Эвенкия должна стать республикой

Борьба вокруг Эвенкийской ГЭС, с новой остротой поставила вопросы о развитии северных регионов. Выяснилось на практике, что в России по-прежнему есть сторонники типично колониальной политики, которая предусматривает только извлечение прибыли, с полным пренебрежением к правам и интересам местного населения, с полным наплевательством к долгосрочным перспективам развития.

Более того, подобное отношение находит себе поддержку, и выражается в том, что северные регионы, шаг за шагом лишались самостоятельности, представительства на федеральном уровне и прав. Тут же появились люди, пожелавшие решить судьбу эвенкийцев за них самих и против их интересов.

Объединение ничего не исправило

Основной идеей объединения регионов, в частности Эвенкии, Таймыра и Красноярского края, заключалась в борьбе с "дотационными регионами". Объединение трех регионов предусматривало, что вместо одного донорского и двух дотационных регионов появится один донорский.

"Механизм объединения заключается в запуске в течение 3-4,летнего переходного периода ряда крупных инфраструктурных и промышленных инвестиционных проектов - по сути, новая индустриализация региона. Отдача от этих проектов в виде налоговых поступлений должна не только превысить дотации федерального бюджета, направляемые сегодня на содержание депрессивных округов, но и создать рабочие места и существенно улучшить уровень жизни населения объединенного региона", - говорилось в докладе рейтингового агентства "Эксперт РА" - "Три в одном": объединенный Красноярский край. Экономические последствия объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии".

Тогда, под горячку объединения, усиленного толкаемого федеральным центром, не анализировалась целесообразность подобных решений и их последствия. Если бы такой анализ был проведен, то стало бы очевидно, что объединение регионов не решит проблему дотационности регионов, и, по сути, только переложит дотации с одного бюджета на другой. Основные причины, которые вызывали необходимость дотаций, ликвидированы не были.

Например, дотации потребления электроэнергии. В Эвенкию завозилось дизельное топливо, вырабатывалась на дизель-электростанциях энергия, себестоимостью порядка 8 рублей за киловатт*час, но при этом населению электроэнергия продавалась по 0,7 рублей за киловатт*час, предприятия - по 5,1 рубля за киловат*час. В 2008 году на это из бюджета Красноярского края было выделено 352,3 млн. рублей.

Что это, как не безумное расточительство? Администрация руководствовалась благими побуждениями и вполне понятными соображениями, что нельзя населению продавать электроэнергию даже по себестоимости, поскольку это будет неподъемно дорого. Но при этом, она просто годами транжирила деньги, даже не пытаясь исправить положение в корне. Не исправил его бывший губернатор Эвенкии Борис Золотарев, не исправил его и губернатор Красноярского края Александр Хлопонин.

Эвенкия обладает солидными запасами топлива: нефти и газа, угля, древесины. Казалось бы, чего проще, если дизельное топливо стало дорогим, перейти на местные источники энергии и в разы понизить себестоимость электроэнергии? Это не стоит каких-то запредельных средств. В 2008 году по нацпроекту "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" на модернизации котельных было израсходовано на модернизацию котельных и теплосетей в Туре, Байките и Ванаваре 43,6 млн. рублей, причем они были переведены на местное топливо.

При таком подходе, ликвидация дотационности Эвенкии сводилась к тому, чтобы максимально исключить завоз извне, и во всем, что только возможно, перейти на собственные ресурсы, которые доступнее и дешевле. В принципе, за 4-5 лет распорядительный губернатор смог бы реализовать эту программу. Но, в 2005 году провернули манипуляцию с объединением регионов, передали дотации и доходы Эвенкии и Таймыра в бюджет Красноярского края (заместитель председателя Комитета СФ по бюджету, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Красноярского края Вячеслав Новиков заявил, что всего этих средств оказалось 4 млрд. рублей), и сделали вид, что "проблема решена".

