Консолидированное обращение к президенту партий-неудачников по результатам выборов, особенно в Московскую городскую думу, является следствием того, что функционеры этих партий (особенно те люди, которым не довелось попасть в привилегированный список, т.е. в члены «Единой России», и которым было рекомендовано на самом высоком уровне войти в партии «кремлевского» пула, и именно там реализовывать свои политические амбиции), столкнулись с тем, что все, на что они рассчитывали, никто им гарантировать не собирается.
До последнего времени они надеялись, что политическая система в России изменится так, что всем им будет гарантировано прохождение в органы власти различного уровня – городской думы, областного законодательного собрания, Государственной Думы. Теперь же они увидели, что власть потеряла интерес к поддержке этих партий, что она больше не нуждается в них для обеспечения эффективности управления и стабильности политической структуры.
В результате этот демарш стал обращением к власти, призывом не бросать их и выполнять свои обещания. Лидеры всех этих партий, особенно те люди, которые за ними стоят, те, кто их финансирует, столкнулись с реальной угрозой того, что они будут просто-напросто выброшены из политического пространства. Они увидели, что власть не нуждается в их ресурсах, и они теряют свой вес со всеми вытекающими последствиями.
Сейчас будет сделана попытка призвать правящую элиту, руководство страны к диалогу, к выработке общего консенсуса, к заключению какого-то более обязывающего соглашения, которое бы гарантировало, что власть никогда не отвернется от них, что она в обозримом будущем не откажется от поддержки этих лидеров второго, третьего и четвертого эшелонов. В данном случае мы имеем дело с попыткой защитить свои позиции, с попыткой защитить то, что им было, по всей видимости, гарантировано.
Здесь надо честно признать, что та политическая структура, которая складывается в нашей стране, не является абсолютно новой. Система, при которой есть одна доминирующая партия, и две-три партии, которые всегда, на всех выборах в обязательном порядке получают определенный процент голосов и определенное число мест в законодательных органах власти, отработана. Такая система была, например, в Польше, где кроме правящей Польской объединенной рабочей партии была еще и Демократическая партия, была и Крестьянская партия. В Китае, даже во времена полной коммунистической диктатуры, во времена Мао Цзэдуна в высшем законодательном органе страны тоже было несколько партий. Все они попадали туда по гарантированному списку.
Вот эту гарантированную позицию и требуют для себя руководители так называемых «оппозиционных» партий. Они знают, что сейчас на самом деле государство, правящая элита в них больше не нуждается. И они просят, чтобы с учетом их заслуг им был гарантирован определенный пенсион на политической ниве.