Юрий Солозобов, политолог, директор по международным проектам Института национальной стратегии (РФ)
АПН. Уважаемый Юрий Михайлович, сегодня, 27 ноября 2009 г., президенты России, Казахстана и Беларуси подписали Единый таможенный кодекс и тем самым дали старт новому Таможенному Союзу. Как Вы оцениваете это событие?
Без всякого преувеличения, минский саммит ЕврАзЭС следует назвать историческим. Это событие такого же масштаба, как и образование Евросоюза. Еще одна паралель – Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС реализует задачу сходную с той, которую знаменитый экономист Фридрих Лист решал в XIX веке для Германии. Напомню, что Ф.Лист предлагал объединить разрозрозненные Пруссию, Германию и Австрию в большое экономическое простраство. А в результате - получилось «германское экономическое чудо». Будем надеятся, что после старта Таможенного союза мы станем свидетелями нового «евразийского чуда».
Почему я так уверен в этом?!.. Успешный опыт ЕС показал, что что для уверенного продвижения вперед необходимо иметь крепкий "кулак" интеграции. К примеру, в ЕС роль "локомотивов интеграции" изначально принадлежала союзу Германии и Франции, в НАФТА - США. Поэтому "евразийская тройка" - Астана, Москва и Минск - объективно станет таким интеграционным ядром на постсоветском пространстве после старта Таможенного союза. Вместе мы составляем более трех четвертей экономического потенциала СССР. Надеюсь, в дальнейшем совместный потенциал будет только нарастать. Как за счет снятия барьеров, так и присоеденением новых участников Союза. Кстати, Киргизия уже готова вступить в Таможенный союз Белоруссии, России и Казахстана. Об этом заявил в Минске президент Киргизии Курманбек Бакиев.
- Кто из политических лидеров «евразийской тройки» является главным мотором евразийской интеграции?
Безусловно, это – Нурсултан Назарбаев. Он был первым среди мировых политиков, кто сосознал жизненную необходимость такой интеграции. Ещё весной 1994 года во время своего визита в Великобританию Нурсултан Абишевич высказал убеждённость в том, что «на смену нынешнему разъединению придёт эпоха интеграции государств евразийского пространства». Таможенный союз – одна из ключевых интеграционных идей, выдвинутых казахстанским лидером. Созданию такого Союза Президент Казахстана уделял самое пристальное внимание на протяжении многих лет. Вы, наверно, обратили внимание, что Президент РК заранее прихал в Минск, чтобы снять все возможные шероховатости во время встречи с Александром Лукашенко... Но в принципе, среди президентов-лидеров трех наших стран нет противников интеграционного проекта.
- Чем вызвана необходимость ускоренного объединения трех постсоветских стран в формате Таможенного Союза?
В условиях мирового кризиса ускоренная интеграция России, Белорусии и Казахстана из ностальгического проекта (типа «воссоздадим СССР-2») становится вопросом выживания! Почему так? Экономисты уверены, что после кризиса мировое хозяйство распределится по крупным региональным блокам. Такие большие, почти самодостаточные экономики, как отсеки в подлодке, резко повышают вероятность выживания. И этот процесс т.н. «кластеризации» идет сегодня полным ходом. К примеру, крупнейшая в мире зона свободной торговли Китай+АСЕАН будет создана уже к 2010 году. Это означает появление на планете огромного рынка с населением почти 2 млрд. человек. Да и процесс объединения стран Южной Америки пошел куда быстрее...
При существующих сценариях развития у России и Казахстана есть всего два пути. Первый – переферийной интеграции в Китай или ЕС. Скажем прямо, на правах сырьевой провинции Китая или «кочегарки Европы». Второй – побороться за создание собственного центра силы в сердцевине Евразии. И Таможенный союз – один из инструментов создания такой силы. Как отметил российский премьер Владимир Путин, "работа Таможенного союза призвана стать важным рычагом преодоления кризиса и возобновления экономического роста".
- А каковы практические выгоды от создания Таможенного союза?
Появление Таможенного соза означает ликвидацию таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории. Это будет стимулировать экономическую активность и повышать товарооборот. По оценке Нурсултана Назарбаева, только одно соглашение по выравниванию железнодорожных тарифов позволит увеличить грузооборот между нашими странами на 30 процентов. Второй плюс - восстановление экономического пространства бывшего СССР как единого организма. Тем самым, научно-технический и производственный потенциал предприятий, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, будет объединен. Это очень важный шаг к модернизации наших стран! И, наконец, третий плюс - большой внутренний рынок. Создание Казахстаном, РФ и Беларусью Таможенного союза открывает для зарубежных инвесторов рынок с населением более 170 млн человек и суммарным валовым внутренним продуктом (ВВП) почти $2 трлн. Так недавно заявил президент РК Нурсултан Назарбаев на XXI заседании совета иностранных инвесторов в Костанае.
- Белорусский президент А. Лукашенко во вторник в Минске на встрече с членами Совета руководителей государственных информационных агентств стран СНГ заявил, что Таможенный союз выгоден, прежде всего, России. "Таможенный союз, который мы завтра-послезавтра создадим, - это удвоение, усиление позиций Российской Федерации», - сказал Лукашнко. Так всем ли участникам Таможенного союза его создание одинакового выгодно?