Мегапроекты

Другой стороной объединения регионов была реализация мегапроектов, которые должны "создать рабочие места и существенно улучшить уровень жизни населения объединенного региона", с ликвидацией дотационности. В свете вышеизложенного, понятно, что это была изначально ошибочная идея. Никакая, даже самая мощная и развитая экономика, не выдержит таких манипуляций с субсидиями, которые осуществлялись и продолжают осуществляться в Эвенкии. Если допускается такое расточительство, как продажа электроэнергии по цене в десять раз ниже себестоимости, то такой экономике никакой "мегапроект" не поможет. Тут надо реформировать саму экономику, и добиваться радикального снижения затрат и себестоимости. Эффект этого был бы весьма ощутим, поскольку в 2007 году на субсидирование только потребления электроэнергетики в северных регионах выделялось из федерального бюджета 15 млрд. рублей.

Впрочем, "мегапроект" вскоре появился. Это оказалась Эвенкийская ГЭС. О ней много было написано, но напомним основные моменты. Это проект крупной ГЭС, мощностью 8-12 тысяч МВт, с выработкой 46 млрд. киловатт*час. ГЭС создает водохранилище объемом 409 куб. км., площадью 9400 кв. километров и длиной 1200 км. Водохранилище разделило бы Эвенкию почти посредине с запада на восток на две части, а плотина отрезала от судоходных путей на Енисее.

Это означает экономическую ликвидацию Эвенкии, поскольку под воду уходят поселки, оленьи пастбища, месторождения полезных ископаемых, леса. Огромная территория лишается транспортного доступа из-за прекращения судоходства и затопления автозимника, ведущего через Нидым и Туру на Ессей и Эконду, то есть, в северную и восточную часть Эвенкии. Если построить Эвенкийскую ГЭС, то больше в центральной и северной Эвенкии ничего построить, ничего создать не получится.

Объединение регионов, очевидно, дало "зеленый свет" этому проекту. Во всяком случае, совпадение дат поражает. 1 января 2007 года Эвенкия официально вошла в состав Красноярского края. Финансирование проектно-изыскательских работ по ГЭС было включено в инвестиционную программу "ГидроОГК" на 2007 год, а уже в феврале 2007 года последовало заявление о возможности реализации проекта. В апреле 2007 года Эвенкийскую ГЭС включили в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года. Уже 19 июля 2007 года Хлопонин получил одобрение президента России Владимира Путина.

Это показательный факт. Подготовка к строительству Эвенкийской ГЭС взяла бурный старт сразу после того, как Эвенкия превратилась в муниципальный район и утратила представительство на федеральном уровне.

Нельзя сказать, что замысел был ошибочным. Было понятно, что местное население против ГЭС, как оно высказалось против Туруханской ГЭС, и не даст своей региональной власти выступать в поддержку такого проекта. Потому Эвенкию просто лишили представительства на федеральном уровне, и передали его тому, кто этот проект поддерживал - Александру Хлопонину, сразу давшему старт достройке Богучанской ГЭС и началу работ по другим гидроэнергетическим проектам. Судя по всему, в этом и состоял истинный смысл объединения регионов в один край - лишить эвенкийцев голоса и представительства, в пользу интересов крупной компании.

Сейчас, по прошествии времени, видно, что объединение не достигло ни своей формальной, ни своей настоящей цели. С формальной точки зрения, Эвенкия как была, так и осталась дотационной территорией, поскольку причины этого ликвидированы не были. Более того, был предложен проект, который просто угробит экономику Эвенкии на сотню лет вперед, а совсем не разовьет ее. С точки зрения реальных целей, лишение эвенкийцев права голоса мало что дало, поскольку проекту Эвенкийской ГЭС местное население оказало ожесточенное сопротивление. Теперь "РусГидро" имеет дело не с деморализованным населением, над которым можно одержать легкую победу, а со сплоченным сообществом, способным к активным действиям и привлечению союзников. В этом отношении они добились прямо противоположного результата.

