Карабах в мешке не утаишь

Представленные широкой общественности в последний летний день армяно-турецкие Протоколы об установлении дипломатических отношений и о развитии двусторонних отношений, скорее всего, не будут ратифицированы в нынешнем виде и в предполагаемые сроки. Установление между Арменией и Турцией дипотношений, как и открытие государственной границы, закрытой с 1993 года, все четче увязывается политическими кругами заинтересованных государств (среди которых не только непосредственные участники переговоров, но и Азербайджан) с разрешением конфликта вокруг Нагорного Карабаха, о чем в Протоколах нет не только речи, но даже упоминания. Однако именно эта тема, закрыть глаза на которую не могут ни Ереван, ни Баку, ни Анкара, ни Москва, является для региона ключевой. Выгоду же от установления цивилизованных отношений, по здравому размышлению, в куда большей степени извлекут турки - армяне получат лишь новые сложности.

Как отмечается в Протоколе о развитии двусторонних отношений, Армения и Турция «договорились открыть общую границу в течение двух месяцев после вступления в силу данного Протокола», а также, среди прочего, «реализовать диалог в исторической плоскости между двумя народами, направленный на восстановление взаимного доверия, в том числе с помощью научного беспристрастного изучения исторических документов и архивов для уточнения имеющихся проблем и формулирования предложений». «Диалог», по всей видимости (прямо это не сказано), будет касаться геноцида армян, признания которого безуспешно требует от Анкары Ереван. Для этого, как и для осуществления множества более мелких проектов, вроде «укрепления сотрудничества в сфере охраны природы», будет создана двухсторонняя межправительственная комиссия, и в ее рамках – «подкомиссия, занимающаяся исторической плоскостью».

Второй Протокол извещает об установлении армяно-турецких дипотношений со дня его подписания. Оба документа вступают в силу «в первый день месяца, следующего за обменом инструментами ратификации».

Конкретные авторы Протоколов неизвестно каких мудрецов хранят анонимность – 31 августа о начале «внутренних политических консультаций» по их подписанию заявили МИДы Армении и Турции, а также Департамент иностранных дел Швейцарии, при посредничестве которой ведутся переговоры. Ереванский политолог, главный редактор портала Voskanapat.info Левон Мелик-Шахназарян предполагает, что «болванка этих Протоколов была составлена в Вашингтоне, а уж армянские и турецкие дипломаты шлифовали ее». По его мнению, «опубликованный документ, если и сулит какие-то выгоды кратковременного характера, вместе с тем, на мой взгляд, противоречит глобальным интересам армянского народа».

«Самое неприемлемое для меня лично - это «юридическое оформление» последствий агрессии Турции в 1920 году, а «взаимное признание» нынешних границ именно это и означает» (стороны подтверждают «взаимное признание существующей между двумя странами общей границы, определенной соответствующими договорами Международного права»), - пояснил АПН Левон Мелик-Шахназарян. - Фактически Армении предлагают навечно согласиться с Карсским договором 1921 года. Неприемлемо также согласие на забалтывание проблемы Геноцида и, что получается автоматически, свертывание деятельности по признанию Геноцида разными странами».

Карсский договор, заключенный 13 октября 1921 года между Турцией и советскими республиками Закавказья, закрепил основные положения Московского договора, подписанного 16 марта того же года представителями Турции и советской России. По Московскому договору Армения потеряла около половины территории, включая Карсскую область, Сурмалинский уезд, а также переданный Азербайджану Нахичеванский уезд с сопредельными территориями. «Московский договор заключался между Россией и Турцией, и ответственности за него Армения нести не может и не должна, - указал Левон Мелик-Шахназарян. - Что же касается Карсского договора, то он явился результатом неприкрытого давления большевистской России. Таким образом, ни Московский, ни Карский договор не могут обязать Армению согласиться с потерей значительной армянской территории. Армения свободна в своих справедливых притязаниях, что делает неприемлемым «взаимное» признание существующих ныне границ. В этом контексте, считаю, правильным было провозглашение в течение ближайшего месяца объединения Армении и НКР в ее нынешних границах. На мой взгляд, подобный шаг является наиболее адекватным ответом навязываемому нам (в том, что этот документ навязывается как Армении, так, кстати, и Турции, не может быть сомнений) документу».

Противодействие ратификации Протоколов уже по полной программе развернулось как в Армении, так и в Турции. Но если армяне критикуют документы в основном с представленной позиции, то в Анкаре убеждены, что правительство «согласилось с незаконными требованиями армян». Лидер оппозиционной Партии национального движения Девлет Бахчели в недавнем заявлении напомнил, что Армения оккупирует «пятую часть азербайджанских территорий». «Около миллиона наших азербайджанских братьев живут на своей родине в статусе вынужденных переселенцев, - указал он. - Турецко-армянская граница была закрыта в 1993 году по причине армянской оккупации, а в протоколах, которые Партия справедливости и развития собирается представить в парламент, этот вопрос не нашел своего отражения, и армянская оккупация совершенно забыта». Бахчели возмущен позицией турецкого премьер-министра Реджепа Таийпа Эрдогана, совсем недавно - 13 мая - заявившего, что «границы не откроются до тех пор, пока не завершится оккупация Нагорного Карабаха».

