Известно, что наличие даже в минимальном количестве ядерного оружия (ЯО) у страны, обладающей решимостью его применения, может стать объективным сдерживающим фактором. А для стран, чьи элиты и население панически боятся ЯО, его количество и качество не имеют особого значения.
Поэтому в определенных условиях даже единичные ядерные заряды могут обеспечить сдерживающий эффект. Но это возможно только при условии, что эти заряды будут гарантированно доставлены до конкретных целей и причинят неприемлемый ущерб. Часто высказываются принципиальные сомнения в том, что ЯО КНДР может нанести Японии ущерб вроде того, который обычно приписывается классическому образу ядерной войны. Однако не все так просто. Попробуем ответить на вопрос: куда может ударить Пхеньян в Японии, если против него будут развязаны боевые действия, и в Пхеньяне посчитают, что обречены, или неверно истолкуют те или иные военные события? Ниже приводятся лишь предположения только самого принципиального характера.
Заключенные в ядерных объектах потенциальные разрушительные силы создают объективную основу для целенаправленного использования их в качестве средств поражения с целью нанесения ущерба странам, в которых они расположены. /1/
Это может быть достигнуто путем искусственного создания условий, необходимых для высвобождения и реализации их разрушительного потенциала. Одним из классических примеров такого рода является разрушение ядерного реактора обычным взрывом, например, в результате аварии на реакторе. Поэтому объекты японской ядерной энергетики вполне можно рассматривать как потенциальные средства массового поражения (СМП) в случае возникновения войны на Корейском полуострове.
Основную прямую опасность представляет радиоактивное загрязнение в результате выхода радиоактивных материалов за пределы АЭС. Радиационный потенциал реактора определяется количеством накопленных в активной зоне продуктов деления. Наибольшую опасность представляют тут как АЭС, так и объекты где проводятся работы с облученным ядерным топливом, а также просто хранятся высокоактивные радиоактивные отходы. Чтобы понять, что может грозить Японии, надо примерно оценить ее потенциал СМП на территории.
Так на АЭС Японии стоит 55 энергических реакторов. /2/
Учитывая, что в этой небольшой стране есть такие гиганты атомной энергетики как самая большая в мире АЭС с 7 энергоблоками каждый мощность более 1000 МВт, понятно какие количества радиоактивных материалов находятся внутри каждой такой электростанции (Чернобыльский 4-й энергоблок имел мощность 1000 МВт).
Для примера рассмотрим «обычную» катастрофу на АЭС. Самой серьезной аварией является выброс продуктов деления из реактора (авария с разрушением активной зоны). При этом радиоактивные продукты могут выбрасываться на высоту до 2-3 км, продолжительность выброса - несколько суток до окончания герметизации реактора. Характер радиоактивного заражения при авариях на АЭС имеют ряд особенностей
1. Большая длительность радиоактивного заражения окружающей среды, в связи с наличием в смеси изотопов более высокой доли веществ с большим периодом полураспада.
2. Сложность конфигурации границ зон заражения вследствие продолжительности выбросов и изменения за это время направления ветра. (Распространение радиоактивных веществ в одном направлении составляет 3-12 часов).
3. “Очаговое” заражение в дальней (более 1000 км) зоне.
Наиболее крупной катастрофой такого рода была Чернобыльская, произошедшая 26 апреля 1986 года. В результате взрыва реактора 4-го блока Чернобыльской АЭС были повреждены и разгерметизированы тепловыделяющие элементы, содержащие как ядерное топливо, так и накопившиеся за время работы реактора (до 3-х лет) радиоактивные продукты деления (сотни радионуклидов, включая долгоживущие). Выброс из аварийного блока АЭС радиоактивных материалов в атмосферу состоял из газов, аэрозолей и мелкодисперсных частиц ядерного топлива, он характеризовался большим объемом и широким набором радиоактивных продуктов. Кроме того, выброс длился очень долго, это был растянутый во времени процесс, состоящий из нескольких стадий.
Чернобыльская авария нанесла огромный ущерб А что если распаковать активные зоны сразу двух, трех и более мощных реакторов? Идеальным подобным средством может быть ракета с ядерным зарядом. Даже относительно маломощный ядерный взрыв рядом с энергоблоками способен быстро разрушить очень прочные и большие основные конструкции, либо достаточно сильно их повредить. Возможно также повреждение системы охлаждения и управления реактором, что может создать условия для теплового взрыва реактора.
Также наземный или воздушный ядерный взрыв способен и достаточно быстро вытянуть из разрушенных объектов значительную долю радиационной «начинки» в атмосферу. Вспомним, что происходит при обычном ядерном взрыве. В случае если взрыв произведен на небольшой высоте в атмосфере, поглощение излучения взрыва приводит к образованию облака взрыва, характеризующегося очень высокой температурой. Поскольку внутри облака содержится основная доля радиоактивных веществ, образующихся в ходе взрыва, дальнейшая его эволюция определяет формирование следа радиоактивных осадков. После того как облако взрыва остывает настолько, что уже не излучает в видимой области спектра, процесс увеличения его размеров продолжается, за счет теплового расширения, и оно начинает подниматься вверх. В процессе подъема облако увлекает за собой значительную массу воздуха и грунта. В течение нескольких минут облако достигает высоты нескольких километров и может достичь стратосферы. Скорость выпадения радиоактивных осадков зависит от размера твердых частиц, на которых они конденсируются. Если в процессе своего формирования облако взрыва достигло поверхности, количество грунта, увлеченного при подъеме облака, будет достаточно велико и радиоактивные вещества оседают в основном на поверхности частиц грунта, размер которых может достигать нескольких миллиметров. Такие частицы выпадают на поверхность в относительной близости от эпицентра взрыва, причем за время выпадения их радиоактивность практически не уменьшается.