Возможно, что авторы плана объединения действовали из благих побуждений и желали блага. Но сама идея оказалась настолько плохо продуманной, столько было сделано ошибок, что она сама себя дискредитировала.

Альтернативый план развития

Проблемы Эвенкии не остались без внимания. В начале августа 2009 года красноярское общественное движение "Плотина.нет" заявила о создании Совета по устойчивому развитию Эвенкии, и выдвинула проект альтернативного плана экономического развития Эвенкии, без гигантской плотины. В ней стоят три главные цели:

1. Обеспечение самодостаточности региона в обеспечении продовольствием и топливом, с вытеснением "северного завоза".

2. Накопление внутренних резервов.

3. Первоначальная индустриализация.

"Экономическое развитие Эвенкии подразумевает сближение природы и общества, соединение современных достижений науки и техники с красотой природы, а не уничтожение ее ради абстрактного экономического результата", - указывается в докладе Совета "Эвенкия без гигантской ГЭС: путь к устойчивому развитию (предварительные материалы)".

Главный метод экономического развития региона - это опора на собственные силы и собственные ресурсы, которыми Эвенкия совсем не обделена. Даже того, что известно при скудных и поверхностных разведочных работах, вполне достаточно, чтобы отказаться от "северного завоза", вместе со всеми его язвами: господством бюджетных организаций, субсидиями и дотациями. Все необходимое для обеспечения жизни своего населения Эвенкия может производить самостоятельно. Во всяком случае, с таким хозяйственным безумием, как возить уголь и дизельное топливо в регион со своими запасами угля и нефти, нужно быстро и решительно покончить. Главное направление развития - это превращение Эвенкии в производящий регион, выпускающий как готовые товары, так и промышленные полуфабрикаты из собственного сырья. Доклад Совета по устойчивому развитию Эвенкии - это чуть и не первый документ, в котором однозначно говорится об этом.

Этот план может добиться того, чего не смогли добиться при объединении, - аннулировать дотационный статус Эвенкии и создать прибыльную региональную экономику, как это не странно сегодня звучит. Только для оформления этого процесса потребуется провести обратное выделение Эвенкии в самостоятельный субъект Федерации.

Республика Эвенкия

Эвенкия должна снова занять полноправное место в числе субъектов Федерации, только теперь уже не в непонятном статусе "автономного округа", а полноценной Республики Эвенкия, со своим правительством, законодательными органами и собственным бюджетом.

Во-первых, создание такой республики будет первым шагом в ликвидации порядка, дискриминирующего народы Севера. Речь идет о статусе "коренных малых народов" и о фактически насильственном принуждении их к "традиционному хозяйству". Дело в том, что традиционное хозяйство народов Севера было полностью уничтожено при коллективизации в 1930-х годах, и при образовании совхозов в 1960-х годах. С этого момента, северное хозяйство было организовано как крупное и товаропроизводящее. И теперь в Эвенкии самые крупные предприятия, опора возрожденного в 2003 году оленеводства, - это муниципальные предприятия. На долю того, что хоть как-то походило на традиционные промыслы, осталась лишь охота и вылов рыбы в потребительских целях. Долгое время шла борьба за сохранение хотя бы этих прав, но новый закон "Об охоте" их ликвидировал. Северные народы лишены приоритетного права доступа к охотничьим и рыболовным угодьям, а квота вылова рыбы разрешена в размере 2,5 кг в год. С такого улова можно только протянуть ноги!

Потому надо честно признать, что традиционного хозяйства на Севере больше нет, есть сектор крупных сельхозпредприятий разных отраслей северного сельского хозяйства, и сектор частных хозяйств и потребительского промысла. В таких условиях, попытки "вернуть" те же эвенков к традиционному хозяйству, это занятие, которое мало чем отличается от геноцида в его классическом определении (лишение средств к существованию).

