Сейчас я вам расскажу одну удивительную историю. Или неудивительную – для тех, кто знаком с тем, как в нашем благообразном государстве делаются дела.
Я меняю в рассказе все имена, названия политических партий и даже название города, даже цифры избирательных участков — ибо по цифре можно догадаться о каком районе идёт речь (я округляю цифры для удобства рассказа, но сохраняю соотношение минут — вы потом поймёте о чём речь).
Делаю я это по двум причинам.
Во-первых, из деликатности. Речь-то идёт о конкретных и многим известных людях: и тех, кто в этой истории выглядит плохо, либо глупо, либо смешно, либо даже положительно.
Во-вторых — потому что рассказ пойдёт о намечающемся уголовном преступлении. Которое не просто намечается, но и непременно произойдёт. Это действие очень обычно, привычно, я бы даже сказал, но всё-таки это уголовщина, а у меня нет никакого желания участвовать в возможных разборках.
* * *
В одном столичном городе проходят выборы в городской парламент. Естественно — в них участвует и «правящая партия».
«Правящая партия» получает в столичном регионе свои 50%. Как это обычно делается (не только в столице, но и по всей стране)?! Ну — всем это известно — 20-25% процентов за эту партию и правда голосуют, а оставшиеся 25% делаются несколькими способами:
1) На избирательные участки в приказном порядке нагоняются всякие дворники и прочие «бюджетники» с требованием голосовать за «любимую» партию под угрозой всяческих кар — вплоть до увольнения. Ещё 5%.
2) Процентов 15-ть делается с помощью всяческих махинаций с «досрочным голосованием», «обходам по квартирам больных людей, которые не могут прийти на выборы» и т.д.
3) Иногда бюллетени просто вбрасываются в избирательные урны. Это не на всех участках — а только где всё в порядке с избирательными комиссиями и наблюдателями.
4) И есть ещё так называемая «карусель», которая обеспечивает процентов пять голосов.
Для тех, кто не понимает этого термина — объясню поподробней.
На любом избирательном участке есть статистика посещения выборов. Есть люди — которые никогда на выборы не ходят. Ну не ходят — и всё — аполитичные люди.
Список из этих людей и есть основа для «карусели». «Правящая партия» даёт указание избиркому, чтобы эти голоса не пропадали втуне. Нет, их не подбрасывают в избирательную урну (иногда это «чревато», не всегда технически легко). Просто на участок приходит сто любых людей с паспортами. Любых людей — может и без прописки и т.д. Они подходят к нужному члену избиркома — показывают ему свой паспорт — он им даёт расписаться за человека, который на выборы не ходит, выдаёт бюллетень — и голосует за того человека. Наблюдатели этого могут даже не увидеть. Ну пришёл кто-то, паспорт показал — и пошёл голосовать. Никто же не знает — тот это человек — или не тот. За всем не уследишь, у всех паспорта не проверишь.
Если на один участок таких человек придёт за весь день выборов сто — то получается весьма весомо. Принимая во внимание, что по статистике на каждом участке обычно голосует человек приблизительно 1.500 – приварочек нелишний.
Потом этот же человек идёт на соседний участок, там тоже «свой» член комиссии — там опять за кого-то расписывается — опять голосует за кого-то и т.д.
Поэтому и «карусель».
* * *
Ну так вот.
Звонит за три недели до выборов один из руководителей одного из районных (в столичном городе эти районы называются «префектурами») штабов своему старому знакомому (которого я далее по тексту буду называть «главный организатор») и спрашивает у него — есть ли сто человек для «карусели»? Нужно чтобы 100 человек проголосовало на 36-ти участках.
Разумеется, есть — отвечает «главный организатор». Завтра привезу смету и всё согласуем.
Знакомый начальника штаба — опытный в выборах человек. Он расчитал смету из расчёта 750 рублей / один голос.
Что сюда ещё входит? Это же не игрушки, а большая работа: вы не думайте — что раз «всё схвачено», то это «плёвое дело».
По 500 рублей за каждое посещение участка даётся каждому из участников «карусели». Много это или мало? НОРМАЛЬНО. 500 рублей Х 36 участков — это 18.000 за день работы. С одной стороны — «хорошая прибавка к пенсии», с другой — и не так много, если помнить, что это так или иначе уголовщина и нервная работа с большой беготнёй.
Ещё 100 рулей — это всякие «бригадиры» в этой сотне, т.к. людей нужно обучать и организовывать. Много же и технических вопросов: как «свой» член комиссии узнает, что пришёл участник «карусели», а не «свободный журналист», например, желающий устроить скандал? Масса условных знаков (всякие там подмигивания не подходят, обычно это скрепка в паспорте как условный знак и т.д.) А ещё нужно чётко организовать людей, всё им объяснить, чтобы они подходили именно к нужному члену избиркома (которого на всех участках можно узнать например по какой-нибудь одинаковой брошке, или по флажку на голове и т.д.). Короче, у бригадиров много работы.
