в той же Словении, которая уже входит в состав Евросоюза.
Поэтому любопытно, как поведет себя режим Саакашвили и какое решение будет принято по такому иску Грузии. Подождем – процесс будет длительным, такие вопросы не решаются в один день. И для нас важно, чтобы Гаагский суд все же поддержал Сербию, однако надежды на это практически нет. Вероятней всего произойдет юридическое закрепление ранее принятых политических решений, основанных на предположении о том, что в Косово только сербы осуществляли убийства мусульман. То есть, то, что называется политика двойных стандартов.