Юрий Михайлович Лужковвсех достал.
Две главные претензии к человеку, сформировавшему, как когда-то Леонид Ильич Брежнев, стиль эпохи, правда, не во всей стране, а только в её Столице. Первая - Лужков развёл невиданное воровство. И вторая претензия — эстетическая.
Обе они более чем состоятельные. И московский мэр тоже более чем. В прошлые годы Юрий Лужков очень много сделал для города, но в урочную пору его давно следовало переизбрать, осуществляя нормальную ротацию кадров, чтобы не выдирать сейчас со ржавым скрежетом, с сотрясениями почвы и хорошо если не с кровью то, что должно проворачиваться раз в четыре года холодно и просто, как механизм английского замка.
Ну, или раз в восемь лет. В особо выдающихся случаях.
Научимся ли мы когда-нибудь не доводить ситуацию до крайней точки, до отвращения и рвотных спазмов?
Но вообще-то я хотел поговорить о другом. О московском бюджете. И о тех волнующих переменах, какие могут с ним произойти вследствие долгожданной отставки.
В последние годы наша любимая столица входила в тройку богатейших городов мира, на равных меряясь достатками с Нью-Йорком и Токио. У каждого из трёх этих китов доходная часть бюджета под 60 млрд. долларов.
А как иначе? Правда, при этом другие российские города-миллионники далеко отстают от Москвы. Намного дальше, чем японский город Осака отстаёт от Токио или Лос-Анджелес от Нью-Йорка.
Если же взять абсолютные цифры российских городских бюджетов и пересчитать их на душу населения — московского, самарского, казанского, омского — то контрасты окажутся просто чудовищными.
Полгода назад я производил такие подсчёты для журнала «Экономическая безопасность». Получилось, что на московскую душу в 2008 году было израсходовано 131,04 тысячи бюджетных рублей, на питерскую 74,8 тыс., новосибирскую 43 тыс. А дальше начинается провал: Екатеринбург — 18,2 тыс. рублей на душу населения, Нижний Новгород 13,1 тыс., Самара 10,8 тыс., Казань 9,73 тыс., Омск 9,64 тыс.
Разница между Москвой и большинством других российских миллионников в «душевом» исчислении — 10-12-кратная.
Для чистоты эксперимента надо отметить, что всем городам, кроме Москвы и Питера, что-то перепадает из областного или краевого бюджета. Иногда такой «довесок» увеличивает городскую копилку процентов на 20-30. В отдельных случаях даже на 50. Почти не сокращая при этом разрыва с любимой столицей, но существенно уменьшая возможности области или края по финансированию райцентров и прочих деревень и сёл.
Про нашу российскую глубинку вообще отдельный разговор. Она живёт намного беднее крупных и средних городов, тоже не утопающих в роскоши. Бюджет муниципального образования Морковкина Попа, цветущего в какой-нибудь самарской глубинке, отличается в расчёте на душу населения от бюджета областного центра тоже раз в десять.
А от московского, соответственно, раз в сто. На два порядка.
Казалось бы, при чём тут Юрий Михайлович Лужков?
Не торопитесь, я всё объясню. Московский бюджет — он не только очень большой, но и очень своеобразный по источникам наполнения. В отличие от лондонского, парижского или нью-йоркского бюджета московский формируется не за счёт развития туризма и сдачи в аренду дорогой муниципальной земли и недвижимости.
Он формируется главным образом за счёт налога на прибыль предприятий и организаций (это 46,8 процента московского бюджета-2008) и за счёт налогов с физических лиц (36,9 процента).
Основные предприятия-налогоплательщики в Москве это Газпром, Роснефть, ЛУКОЙЛ, другие крупнейшие сырьевые компании, ведущие добычу полезных ископаемых далеко от столиц, а также российские и иностранные банки, работающие по всему миру. Физические лица, дающие в бюджет основную часть налога — это владельцы и топ-менеджеры сырьевых компаний и банков.
В общем, московский бюджет, он в значительной степени… Как бы это поделикатней… Подберите сами политкорректный синоним к слову «халявный».