Тем же возмущены и в Баку. По мнению правящей партии «Ени Азербайджан», выражающей, - во всяком случае, в данной ситуации, - мнение подавляющего большинства населения страны, установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией неприемлемо, пока не решена нагорно-карабахская проблема. «Азербайджан и Турция - стратегические союзники, отношения которых основываются на принципе «одна нация - два государства», - напомнил заместитель исполнительного секретаря ПЕА Мубариз Гурбанлы. «Азербайджан сам себя высек, - считает Левон Мелик-Шахназарян. - Просто Анкара еще раз продемонстрировала миру, что государственные интересы превыше всего. Турция добилась своего, когда через ее территорию протянулись трубопроводы БТД и БТЭ. Теперь Азербайджан зависит от Турции в гораздо большей степени, чем Турция от Азербайджана. Турция добилась огромных экономических и геополитических дивидендов, и теперь решает сугубо политические проблемы. По большому счету, Турция элементарно «кинула» Азербайджан. И звучащий ныне из Баку поток высказываемых обид и даже проклятий в адрес Турции наглядно подтверждает: в Баку стали осознавать, что Азербайджан оказался мелкой разменной монетой в большой политике «старшего брата».

Впрочем, поспешил успокоить как собственных, так и азербайджанских граждан президент Турции Абдулла Гюль, «Турция никогда не предпримет шаги, которые могут разочаровать Азербайджан». Несколькими днями ранее турецкий министр иностранных дел Ахмед Давудоглу заявил, что «мы хотим нормализовать отношения с Арменией, но при этом выступаем за полное разрешение нагорно-карабахского конфликта». Он высказал надежду, что нормализация отношений с Арменией «обеспечит стабильное и устойчивое мирное положение в нашем регионе», а «после этого шага международное сообщество заострит свое внимание на замороженных конфликтах, особенно на нагорно-карабахском».

Однако ситуация слишком сложна, чтобы отделаться одними общими словами. По мнению Левона Мелик-Шахназаряна, плюсы Протоколов для Анкары несомненны: у Турции «появился предлог для демонстрации Европейскому Союзу, куда она давно и пока безуспешно стремится, свое стремление улучшить отношения с Арменией», а также шанс заболтать проблему признания геноцида армян. «Кроме того, Протоколы юридически оформят территориальные последствия турецкой агрессии осени 1920 года против суверенной Республики Армения, - продолжает политолог. – Есть и выгоды меньшей значимости, как например, приобретение нового рынка для сбыта своих, не очень качественных, товаров легкой и перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства».

От Армении же требуются стратегические уступки, на которые она, судя по реакции армянского политикума, пойти не готова. Кстати, напоминает Левон Мелик-Шахназарян, если говорить о границе, то ее закрытие было предпринято Турцией в одностороннем порядке, что квалифицируется как акт войны с целью оказания помощи Азербайджану в его агрессии против Нагорно-Карабахской Республики. Военная блокада причинила армянской экономике огромный урон, хотя Армения формально не вела военных действий ни против Турции, ни против Азербайджана. «Ереван не должен договариваться с Анкарой о границах, - считает ереванский политолог. - Более того, Армения вправе и обязана потребовать у Турции репарационных выплат за огромные потери в экономике, перенесенные населением голод и холод, гибель не успевших родиться детей».

Несладко и Азербайджану. «В Баку прекрасно осознают: если Турция будет лишена возможности оказывать воздействие на ход противостояния Азербайджана с НКР и Арменией, то любое упоминание о военном реванше потеряет всякий смысл, - отмечает Левон Мелик-Шахназарян. - Насквозь коррумпированный Азербайджан долго еще не будет способен создать по-настоящему боеспособную армию, способную справиться с Армией Обороны НКР, не говоря уже о двух армянских государствах. Кроме того, с подписанием Протоколов Алиев лишается важного аргумента, используемого во время выступлений в Азербайджане.

Смысл его кроется в нескольких предложениях, рефреном звучащих в каждой речи президента Азербайджана: «Азербайджан – самое динамично развивающееся государство в мире», «мы создали блокаду вокруг Армении и лишили ее возможности принимать участие в региональных экономических проектах», «Армения стремительно нищает, и наступит тот день, когда она сама взмолится о пощаде и вернет нам Карабах», «скоро военный бюджет Азербайджана превысит государственный бюджет Армении» и т.д. Бесперспективность и популизм этих заявлений понятен любому здравомыслящему человеку, однако они необычайно популярны в среде азербайджанского обывателя, панически боящегося возобновления военных действий и мечтающего о бескровных победах». Понимая, что примирение, пусть даже всего лишь демонстрируемое, Армении с Турцией станет крахом для территориальных амбиций Азербайджана, Алиев сегодня готов пойти на крайние авантюры, считает политолог.

Ратификация Протоколов, «невзирая на неприкрытое давление США, стремящихся добиться вступления Турции в Европейский Союз», вызывает большие сомнения, резюмирует Левон Мелик-Шахназарян. Россия же, как можно заметить, заняла позитивно-выжидательную позицию. Как отмечается в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ, «Армения и Турция - дружественные нам страны. Воспринимаем подвижки в нормализации отношений между ними как закономерный и давно ожидаемый процесс». Пока понятно лишь то, что Карабах, как шило, в мешке, то есть Протоколах, не утаишь.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram