Я сомневаюсь, что демарш трех оппозиционных партий в Госдуме и их намерение встретиться с президентом по поводу фальсификации выборов 11 октября будет иметь какие-то серьезные последствия. Тем более маловероятен предлагаемый ЛДПР пересчет бюллетеней по всей стране на всех избирательных участках. Это просто технически крайне сложно, поэтому на такой шаг никто не пойдет.
С другой стороны, не исключено, что какие-то разбирательства по отдельным вопросам будут иметь место, хотя общей картины это не поменяет. Эта кампания продемонстрировала, что сами по себе выборы все больше и больше становятся профанацией.
Действительно, на этих выборах административный ресурс применялся достаточно жестко во всех регионах, и я думаю, что, если говорить о «Единой России», то любой процент выше пятидесяти пяти-шестидесяти, получен с помощью административного ресурса. Рейтинг «Единой России» ограничивается максимум шестьюдесятью процентами. То, что выше – от лукавого. Однако такое превышение имело место практически во всех регионах. Видимо, такое влияние на результат выборов стало носить характер системы, поскольку стало удобным.
При этом инициатива здесь исходит, на мой взгляд, не сверху, а со среднего звена власти. Чиновники решают таким образом свои собственные проблемы – им надо провести побольше депутатов, которые будут заниматься бизнесом, или есть задача никого не обидеть из «своих» и всех сделать депутатами. Я считаю, что это проблема «Единой России», поскольку вечно такое положение сохраняться не может.
Могут ли оппозиционные партии добиться каких-то изменений в свою пользу? Проблема в том, что с точки зрения законодательства менять-то нечего. Все нарушения, которые происходили, происходили вне закона. Поэтому вопрос в том, что менять – людей, которые занимаются выборами, или всех бюрократов и чиновников в стране? Это тоже невозможно.
Опять же, есть система, которая совершенно четко себя проявляет: да, с одной стороны, вышестоящая власть не ставит конкретных задач, но, с другой стороны, если нижестоящие власти получают плохой результат, они имеют «по шапке». Это система абсолютно непубличная, она устоялась годами, и изменить ее законодательным способом невозможно – нужно менять сам дух отношений. А это никакими указами не меняется.
Есть совершенно очевидная проблема. Можно говорить: верховная власть не дает никаких конкретных нахлобучек по поводу результата, но все знают, что если тот или иной мэр или губернатор, тот или иной начальник не сделает хорошие результаты на выборах, он будет иметь проблемы. И проблемы эти будут проистекать сверху. В таком случае, о чем речь?