Чтобы заставить сырьевые компании и их хозяев «доиться» именно в столице и убедить федеральных начальников, что такой порядок вещей единственно правильный — надо обладать очень неслабым политическим весом и умением управляться с железными рычагами власти.
Будут ли эти навыки у сменщика? Окажется ли он таким же патриотом Золотоглавой, как Юрий Михайлович? Или этот неведомый пока избранник до сих пор скучает по шпилю Петропавловки и строгим линиям Васильевского острова?
И не набросятся ли с уходом со сцены тяжеловеса Лужкова на столичный бюджет губернаторы дальних областей и краёв, не попытаются ли пролоббировать поправки в соответствующий федеральный закон, вопиюще несправедливый с немосковской точки зрения — и разорвать в клочья нежное, обильное соками (имеется в виду московский бюджет, а не сам Юрий Михайлович) — тело?
Мы все устали от хамского произвола московских чиновников, только очень по-разному.
Правда, с отставкой нынешней многогрешной команды у нового столичного градоначальника появятся возможности наполнить московскую казну из свежих источников. Задействовать скрытые доселе резервы.
Как уже сказано, некоторые статьи доходов, которые в основном формируют бюджет Лондона, Парижа или Нью-Йорка, в московской копилке представлены очень скромно. Например, лондонский бюджет на 60 процентов складывается за счёт поступлений от туризма. Московский — менее чем на один процент. Российская столица имеет все возможности развивать туризм, но для реализации этих возможностей надо работать.
Пока что процесс идёт в обратную сторону: московские пробки и недружелюбная (т.е. дорогая и неудобная) инфраструктура всё больше отпугивают как зарубежных, так и российских путешественников.
Бюджет Парижа более чем на треть складывается из поступлений от уплаты земельного налога и сдачи в аренду муниципальной недвижимости. Аренда офисов и складов у них дорого стоит, все эти деньги поступают в городскую казну, мощно подпитывая социальные программы и позволяя решать вопросы благоустройства.
Но и в Москве аренда стоит очень дорого! Однако поступления от сдачи внаём земли и муниципальной столичной недвижимости — это сущие крохи. В 2007 году все доходы от аренды составляли 4,5 процента бюджета, а к 2011 по предварительным расчётам данная сверхскромная цифра уменьшится до 2,5 процента.
Вообще, недоброжелатели московского руководства считают, что эта расторопная компания успевает два раза пообедать: сначала отстояв на федеральном уровне огромные отчисления из налогов сырьевых компаний в столичный бюджет, и второй раз — сдавая будто бы за копейки сверхдорогие московские квадратные метры под офисы и позволяя кому-то за счёт субаренды складывать в карманы такие суммы, какие ни разу в жизни не снились любителям попилить бюджет хоть Нью-Йорка, хоть Токио.
Это похоже на правду.
А есть ещё налог на имущество, который приносит в бюджет Нью-Йорка около 30 процентов, а в бюджет Москвы только 6. Поскольку стоимость имущества в российской столице существенно занижена.
Так что у нового городского головы будет поприще широко!
И если товарищ не подкачает, то заслужит уважение не только москвичей, но и жителей других российских городов и сёл, куда польются, наконец, упоминавшиеся выше живительные соки. Сэкономленные Москвою для любимой страны.
Проблема, однако, в том, что кадровый резерв нынешней власти состоит в основном из людей, в лучшие свои годы руководивших мебельным магазином или канцелярией. Или составлявших, с холодной головой и горячим сердцем, разные бумажные отчёты о внутреннем положении в Африке. А рулить огромным городом, который пучит и корёжит от рвущихся наружу разнонаправленных энергий, где сшибаются такие интересы, что Нью-Йорк отдыхает, и где прорва ежедневных запутанных административно-хозяйственных вопросов — совсем другое занятие.
Учиться вождению этого болида новый градоначальник, скорее всего, будет уже на ходу и без дублирующих педалей.
В общем, Москве надо готовиться к эпохе больших перемен.
С чем я нас всех и поздравляю.