Наконец, эвенков в России 35 тысяч человек, и они проживают на огромной территории от Енисея до Китая и Тихого океана. Только после слияния Эвенкийского автономного округа с Красноярским краем, нигде они не имеют федерального представительства, а национальное представительство на районном уровне имеют только в Республике Саха (Якутия) - Анабарский, Жиганский и Эвено-Бытантайский улусы. В других регионах у эвенков вообще ничего нет. Почему 62 тысячи алтайцев могут иметь Республику Алтай, 65 тысяч карел - Республику Карелия, 69 тысяч хакасов - Республику Хакасия, а 35 тысяч эвенков "удостоились" только муниципальных районов? Как им защищать свои национальные права и интересы?

Наконец, эвенки, как и другие коренные народы, эти люди – которые ни при каких условиях не побегут на «большую землю» в теплые края, а будут жить и держать обжитые анклавы на Севере. Когда в 1990-х годах Эвенкия была брошена на произвол судьбы, эвенкийцы выдержали, хотя и были вынуждены забить почти все оленье стадо. От этих народов в решающей степени зависят все дальнейшие перспективы северных территорий.

Сложившееся социально-экономическое положение в северных регионах, в частности в Эвенкии, ставит другую задачу - всестороннее содействие выходу северных народов из изоляции, их культурному и социально-экономическому развитию. Те же эвенки обладают самобытной культурой и мировоззрением, их адаптация и хозяйственные навыки в условиях Эвенкии неоспоримы. Нельзя не увидеть тягу эвенков к образованию и знаниям, что бы там не говорили адепты расхожих мифов. Создание республики значительно поднимет моральный дух народа, как эвенков, так и остальных эвенкийцев (в северных регионах интересы коренных жителей не слишком отличаются по национальному признаку, и как правило коренные жители друг друга поддерживают), и самым положительным образом скажется на развитии региона. Сравнительно небольшая помощь на первом этапе - и Эвенкия вскоре займет место среди процветающих регионов.

Во-вторых, Эвенкия обладает значительной спецификой и особенностями, которые нужно знать и всесторонне учитывать. Потому нельзя доверять управление ей людям, которые немного путают Красноярский край с Краснодарским. Республика Эвенкия требуется в первую очередь для того, чтобы добиваться правильной экономической политики в регионе, соответствующей наличным условиям, и препятствовать попыткам реализации разрушительных проектов, вроде Эвенкийской ГЭС.

В-третьих, вопросы Эвенкии имеют федеральный, и даже международный уровень, а вовсе не муниципальный. Это вопросы сохранения уникального массива лесов, сохранения биологического разнообразия, вопросы использования огромного Тунгусского угольного бассейна, который разведан весьма поверхностно и многое другое. Для нормального и справедливого решения подобных вопросов, эвенкийцам требуется федеральное представительство.

Обычно говорят, как можно создать субъект Федерации, в котором населения всего 17,7 тысяч человек? Однако, столь небольшая численность населения и редкое население в нынешней Эвенкии - это следствие длительного невнимания к экономическому развитию региона, следствие неспособности создать там производящую экономику, способную прокормить больше народа, следствие неспособности наладить нормальную жизнь. Эвенкия столь долгое время находилась на обочине развития, что сформировался устойчивый стереотип о ней, как о территории, где возможно лишь "традиционное хозяйство". Все там делалось кое-как, по остаточному принципу. Показатели по доходам на душу населения, обеспечение жилой площадью, разным обслуживаем, включая медицину и образование, в Эвенкии ниже средних по стране. Плохо развита медицина, из-за чего продолжительность жизни на 10-12 лет меньше, чем в среднем по России.

Это положение можно и нужно исправить. Есть дать Эвенкии самостоятельность в принятии решений, дать возможность проводить свою экономическую политику, то со временем социально-экономические условия в ней улучшатся, и население начнет расти, как за счет естественного прироста, так и за счет возврата выехавших эвенкийцев, а также приезда специалистов на работу. Не это ли является политикой России в отношении северных регионов?

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram