Примечательна в этом плане судьба председателя Федерации профсоюзов Петербурга и области Владимира Дербина. Кто-то наверху – причем, надо понимать, на уровне не меньше руководства кремлевского треста столовых и прачечных – решил, что Дербин не должен больше занимать этот пост после выборов, намеченных на январь следующего года. Причем, по некоторым данным, ответственность за смену руководителя питерских профсоюзов возложена прямо на «питерских силовиков». Нет, не абстрактных, о которых любят говорить разные пропагандисты, а самых что ни на есть конкретных: прокуратура, УФСБ, ГУВД северной столицы вынуждены ломать голову над выполнением поставленной задачи. Так как реального компромата на Владимира Дербина у правоохранительных органов нет, то машина катится по проторенной дороге появления сомнительных уголовных дел.
В центре скандала оказался Сергей Тихомиров, руководитель "Треста Севзапкурортстрой". Тихомиров - влиятельный игрок. Уже несколько лет его имя фигурирует в различных конфликтах, связанных с недвижимостью профсоюзов. Зачастую статус этих объектов стоимостью в десятки миллионов долларов до сих пор точно не определен, а собственность толком не оформлена, что оставляет простор для хозяйской хватки. В подобного рода историях одна сторона спешит приклеить к другой бирку "рейдер". Не удивительно, что такой по нынешним временам отнюдь не привлекательный ярлык получил и Тихомиров.
Еще два года назад прокуратурой Петербурга было возбуждено уголовное дело по факту предоставления сфальсифицированных копий документов в арбитражный суд "неустановленными лицами, действующими от имени гендиректора ЗАО "Трест "Севзапкурортстрой". Cудебный спор касался одного из профсоюзных объектов, права на который отстаивал Трест. Что за "неустановленные лица", у которых суд принимал документы? Ответа нет, потому что вскоре прокуратура не обнаружила состава преступления. То есть, выходит, не было никаких сфальсифицированных копий?
И вот в октябре 2009 года Тихомиров вновь фигурирует в постановлении о возбуждении уголовного дела, родившегося в недрах СУ ГУВД. Заявителем выступил некий Г. А. Шаделко, числящийся генеральным директором "Треста Севзапкурортстройинвест". Согласно этим материалам, между двумя трестами был заключен договор купли-продажи векселей на 220 миллионов рублей, но трест Шаделко денег не получил и теперь следствие вновь подозревает "неустановленных лиц, действовавших от имени Тихомирова", в подлоге и хищении. Судя по всему, формулировки списаны с постановления двухгодичной давности. И перспективы этого дела аналогичны.
Интересно другое. Откуда у тов. Шаделко оказались векселя на внушительную сумму? Равно как и то, почему доблестные органы проявили пристальное внимание к спору двух организаций со схожим названием. Последнее, впрочем, легко объяснимо: напомним о распоряжении. Однако, не надо быть следователем, чтобы предположить, что на этот раз Тихомиров стал объектом классической рейдерской аферы. Организация со схожим названием заявляет о наличии задолженности со стороны давно существующей компании, подает заявления в арбитраж и правоохранителям. Деятельность предприятия оказывается парализованной. За это время захватчики получают контроль над приглянувшимися активами.
СМИ сообщают, что "Севзапкурортстрой" является собственником 80% доли в ООО, владевшим Дворцом культуры, площадью более 20000 квадратных метров. Директор ДК без согласия учредителей продал дворец за 2 миллиона долларов кипрской оффшорной компании. Собственники - трест и федерация профсоюзов вовремя успели заблокировать дальнейшую перепродажу объекта: по их заявлению суд наложил арест на здание. Теперь задача атакующей стороны добиться снятия ареста.
Уголовное дело становится инструментом давления. Параллельно Тихомирова уговаривают дать показания на председателя федерации профсоюзов крупнейшего региона. Руководителей влиятельных территориальных профсоюзов в это время приглашают в кабинеты высоких чиновников и настоятельно рекомендуют не поддерживать на выборах Дербина. "А кого поддерживать?" - спрашивают профсоюзники и получают совет: "Мы за – Еремеева!".
Эти рекомендации сейчас вовсю обсуждают в профкомах города. Помня о наставлениях рекомендациях чиновников, но слушая президента России, недвусмысленно заявившего, что выборы надо выигрывать в честной борьбе, без административного ресурса. Президент, конечно, чиновникам не указ, но все же. Иначе говоря, большая политика - а вопрос о председателе, безусловно, относится к таковой - оказывается на службе интересов тех, кто хочет завладеть чужим имуществом.
Станислав Еремеев, возглавлявший некогда Союз правых сил (СПС) в Петербурге, совсем недавно избран деканом факультета политологии СПбГУ. Казалось бы: новый, только что созданный факультет, есть где развернуться, проанализировав и подведя научную базу под ошибки прошлого. Станислав Германович многократно баллотировался в депутаты различных уровней, но ни разу не победил, а четыре года назад также безуспешно пытался стать главой петербургских профсоюзов. Зачем ему новые выборы с ожидаемым финалом?
Ответ на этот вопрос найдется, если в результате уголовного дела, возбужденного против Тихомирова, выяснится авторство схемы по захвату Дворца. Пост председателя профсоюзов дает возможность одним махом покончить с многочисленными судебными разбирательствами вокруг многочисленного имущества профсоюзов, найдя для каждого объекта "добросовестного приобретателя". Такая вот политология.