Что происходит на Триумфальной площади каждое 31 число тех месяцев, в которых есть 31-е числа? Рождается надпартийное движение гражданского неповиновения. Прошли уже два столкновения между пришедшими на площадь активистами оппозиционных движений и правительственными войсками МВД: 31 июля и 31 августа. Можно вспомнить, что подобные столкновения (задуманные и заявленными «митингами несогласных») происходили уже 31 января и 31 мая, но те столкновения еще не проводились в рамках осуществления «Стратегии-31».
Что такое «Стратегия-31»? Проанализировав проводимые в 2006-2008 годах коалицией «Другая Россия» марши и митинги несогласных я пришел к выводу, что мы вели себя стратегически и тактически неправильно. Что марши несогласных разделяли иногда целые сезоны, а порою и перерывы в полгода и потому терялся «драйв», замирала энергия, пресекался порыв граждан, было вставших вместе с нами на дыбы. Так например, пожалуй самый многочисленный и жестоко разогнанный в Петербурге «Марш Несогласных» 3 марта 2007 года не получил продолжения, вместо того чтобы вызвать возмущение людей на улицах уже 4 марта (либо нужно было не расходиться 3 марта), — энергии дали улечься, иссякнуть и следующие марши в Москве и Санкт-Петербурге были назначены только через полтора месяца: 14 и 15 апреля. Да и эти даты мне и моим сторонникам с трудом удалось вырвать у союзников по коалиции, заклинающих нас «не частить с маршами».
Проанализировав практику маршей я пришел к выводу, что политических целей можно добиться лишь целой серией, цепью мирных выступлений граждан за свои права, серией «ударов» следующих один за другим, а не разделенных целыми месяцами политического безделья, или даже почему-то летними каникулами, что совсем уж постыдно выглядит в случае оппозиции. (Постыдно, но факт: «Другая Россия» вопреки моей позиции, но под давлением наших союзников свернула все уличные мероприятия в лето 2007 года, маршей не было с 15 апреля по 24 ноября. Еще худшая ситуация создалась в 2008 году, когда с 1 мая по 14 декабря не провели ни единого марша либо митинга.)
В результате моих размышлений и анализа и возникла «Стартегия-31», названная так по статье 31-й Конституции РФ, осуществления которой мы стали добиваться, выходя на Триумфальную площадь по 31-м числам месяцев. Для удобства граждан и удобства запоминания: одно место (Триумфальная), одна дата (31-е числа), одно время (18 часов). Статья 31-я Конституции гласит, напоминаю: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования». Заметьте, в Конституции не сказано ни о каком контроле над гражданами со стороны власти. Между тем московское правительство (под давлением, не сомневаюсь, федеральных властей) отказывает нам в праве собираться на улицах и площадях Москвы, присвоив себе (незаконно!) право разрешать нам собираться или не разрешать. Региональные власти тоже незаконно присвоили себе права не соблюдать Конституцию, в частности её статью 31-ю. Но в условиях расширяющегося и углубляющегося экономического кризиса право выйти на протестный митинг становится важнейшим правом, правом на совместный социальный протест вместе с другими гражданами. В «Стратегии-31», таким образом — огромный потенциал. Вокруг «Стратегии-31» возможно объединить движение гражданского неповиновения. Такое движение которое будет «неполитическим», то есть идеологические позиции всех кто сочтет нужным принять в нем участие не будут затронуты и ущемлены.
То, что это так и есть доказал последний по времени митинг несогласных на Триумфальной площади 31 августа. Туда сочли нужным прийти такие разные люди как Лев Пономарев, Людмила Алексеева, Леонид Гозман (да-да!) или вдруг, Владимир Тор. Дело в том, что нам всем нужна свобода, вне зависимости от наших идеологий.
Собственно, сближение позиций и понимание того что можно сплотить самые широкие политические силы вокруг «Стратегии-31» произошло еще за несколько дней до 31 августа, а именно 27 августа во время дебатов, состоявшихся в Сахаровском центре. Дебаты были как раз о «Стратегии-31» и они собрали как представителей ОГФ, «Солидарности», моих сторонников, активистов Левого Фронта, так и активистов «Смены», «Обороны», а также присутствовали и националисты: Владимир Тор и Наталья Холмогорова. Правда Тор был неприятно шокирован тем, что одна из выступавших произнесла фамилию «Стомахин», но Владимир, я полагаю что женщина даже не осознает кто такой Стомахин, она произнесла её в общем списке политзаключенных и убитых режимом людей. Это мелкая частность, не более того. Сам я когда-то судился со Стомахиным и этот русофоб не вызывает во мне симпатии, но он сидит за решеткой с переломанными ногами, бог с ним. Оттого что несведущая женщина на дебатах обронила его фамилию вовсе не следует, что на дебатах присутствовали сторонники Стомахина, думаю их там не было ни единого.
Это частность. Разыскивая сторонников для борьбы с режимом единоличной власти поднявшим под себя Россию нельзя Вам, националистам, быть придирчивыми женихами. Вы ведь не жену выбираете на всю жизнь, но партнеров с которыми удобно пройти часть пути. Иначе останетесь опасно одни.
Пока состоялись всего лишь два столкновения с властью в контексте «Стратегии-31». Они показали, что власть боится именно этой широкой формы объединения сил оппозиции. Формы, в которой мы не изнуряем друг друга придирками типа: «почему ты, гад, не похож на меня как две капли воды?», а разделяем участки фронта борьбы против режима установленного «Тандемом» для себя, но не для народа и не для нас.
В «Стратегии-31» все остаются сами собой, идеологии каждой политической организации остаются нетронутыми, изнурительные споры остановлены, мы добиваемся свободного доступа на улицы. Что после? Нам всем, не боюсь в данном случае говорить от лица всех политических сил оппозиции будут нужны свободные выборы. Но пока давайте выиграем себе статью 31-ю Конституции РФ. Вырвем её из рук тех, кто не хочет её отдавать, понимая как опасна для них эта свобода собраний. Как опасна для них отдать на Триумфальную площадь. Вырвем из рук.
Давайте?