Президент РФ Дмитрий Медведев в беседе белорусскими журналистами в Москве отметил, что создание Таможенного союза в равной степени выгодно России, Белоруссии и Казахстану. "Таможенный союз нам нужен не больше, чем Белоруссии и Казахстану, но и не меньше. Это возможность торговать и развиваться по единым правилам", - сказал Медведев. И это очень правильная оценка. Вот вам простой пример – таможенные платежи при пересечении товаров из Китая в Европу должны поровну распределяться между участниками Союза. О какой обделенности тут можно говорить?..
Вот вам еще конкретные цифры. По оценкам экономистов РАН, Россия за счет интеграционного фактора получит дополнительно 16,8 процента от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1, Казахстан - 14,7 процента. Так что никто из участников Таможенного союза в накладе не останется!.. По расчетам известного российского экономиста - академика Сергея Глазьева, создание единого таможенного пространства трех государств позволит уже к 2015 г. обеспечить участникам союза 14–17% прироста ВВП. А суммарный интеграционный эффект к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов. По-моему, это весомые аргументы в пользу создания Таможенного союза.
- Какие шаги следует предпринять лидерам «евразийской тройки» для дальнейшей интеграции?
Как показал опыт формирования Евросоюза, межгосударственная интеграция — процесс позитивный. Он также не противоречит политической самостоятельности каждого суверенного государства. Главное, чтобы всеми участниками интеграционого проекта одинаково четко понималась конечная цель интеграции и основные вехи на этом пути. Реализуемый ныне формат Таможенного союза - согласование тарифов и снятие таможенных барьеров – это всего лишь первый этап интеграции. Вторым важным этапом станет дееспособный Евразийский экономический союз; третьим - появление своей региональной системы валютного регулирования. Финальная цель любой успещный интеграции – политический союз. Нам надо целеустремленно двигаться от Таможенного союза к политическому!..
Иначе говоря, интеграция между Россией, Белоруссией и Казахстаном должна получить политическую составляющую, одинаково понимаемую высшим руководством обеих стран. Напомню, что президент РК Нурсултан Назарбаев еще в 1994 году заявил, что странам Содружества необходимо создать евразийский союз государств по образцу Евросоюза, где будет консенсусный путь принятия решений. Я считаю, что это четкая, прозрачная, достижимая и надежная цель.
- Вы считаете, что формата Таможенного союза нам уже недостаточно?
Сегодня крайне необходимо ускорить и четко смоделировать интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Долгое время наша интеграция находилась в каком-то стихийном состоянии. Постоянно говорилось, что если мы все родом из СССР, то неизбежно, рано или поздно должны вернуться к этому объединенному советскому состоянию. Но спустя почти 20 лет после распада СССР, мы до сих пор не видим единой стратегии поведения стран СНГ. Потому что у лидеров этих стран отсутствует четкое видение общей цели. Нет общей картины - куда должно двигаться постсоветсткое пространство. Мы должны четко видеть эту конечную цель. И если мы говорим, что наша финальная цель - это Евразийский союз государств, то надо честно заявлять, что это цель политическая!..
По моему глубокому убеждению, одной лишь экономической солидарности нашим странам явно не достаточно. Нам, как воздух, нужен политический союз. Если мы в 2010 году отрапортуем, что только Таможенный союз на бумаге создан, то в 2011 году он может внезапно развалиться, как уже было с первым вариантом Таможенного союза, который существовал без наднациональных органов управления. Это я говорю к тому, евразийская интеграция не должна замыкаться только на создании одного Таможенного союза. Это раз! И два – интеграция не должна идти верхушечным, сугубо бюрократическим путем. Без участия широких заинтересованных в интеграции масс.
- Какие же меры Вы предлагаете для углубления евразийской интеграции?
Для этого, во-первых, нам нужно создать новое Евразийское обществено-политическое движение. Респектабельное и без налета прошлой маргинальности. Открыто лоббирующее приоритеты евразийской интеграции на публично-политеческом пространстве трех стран. А то интеграция только в высоких кабинетах успешно идет – а достойной политической и медийной поддержки «внизу» пока не имеет!.. Нам также нужны обширный культурные и гуманитарные контакты среди простых граждан, проживающих на территории Таможенного союза. Поясню о чем идет речь. Например, следует максимально упростить поездки для учащейся молодежи. А то за 20 постсоветских лет в наших странах выросло целое поколение, не видевшее красот Заилийского Алатау и Байкала, не гулявшее по бульварам Москвы и Астаны. Иначе мы получим такую молодежь, которая даже не будет знать, как называются столицы наших стран-соседей. Надо все сделать для того, чтобы в плане своей дальнейшей карьеры перспективная молодежь в СНГ была ориентирована прежде всего на Россию.
В последние годы в наших СМИ очень много говорилось о так называемой soft power. Но на практике в России не было сделано ничего, кроме скромной раздачи российских учебников и бесполезного проведения парадных конференций. Однако на постсоветском пространстве сегодня идет ожесточенная борьба за умы. На мой взгляд, именно в этом направлении в первую очередь должны действовать российский президент Дмитрий Медведев и его команда модернизаторов. Наша стратегическая цель - создать устойчивое интеграционное лобби во властных элитах стран СНГ. Да, этот процесс нацелен на долгосрочную перспективу. Да, он труден и долог!.. Но только он способен принести России серьезные политические и экономические дивиденды. Отказ от серьезной евразийской интеграции – это синоним слова «распад»!