МНИМЫЙ ОТКАЗ
Заявление американцев о пересмотре планов по размещению элементов системы ПРО в Европе спровоцировало видимое замешательство в разношёрстном руководстве России, представляющем в настоящее время конгломерат мало смыслящих в мировой политике номенклатурных бюрократов, и узкую прослойку действительно знающих специалистов.
Заместитель министра обороны России, явно выскочив «вперёд батька», бодро заявил:
«В ответ мы будем обнулять наши замыслы, которые предполагалось реализовать в случае развёртывания третьего позиционного района. Одна из таких мер — отказ от размещения оперативно-тактических ракет “Искандер” в Калининградской области».
Навряд ли замминистра читал оригиналы американских документов, посвященных данной тематике, или хотя бы тексты выступлений ведущих американских политиков, выложенные в Интернете, иначе он был бы более осторожен в своих словах.
Хорошо организованная клака российских атлантистов тут же дружно подняла хай в печати, требуя немедленной сдачи Москвой своих отношений с Тегераном в обмен на невиданные «поблажки» Америки. Такие издания, как «Коммерсант», разразились длинными статьями безграмотных в мировой политике, но бойких на язык авторов, поучающих российское руководство и одновременно предрекающими отступление России из Ирана. Как говорится, «уши торчком», уход русских из Ирана выгоден известно кому…
Впрочем, уже на следующий день начальник Генштаба ВС России генерал Николай Макаров поправив замминистра пояснил, что никакого отказа России от размещения ракет в Калининградской области нет, как нет и никакого официального разъяснения американцев.
И действительно, сам американский министр обороны признал на специально созванной пресс-конференции, что ему ничего не известно об официальной передаче американской позиции русским, как и, естественно, непонятна их реакция.
На самом же деле из официально опубликованных американских документов и заявлений первых лиц однозначно следует, что никакого отказа от планов размещения ПРО в Европе нет. Наоборот, планируется их ускоренное проведение в жизнь по обновленному графику и на основе новейших технологических решений.
Так, на своей пресс-конференции министр обороны США Гейтс заявил следующее:
«Теперь мы решили развернуть в Польше не прежде планировавшиеся (при Буше) ракеты GBI, а ракеты SM-3. Это также предполагает обслуживание их американским персоналом. Они могут быть на месте (в Польше) даже раньше, чем нами предполагалось прежде. Ранее из-за задержек они могли бы стать на боевое дежурство только в 2017-2018 годах. Теперь же речь идет о 2015 годе».
Гейтс также сказал, что понимает, что эти планы «не понравятся русским», то есть фактически подтвердил односторонность американской позиции и отсутствия серьезных попыток пойти с Москвой на компромисс.
Он также объяснил публике, почему именно США теперь меняют свои планы. Оказывается, Москва тут совершенно, или почти совершенно, не при чём. Дело в том, что, по американским оценкам, ракетная угроза со стороны Ирана и Северной Кореи растёт, и теперь вместо перехвата нескольких отдельных ракет речь идет о том, чтобы создать систему, способную нейтрализовать сотни баллистических ракет, могущих прилететь с территории «враждебных государств». Почему таким «враждебным государством» не может быть, например Китай или Индия, не говоря уже о России, Гейтс не объяснил.
Для непредвзятого наблюдателя очевидно, что США теперь готовятся к полномасштабному развертыванию системы ПРО, по всем направлениям, включая на более отдаленном этапе — и российское.
ПЛАНЫ И ПРОЕКТЫ
Также, пояснил Гейтс, скорость развития технологии ракет средней и промежуточной дальности в таких государствах, как Иран, оказалась более высокой, а темпы развития межконтинентальных баллистических программ — более низкими, чем оценивалось в период администрации Буша. Таким образом, в ближайшие годы в защите от баллистических ракет будут нуждаться не непосредственно США, а страны Европы и другие американские союзники на Ближнем и Дальнем Востоке, такие, как Япония, Южная Корея, Израиль и страны Персидского Залива.
С другой стороны, по словам Гейтса и сопровождавшего его на пресс-конференции генерала Картрайта «блестящий прогресс технологии» в последние буквально несколько лет, новые мощные сенсоры, средства обнаружения и наведения ракет позволяют надеяться на создание более эффективной системы ПРО, использующей компоненты уже имеющихся систем. Какие же это системы? Прежде всего, это существующая американская морская сетецентрическая система противовоздушной и противоракетной обороны «Иджис», элементы которой (радары и пусковые установки ракет) теперь собираются интегрировать в создающуюся глобальную систему ПРО. Её предполагают снабдить небольшими, относительно «дешёвыми» в американском понимании (10 млн. долларов каждая) ракетами SM-3, которые также будут шаг за шагом совершенствоваться, повышая эффективность перехвата ракет.
Вместо наземных шахт для довольно крупных и гораздо более дорогих (70 млн. долл. каждая) ракет GBI на первом этапе в европейском регионе появятся американские корабли, каждый из которых будет нести около ста ракет SM-3 первоначально в варианте «блок 1, модификация А» . В первую очередь речь идет о Восточном Средиземноморье. Это произойдет уже к 2011 году. Как признал генерал Картрайт, программа фактически уже стартовала, на неё выделены деньги, и создание соответствующих образцов идет полным ходом. Развернутая группировка будет способна прикрыть от возможного налёта иранских баллистических ракет на европейские страны-союзники США по НАТО. Эти средства способны перехватывать ракеты ближней, промежуточной и средней дальности на высоких траекториях. Американцы планируют иметь два-три корабля в европейской зоне на этом этапе.
Уже в 2015 году начнется развертывание второго этапа системы ПРО, также для покрытия нужд Европы и защиты американского персонала, развернутого в Европе и на ближайших подступах к Ирану, основу которой теперь составят ракеты следующей модификации: SM-3 Block 1B. Они предположительно будут размещены в Польше и Чехии. Гейтс также подтвердил заинтересованность США в заключении с этими странами соответствующих соглашений.
В 2018 году должна принести свои плоды следующая разработка американцев, более массивные ракеты SM-3 Block IIА, которые будут размещены в вертикальных пусковых установках кораблей ВМФ США и в наземных шахтах. По словам генерала Картрайта тогда станет достаточно всего трёх районов в Европе, чтобы полностью прикрыть союзников США по НАТО и американские базы от налёта сотен вражеских баллистических ракет малой и средней дальности.
Всего через два года вслед за этим, в 2020 году, стартует четвертый этап развертывания ПРО, когда будут развернуты ракеты класса SM-3 Block IIB, ограниченно способные перехватывать также и межконтинентальные баллистические ракеты. На этом этапе европейских сегмент ПРО станет уже актуальным и для защиты непосредственно территории США от баллистических ракет, летящих из Восточного Полушария.
Как видим, планы США нисколько не стали более дружественными по отношению к российским интересам. Видимо, осознавая бессмысленность ведения переговоров с Москвой по этому поводу, администрация Обамы и не стала эти переговоры даже начинать.
Вместо этого американский президент высокомерно заявил, что «России было повторено, что её обеспокоенность лишена всякого основания», — как говорится «большое спасибо!» Как бы в насмешку Москве предложили «привнести свои противоракетные возможности в дело защиты общих интересов». Но у россиян может возникнуть вопрос: а как насчет «привнесения возможностей» самих американцев в этом плане, если например России понадобится защитить свои интересы в Закавказье или на Украине?
Новый американский план по нашей оценке, настолько вызывающе анти-российский, что для Москвы, по всей видимости, не остаётся никаких путей для того, чтобы отступить, сохраняя лицо. Близки к нулю шансы на то, что в Кремле спокойно согласятся на развертывания у себя под носом полномасштабной стратегической ПРО без всякой встречной готовности Вашингтона согласовывать свои планы. Поэтому политическое противоборство между Москвой и Вашингтоном по стратегическим вопросам обострится.
Заключение ограничивающего российско-американского соглашения о стратегических наступательных вооружениях, намеченное до конца года, теперь под вопросом. Ведь Москве следует оценить, насколько велик риск создания США системы, действительно способной перехватить сотни баллистических ракет. И если он велик, сокращение российских арсеналов становится для Кремля проблематичным, неся с собой риск размывания потенциала ответного удара.