Ещё 50 рублей — транспорт (на транспорт даже должна бы быть выделена отдельная сумма — ибо в день выборов сплошной цейтнот, к участку просто так не подъедешь, милиция не пропускает — попробуй со всеми переговорить!), питание и всякие непредвиденные расходы.
Ещё по сто рублей с голоса главный организатор оставляет себе — и это нормальная сумма: 360.000 рублей — 12.000$.
* * *
Теперь, поскольку рассказ уже затянулся — сразу «лирическое отступление».
Что есть выборный бюджет «правящей партии»? Он просто ОГРОМЕН. «Стригут» под это дело всех бизнесменов в округе, да и сами кандидаты от «правящей партии» поголовно ОЧЕНЬ богатые воры.
Итак — и «официальй» и «чёрный» бюджеты избирательной кампании «правящей партии» ОГРОМНЫ. Но. Есть одно «но» (зато какое!) В стране, где есть эта «правящая партия» вообще принято воровать. Но везде процентное соотношение разное. Где-то воруется 20% от бюджета, где-то 40.
Но в «правящей партии» воруется СРАЗУ ЖЕ 95%.
Для кандидатов от «правящей партии» (именно для кандидатов, не только для штабных работников) выборы — это не затраты, а способ заработать. Вопреки формальной логике.
Что-то кандидаты сразу же берут себе, что-то сразу же уходит начальству наверх в партию (в партию, в мэрию, ещё куда — не важно), что-то расходится по приближённым.
Но и оставшихся 5% худо-бедно хватило бы на работу штаба, да вот беда — там же тоже воруют.
Словом так — изначально в этом районе (или префектуре, допустим) на «карусель» фомально было запланировано по 150$ за голос (представьте!) — просто дико большая сумма. Дико большая. НЕРЕАЛЬНО БОЛЬШАЯ.
До штаба дошло по 1.000 рублей за голос. Более чем достаточно. Более чем.
Что-то при этом осталось у начальства штаба и т.д. — и до конкретного уровня осталось по... 300 рублей.
Но и их никто «карусельщикам» не захотел отдавать (хотя за эту сумму никто бы и не стал работать).
Тот человек, к которому изначально обращались за людьми, в конечном итоге (после множества «инстанций») был направлен к человеку, который за это отвечает. Отвечает в штабе за «карусель» какой-то бывший полковник весом в 200 кг. Из этих 200 кг. — только половина — говно, остальное — дерево.
Полковник и говорит: «Вас нам порекомендовали, давайте работать, предлагаю следующую сумму и следующую систему подсчёта: 5.000 рублей не за голос, а за человека!»
Итого 500.000 рублей.
Главный организатор аж обалдел от этого. Не от жадности даже, нет. От дури.
Стал приводить аргументы: мало того, что есть орграсходы, бригадиры, сам он и т.д., но даже если и по 5.000 за день работы (вместо изначально им планировавшихся 18.000) — то где можно даже просто теоретически найти сто человек, которые 36 раз за день будут совершать уголовное преступление, нервничать, бегать и т.д.?!
Вдобавок — организатор пытался объяснить «полковнику» — что он производил расчёт из именно человеко-голоса просто потому — что НАМЕРЕВАЛСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НЕ 100, А 150 ЧЕЛОВЕК — ИБО ОБЕСПЕЧИТЬ 3.600 ГОЛОСОВ (36 участков по сто человек за день) ФИЗИЧЕСКИ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ. Голосование идёт всего 12 часов — таким образом 12 часов делим на участков — получается 20 минут на одно голосование. А от участка до участка ещё НУЖНО ФИЗИЧЕСКИ ДОЕХАТЬ. Не говоря уж о том, что не пригонять же на один участок сразу сто человек? Ибо это не только подозрительно, но они ещё и выстроятся в очередь, которая будет голосовать на каждом участке часа по два. Тут нужно делать хорошую логистику: не на двух автобусах по 50 человек возить толпу «карусельщиков» (как в итоге решил «полковник») — а на минимум десяти «газелях», и в разных направлениях в разное время, чтоб без очередей и т.д.
Полковник логических аргументов не воспринял (просто не смог переварить), а на всё остальное сказал: «Мы уже нашли желающих на указанную сумму и по указанной схеме, если вы откажетесь — они обязуются сделать».
Ему просто в человеко-днях удобней бухгалтерию подводить, нежели в человеко-голосах, да и он доволен тем, что желающие таки нашлись. На выборы-то ему плевать, финансовый свой интерес он уже обеспечил. И отчётность лёгкая — сто человек получают фиксированную сумму — показатели отчётности налицо, а уж проголосуют они на 36-ти участках или на двух — не его забота.
* * *
Звонит «главный организатор» одному своему другу «публицисту/политологу» и жалуется: «Отец родной, помоги: идиоты пытаются меня куска хлеба лишить, ты же их всех знаешь — позвони, поговори, объясни, а с меня ужин».
Звонит «публицист/политолог» знакомому супрефекту — объясняет ему ситуацию, говорит, как их «разводят», что физически 100 человек не смогут обеспечить за 1 день 3.600 голосов и т.д.
Супрефект наводит справки — и перезванивает «публицисту/политологу»: «Братан, да любись оно всё конём, как это меня всё загребло, ты бы знал!».
«Знаю, — отвечает публицист, — ну так что?».
«Ну так вот — разбиратья я не буду, извини — это не моя епархия, а «полковник» — человек от «N», в его дела я совсем вмешиваться не хочу».
«Но ведь это дурацкая разводка, ты разве не понимаешь?!», — говорит «публицист», — «полковник» ведь ваш просто туп как дерево, не просто жаден — у вас там никого ваши 3.600 голосов не интересуют что-ли?»
«Меня лично не интересуют, поверь. И, кстати, братан — я выяснил КТО ВЗЯЛ ПОДРЯД НА ТАКИХ УСЛОВИЯХ — ты ведь его знаешь, наверное — это «А».»
«О как, — говорит публицист, — ну ладно — спасибо! До связи!»
* * *
И вот теперь вся изюминка истории. Весь сок.
«А», который взял подряд — действительно давний приятель «публициста/политолога». Пикантность ситуации заключается в том, что «А» — активист и т.д. одной «левой» партии, которая, среди прочего, является конкурентом «правящей партии» на этих выборах.
Уже распрощавшись с идеей помочь изначальному «главному организатору» — «публицист» встречается с «левым активистом» просто чтоб над ним поприкаловаться.
«Что ж ты, дружбан — делаешь-то?! Во-первых — отрываешь активистов «левой» партии от работы на выборах за родную партию в день выборов. Во-вторых — помогаешь конкурирующей фирме. В-третьих — это же наглая разводка — вы же по такой схеме вы 3.600 голосов ФИЗИЧЕСКИ НЕ СМОЖЕТЕ ДАТЬ»
«Да ты обалдел, — отвечает «левый активист», — всё наоборот!!! Я же не дурак и не предатель, плохо же ты обо мне думаешь! Мы весь день будем работать на победу нашей партии, и весьма ударно!»
«Как так?» — спрашивает публицист.
«Да очень просто, — отвечает, — я ж всё изначально понял. Вопрос в другом — мы тоже обеспечим более 100 человек, и таки дадим (постараемся) 3.600 голосов — но не «правящей партии» же! Пусть они нас развозят на автобусах, дают «своих» членов избиркома и т.д. Никто же не сможет проверить, ЗА КОГО наши голосуют — таких ведь условий не было — да они ничего такого и предусмотреть не могут по своей тупости. А уж за кого наши проголосуют — сам понимаешь. Ну и нашим товарищам ещё за это кусочек хлеба перепадёт от врага, это же всегда приятно. Рот Фронт!»
* * *
И так по всей столице, кстати — как выяснил потом «публицист». Не везде, разумеется — «левые» подрядчики, но уровень работы везде такой. Что по «карусели», что по листовкам-плакатам (сколько уходит на типографию — и что в «сухом остатке») и т.д.
* * *
Коротко подведём итог.
1. В «правящей партии» всё разворовывается сразу же.
2. То, что доходит до «низа» — управляется совсем уж дураками. Ну просто непроходимыми дебилами.
3. При такой работе они даже жульнического голосования себе обеспечить не смогут. Когда при подсчёте это поймут — начнётся как обычно просто наглая фальсификация с цифрами. Собственно — могли бы, раз так — вообще выборов не устраивать — а всем сказать — что они были — и всё.
* * *
С «правящей партией» — как сказал супрефект — «Да зашибись оно всё конём!». Но ведь они так и всю страну выстраивают, всю «экономику» и т.д...
А нам жить.
Не, не верю я вообще ни секунды — что их схема проживёт ещё хотя бы год. Так не бывает. Ведь вертикаль — она такая вертикаль...
Ну и немного агитации. У меня нет сомнений: если есть в столице честные русские люди — все они проголосуют за «левую» партию, если вообще на выборы пойдут. Ведь даже на указанном примере видно, что в ней не только настоящие патриоты своего дела, но и смекалистые люди. А на кого ещё государству опереться?!