Грузия переплюнула Россию с ее феерическим назначением мебельщика Сердюкова – новым министром обороны Грузии стал главный тюремщик страны.
Только если это и водевиль - то водевиль, пахнущий кровью.
27 августа Министром обороны Грузии назначен Бачо Ахалая, который до этого занимал пост заместителя министра обороны.
Ему всего 29 лет (!). Мингрел.
Согласно официальному пресс-релизу до того, как возглавить военное ведомство, Ахалая был координатором НПО "Институт свободы", заместителем народного защитника (омбудсмена), главой департамента по исполнению наказаний. Последний год являлся заместителем министра обороны.
«Институт свободы» звучит тут, в контексте Ахалая, особенно смешно. Хотя это весьма серьезная организация, именно «Институт свободы» был штаб-квартирой «революции роз», а Бачо Ахалая
был рядом с Михаилом Саакашвили во время взятия здания парламента 22 ноября 2003 года.Опыта в военных вопросах у Ахалая не больше, чем у мебельщика Сердюкова. Но это не важно - главная должность в его послужном списке: «глава департамента по исполнению наказаний», остальное прикрытие.
Объявляя о назначении, Михаил Саакашвили называл главным плюсом нового министра обороны ту «жесткость», которая «дала Грузии историческое достижение, а самому Бачо множество врагов».
«У Бачо Ахалая по вполне конкретным причинам очень много врагов и я это очень хорошо знаю. На постсоветском пространстве Грузия единственная страна, где «вор в законе» не управляет тюрьмами», - заявил Саакашвили, по оценкам которого «это является большим историческим достижением Грузии».
«Вот этот человек сделал это. Я был министром юстиции и не смог этого сделать. А он за счет проведения довольно жестких мер смог», - отметил Саакашвили на заседании Совета Безопасности, в ходе которого представил Бачо Ахалая на должность министра обороны.
Президент подчеркнул, что «во время проведения всех подобных мероприятий Бачо Ахалая действовал по его указаниям и мандатом, и это не была его личная инициатива».
За этими туманными словами кроется следующее: Ахалая, будучи главой департамента по исполнению наказаний, планомерно уничтожал воров в законе. По сообщениям выживших, Ахалая лично расстреливал и морил голодом людей. Он подавил знаменитый бунт заключенных в СИЗО N5 Тбилиси в марте 2006 года, когда было убито 11человек – криминальные авторитеты пытались тогда остановить процесс собственного истребления. Причем известный грузинский адвокат Лали Апциаури, защитник одного из заключенных на процессе по итогам бунта, обвинила в эфире телеканала «Имеди»: «Вновь встает вопрос уголовной ответственности Бачо Ахалая. Он вносит наркотики в седьмой изолятор и своими руками вводит их заключенным, в этом конкретном случае Мамардашвили, чтобы он дал нужные для него показания в суде».
Грузинские правозащитники обвиняли его в применении пыток, Грузинский омбудсмен Созар Субар и назвал Ахалая «преступником», который нарушал закон и пренебрегал законом, «есть немало фактов, достаточных для возбуждения уголовного дела против Ахалая» - заявил он. Один из лидеров оппозиционной партии «Новые правые» Мамука Кацитадзе заявил журналистам, что выдвижение Ахалая на должность нового министра обороны Грузии является доказательством того, что Михаил Саакашвили «продолжает создание полицейского режима».
Кроме воров в законе, так же успешно и теми же методами, Ахалая боролся и с противниками Саакашвили.
Ахалая имеет репутацию
жестокого садиста, беспрекословного исполнителя воли грузинского президента и талантливого царедворца. К прочим своим талантам Бачо - весьма образованный молодой человек, помимо грузинского владеет русским, английским и немецким языками.Сочетания этих качеств и стали причиной его стремительной по всем меркам карьеры.
У нового назначения есть и еще один многозначительный момент – мингрельский.
Отец нового министра, Роланд Ахалия - главный прокурор Мингрелии, региона Самегрело - Земо-Сванети (Мингрелия — Верхняя Сванетия), и имеет свои собственные заслуги пред Саакашвили. Ахалая-старший держит в страхе весь край. Благодаря Роданду Ахалая всякая оппозиция в Мингрелии, бывшем оплоте Гамсахурдия – просто не существует, физически уничтожена на корню. Точно так же, такими же жестоким и методами, убийствами, избиениями, пытками и арестами уничтожается и мингрельское национальное движение, давятся любые попытки развития мингрельской национальной культуры. В Мингрелии известно о многих случаях убийств и исчезновений людей, так или иначе пытавшихся поднять «мингрельский вопрос».
У Роланда Ахалая, кроме новоназначенного министра, есть еще один сын, Дата Ахалая, бывший руководитель департамента конституционной безопасности МВД Грузии – ранее эта структура называлась Министерством госбезопасности. Его также обвиняют во многих убийствах и в фабрикации уголовных дел, и в Мингрелии и в собственно Грузии. В частности, в получившем широчайшую огласку убийстве сотрудника банка Сандро Гиргвлиани в 2006 году. 28 января 2006 года 28-летний Сандро повздорил в баре в центре Тбилиси с несколькими высшими чиновниками грузинского МВД, в числе которых был и руководитель Департамента конституционной безопасности МВД Дата Ахалая и его заместитель Олег Мельников. В тот же день тело Сандро Гиргвлиани было обнаружено в пригороде Тбилиси с признаками насильственной смерти. Вскоре полиция задержала четырех подчиненных Ахалая, сотрудников Департамента конституционной безопасности, которые признались, что похитили Сандро Гиргвлиани и увезли в лес, где начали его избивать. Затем, по их словам, Гиргвилиани удалось убежать, после чего он «заблудился и упал в ущелье с 20-метровой высоты». 16 марта 2006 в Тбилиси и городах Грузии тысячи автовладельцев на протяжении нескольких минут сигналили в знак протеста против министра внутренних дел в рамках акции с требованием его отставки. Через несколько часов президент Михаил Саакашвили в прямом эфире провёл пресс-конференцию, назвав министра МВД (чья жена также присутствовала в группе силовиков, с которой повздорил убитый) Вано Мерабишвили «хорошим министром» и отказавшись освободить его от должности. Дата Ахалая, однако, после этого скандала был отправлен в отставку. В Мингрелии говорят, что его просто «припрятали» - поскольку «народ мог его убить».
У семьи Ахалая много врагов, очень многие на их родине, в Мингрелии, ненавидят их, очень много кровников нажил себе и новый министр обороны, и его отец и брат… Это способствует преданности лично Президенту Михаилу Саакашвили и сплоченности его команды – но не способствует популярности и устойчивости режима. «Рано или поздно их завалят» - сказал в разговоре со мной один из осведомленных в мингрельских делах грузинских политологов.
На следующий день после своего назначения, 28 августа, на пресс-конференции, посвященной очередному этапу совместных учений грузинских войск и представителей армий стран – членов НАТО, новый министр заявил, по-грузински и по-английски, что «интеграция в НАТО была и остается нашим безальтернативным путем, и мы собираемся продолжить работу по созданию таких вооруженных сил, которые не станут грузом для НАТО».
Североатлантический альянс, конечно, гибкая организация. Но все же, думается, натовские дипломаты и генералы не очень представляют себе, кого и что они принимают в свои ряды. Брюссель и Тбилиси Саакашвили живут в разном историческом времени - и будет очень интересно посмотреть, как встретятся «Новая Европа» двадцать первого века и Византия в ее худшие времена.