Опасны для России и региональные аспекты новых американских планов по ПРО. Но тут американцы попытались запудрить мозги, выдавая свои опасные намерения за уступчивость. Ведь те части новой ревизии американского плана, которые Москве предлагают считать «американской уступкой», на самом деле ею не являются. Так, говорится о том, что вместо всеракурсного радара дальнего действия в Восточнйо Европе, способного отслеживать старты российских ракет, основой новой системы перехвата станет радар Х-диапазона, направленный лишь в сторону Ирана и размещённый при этом в Закавказье.
Однако, что бы не предлагал американцам Путин в своё время в качестве замены европейскому радару, размещение американской базы с радаром ПРО в Грузии или Азербайджане ничего хорошего Москве не сулит. И американцы не могут этого не понимать. Одно дело использование находящейся под российским или общим контролем станции в Габале, а другое дело — собственная исключительная инфраструктура США. Каким образом Москва сможет контролировать её использование в соответствие с американскими обещаниями? Да и сами эти обещания ничего не стоят, как показывает практика.
В качестве дополнительного бонуса самим себе, развертывание инфраструктуры ПРО США решает задачу привязку стран региона к своей политической колеснице. Это при том, что в случае грозящей войны с Ираном в военные действия окажется вовлеченным весь Кавказский регион. Вместе со всеми негативными последствиями дестабилизации — сюда придут экономическая нестабильность, беженцы, терроризм, наркотики — все «прелести» американского проникновения, которые придётся расхлёбывать Москве долгие десятилетия.
Таким образом, США в очередной раз пытаются отодвинуть войну от своих границ и приблизить её по мере возможности к границам глобальных конкурентов.
Но что Москва может этому противопоставить?
БОЛЬШАЯ МОРСКАЯ ИГРА
Ещё до официальной реакции из Москвы начали поступать косвенные сигналы, свидетельствующие о недовольстве, раздражении и даже неуверенности высшего политического руководства. Так, были подтверждены планы ускоренного приобретения за рубежом серии из четырех кораблей океанского класса: больших десантных кораблей-вертолётоносцев. Хотя планируется проведения тендера, где, по-видимому, примут участие три производителя кораблей подобного класса из Франции, Испании и Голландии, наиболее вероятным кандидатом на приобретения является французский вертолетоносец «Мистраль« общим водоизмещением около 20 тысяч тонн.
В последнее время в печати и в экспертной среде прозвучало немало критических высказываний по поводу перспектив этой сделки. Одни критики отмечали «непонятное предназначение» корабля в свете традиционной оборонительной доктрины России и отсутствия у неё заморских владений. Другие указывали на то, что корабль не предназначен для базирования в высоких широтах, и поэтому вообще непонятно, как будет поддерживаться его состояние. Третьи — на возможную коррупционную составляющую и лоббирование проекта покупки со стороны французского производителя в ущерб российскому кораблестроению, которое якобы способно произвести корабль такого класса не хуже или не намного хуже французов.
Критических мнений по этому поводу было предостаточно, и поэтому позволим высказать ряд соображений в пользу такого шага ВМФ. Во-первых, и это главное, кораблю такого класса просто неоткуда появиться в составе ВМФ России, если только он не будет закуплен в самое ближайшее время. Все подходящие для строительства кораблей подобного водоизмещения российские верфи уже заняты гражданскими или военными проектами, либо будут заняты под таковые согласно имеющимся у государства планам — в частности речь о планах ускоренной постройки авианосца, о котором речь далее.
Французский «Мистраль» в отличие от российских бумажных проектов — вполне уже существующий корабль. Построено и поступили в состав ВМФ Франции уже два подобных судна — Mistral и Tonnerre. Начато строительство третьего. Однако, судя по сообщениям, во Франции считают, что третий корабль такого типа стране может оказаться не под силу в связи с нынешней рецессией. Таким образом, у России имеется шанс купить уже активно строящийся корабль, не ожидая несколько дополнительных лет подготовки, будь-то во Франции или в самой России. Для кораблей подобного водоизмещения и класса — это прямо скажем редко встречающийся шанс. Вспомним, как цепко индийцы «вцепились» в российский авианосный крейсер «Горшков», и теперь никак не хотят отказываться от возможности его заполучить, несмотря на то, что Москва запрашивает почти в 3 раза большую сумму, чем первоначально.
Официальное название этих судов: «корабль проекции силы и управления». Корабли подобного класса были позарез нужны флоту уже год назад, когда в связи с событиями на Кавказе Москве было необходимо срочно продемонстрировать свою мощь в Западном Полушарии. Кто знает, может и признание Абхазии и Южной Осетии пошло бы быстрее, если бы Москва выглядела более убедительно в военном плане. Да и риски последних капиталовложений, сделанных российским бизнесом в ряде ключевых государств региона, в частности в Венесуэле, необходимо надежно «хэджировать» военным путём.
Вашингтон в свою очередь, не теряет времени и усиливает нажим на новый союзный Москве политический блок левых латиноамериканских режимов. Фактически поддержанный Обамой правый военный переворот в Гондурасе и теперь вот — новые планы по размещению сразу нескольких (sic!) военных баз в Колумбии показали, что в этом регионе США возвращаются к методам «холодной войны», что бы не произносилось при этом публично в пользу «демократического развития».
Таким образом, Москва придётся в какой-то момент либо отступиться от своих новых союзников, потеряв лицо, либо продолжать наращивать свою океаническую морскую мощь, способную в нужный момент прийти им на помощь. Корабли, подобные «Мистралю», могут месяцами «зависать» в южных морях, неся с собой подразделения морской пехоты, бронетанковые части, способные в случае попытки американского вмешательства быть оперативно развернутыми в стратегических точках дружественных государств.
Конечно, в поддержку десантным кораблям необходима убедительная ударная компонента. В этом смысле показательным является объявление о намерении расконсервировать и возвратить в строй два атомных ракетных крейсера проекта 1144 «Орлан». По словам замминистра обороны Владимира Поповкина разработана программа восстановления и модернизации «Адмирала Нахимова» и «Адмирала Лазарева». Один действующий корабль — крейсер «Петр Великий» продолжает нести службу в составе Северного Флота с момент своей постройки. Теперь предполагается ввести в строй ещё два. Военное командование, пояснил он, считает необходимым нахождение в составе Северного Флота двух таких крейсеров и одного — на Тихоокеанском флоте.
Анализ технических характеристик позволяет утверждать, что корабли подобного класса имеют достаточно объемные установки вертикального запуска ракет для того, чтобы в случае необходимости разместить в них как ударные комплексы дальнего действия в обычном и ядерном наполнении, так и ракеты-перехватчики ПРО. В настоящее время в области создания противоракетных систем по уровню технического задела Россия не существенно отстает от США, и если речь пойдет о чем-то, напоминающем прежнюю гонку вооружений, чтобы прикрыть своих собственных союзников по типу американцев, Москва может развернуть на этих кораблях систему ПРО регионального типа. За основу может быть взята система С-500, об активной разработке которой недавно объявляли российские военные.
Авианесущая компонента, кроме вертолетоносцев, должна быть расширена путем строительства классических авианесущих кораблей. Тот задел, которым Россия обладает в виде авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» и наработанного опыта модернизации для Индии авианосца «Адмирал Горшков», не должен пойти насмарку. Для этого нужна программа строительства собственных кораблей подобного класса, и она имеется. Эти планы вновь подтверждены, как и сроки — до 2015 года начала практической реализации этой программы.
Впрочем, здесь Россия уже критически запаздывает, поскольку единственный имеющийся у ней авианосец к этому времени должен будет вновь стать на длительный капитальный ремонт. Каким-то образом выправить положение могла бы немедленная закладка двух авианесущих кораблей по проверенному временем проекту, то есть близких по своим характеристикам к действующему «Адмиралу Кузнецову». Однако, из двух подходящих точек беломорский «Севмаш» занят модернизацией авианосца для Индии, и сможет вероятнее всего преступить к строительству авианосца для российского флота лишь в 2011-2012 годах. Остаётся только «Балтийский завод».
В случае успеха российской морской программы ко времени широкомасштабного развертывания в Европе американской ПРО у России уже было бы, что предложить своим удалённым от берегов союзникам в качестве своего собственного «зонтика безопасности». Таким образом, Москва не оказалась бы в угрожающем асимметрическом состоянии беспомощности, и на новые угрозы со стороны США возле её границ смогла бы ответить системой контругроз, созданной в непосредственной близости от США, с территории стран-союзниц.
Итак, речь может идти не только о периодической демонстрации военной мощи в периоды напряженности, но и о постоянно действующей системе безопасности глобального охвата, которую Москва способна предложить своим потенциальным союзникам, как непосредственно примыкающим к её территории, так и значительно удалённым. Речь не идет о восстановлении уродливой советской империи, в которой России пришлось бы содержать «братские народы» Африки и Азии. Речь — об отнюдь не бесплатном, а наоборот — достаточно дорогостоящем предоставлении услуги обеспечения безопасности и защиты в обмен на различные экономические преференции. Коль скоро игра пошла по таким правилам, и США вовсю стараются обеспечить странам-союзницам комфортный «люкс» противоракетного зонтика, России не следует отставать.
В конечном итоге речь — о приумножении российского богатства, принадлежащего не только частным лицам, но и непосредственно государству, которое уже вложено в некоторые отнюдь не бедные страны, в Венесуэле, например. Иначе эти средства будут отобраны у России и окажутся под контролем США. Другими словами, речь о шансе в ответ на американскую угрозу сформулировать, наконец, настоящую националистическую стратегию, стратегию воспроизводящего себя успеха страны и народа. Как говорится, «не было счастья, да несчастье помогло».
ВЫБОР
У кремлёвского руководства есть альтернатива.
Один путь — продолжать глобальное отступление, обманывая народ убаюкивающими заявлениями о том, что «всё хорошо» и «Россия поднимается с колен». Но в этом случае рано или поздно и сами вожди, и те, кто в настоящее время покорно за ними следует, окажутся на скамье подсудимых Гаагского трибунала. Пускай они даже не надеются, что их пощадят за «хорошее поведение»! Ведь они — идеальные кандидаты на роль «козла отпущения», каким когда-то стал для США Милошевич. Подобный шанс и на этот раз американцам было бы жалко упустить. Ведь не секрет, что некоторые известные и весьма популярные российские политики — такая же смесь глупого упрямства, высокопарной глупости, козлиной доверчивости, замешанной на трусости, нерешительности и неспособности принимать трудные решения, как и бывший югославский президент. Если элите действительно «припечёт», их с готовностью выдадут Западу собственные соратники, которые им теперь во всю славословят. На скамье подсудимых эти бывшие «лидеры нации» будут смотреться забавно, что и говорить…
Есть, однако, иной путь: любая эффективная международная стратегия может быть основана лишь на эффективной стратегии внутреннего развития. Не пора ли, наконец, покаяться в своих ошибках и обратиться к народу «братья и сестры!», начать терпеливо и упорно соскабливать с его спины паразитов, обеспечить, наконец, смену поколений политиков и бюрократов, начиная с самых верхних эшелонов. Избавиться в верхних эшелонах власти от людей, уже связавших свою судьбу и будущее своих детей с Западом, уже висящих «на крючке» у соответствующих служб. Пример должно подать правительство, коллективно уйдя в отставку и предложив президенту сформировать его заново.
Страна нуждается в кратном ускорении технологического перевооружения, и при отсутствии возможностей кратного увеличения бюджетных ассигнований есть только один путь, который пока не использован: это активизация человеческого фактора. Но сего невозможно достичь одними призывами. В большинстве случаев заставить работать добросовестно может только страх, хотим ли это в себе признать или нет. Давно очевидно, что чиновники, включая министров, не справляются со своими обязанностями, и никто, кроме мелких сошек, за такое положение дел не несёт ответственности, хоть сколь-нибудь адекватной масштабу безобразий. Никакого страха за несделанную работу и невыполненные обещания у чиновников министерского уровня не заметно, и это положение дел должно быть срочно изменено. Эстетика застойного благолепия должна быть сломлена, следует уже понять, что нет и не может быть бесконфликтного решения застарелых кадровых проблем России.
Сопротивление кадровым чисткам все равно будет дикое, гораздо более отчаянное, чем любым «структурным реформам» и кампаниям «демократизации», которые по-сути ничего не меняют. Эти люди не привыкли, чтобы их сгоняли с насиженных мест без возможности «пить кровь» в другом месте. Поэтому, прежде, чем выйти на эпическую битву с Обамой, Медведеву придётся расправиться с вурдалаками в собственном подвале.
Но на кого он сможет опереться в этой свалке? Только на убежденных русских националистов. Больше никому эта страна не нужна.