Но одно дело ядерный взрыв, с его несколькими килограммами плутония и достаточно быстро падающим уровнем радиации от продуктов деления, выход которых относительно мал, да и высока среди них доля короткоживущих. Совсем другое дело насыщение облака взрыва долгоживущим содержимым реактора или нескольких реакторов, а это многие тонны материала, причем там ведь будут в большом количестве и различные радиоактивные газы. Да и помимо того, что может дать ядерное топливо с накопленными продуктами деления, в воздух поднимутся и другие материалы конструкций, например по ветру пойдет то, что после штатного демонтажа реактора составляет до 500 тыс. тонн слабоактивных отходов.
Радиационный эффект будет эквивалентен десяткам, сотням взрывов плутониевых бомб сразу. Десятки тысяч квадратных километров территории могут быть заражены долгоживущими изотопами, и проживание населения на них по современным нормативам радиационной безопасности будет считаться невозможным, причем долгие годы. Выбор конкретной цели противником будет зависеть в первую очередь от расчетной розы ветров на момент осуществления удара.
Уровни радиации в крупнейших городах-миллионерах в течении первых часов-суток будут достигать сотни рентген в час! И это может сделать ОДИН ядерный заряд распаковав 1000 МВт реактор. А если это взрыв практически в районе АЭС с 3 или 7 работающими реакторами? А если несколько ядерных взрывов в районах разных АЭС? Или параллельные удары как ядерными, так и неядерными БР по всем АЭС в зоне досягаемости? Такой сокрушительный удар будет означать исчезновение Японии как независимого государства с самостоятельной историей, экономикой, политикой. Значительная часть страны после такого удара станет просто зоной отчуждения.
Ракеты физически способные долететь до Японии у Пхеньяна есть, да и даже если ядерную боеголовку по каким-либо причинам «Нодон» не вытянет, то используемая в виде отдельной ракеты первая ступень «Ынха-2». Эта ступень точно сможет сделать, даже если заряд тяжелый и большой. Если точность относительно низка то можно направить и не одну на такую жизненно важную точку, как АЭС.
Хотя, учитывая, что энергоблоки окружены достаточно мощными внешними конструкциями, то если точность ракет слишком низка (+/- 2-3 км), а мощности зарядов при этом не достаточны чтобы гарантированно поразить подобные объекты на таком удалении (не более 5 Кт), то все же именно города могут оказаться вне конкуренции. Но насчет точных характеристик, как северокорейских ядерных зарядов для ракет, так и их носителей, то никто точно не знает. Нет гарантии даже того, что они у них окончательно доведены до работоспособного состояния, но ведь нет и гарантии обратного. На всякий пожарный в таких случаях учитывается худший вариант, а именно относительно точные ракеты (с точностью порядка нескольких сотен метров) и с мощностями 10-20 кт.
Поэтому, если КНДР располагает хотя бы несколькими ядерными боеголовками для ракет, то принципиально может быть способна в случае начала войны осуществить такой удар по Японии, который может быть не просто национальной катастрофой, а стать концом японской истории и японской нации. Даже если ущерб будет относительно ограничен, последствия в плане дезорганизации и экономического ущерба вызванные паникой среди населения и необходимостью эвакуации и дезактивации в пострадавших районах будут запредельными, значительно превышающими ущерб от ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.
При всей, казалось бы, чудовищности таких действий, в их возможности ничего нового Пхеньян не придумает. КНДР уже неоднократно угрожали, вслух рассуждали об ударах по северокорейским ядерным объектам. Да и прецеденты ударов по ядерным объектам уже были. Не стоит забывать и о том, что в ядерном планировании США КНДР как была, так и остается страной из списка потенциальных оппонентов, к которым рассматривается вариант превентивного ядерного удара в случае войны.
В ходе ирано-иракской войны строящаяся АЭС в Бушере девять раз подвергалась иракским бомбардировкам, наиболее серьезные повреждения были нанесены конструкциям в результате налетов в ноябре 1987 году. МАГАТЭ было проинформировано иранской стороной о бомбардировках Бушерской АЭС. Тегеран запросил МАГАТЭ о приезде экспертов по ядерной безопасности и радиологической защите. Однако, генеральный директор МАГАТЭ заявил о том, что имеющиеся там количество ядерных материалов, а также их состояние, не могут стать причиной радиологического угрозы для населения. После этого, как стало ясно из правительственных источников США, Иран планировал доставить на объект в Бушере 22,4 кг гексафторида урана с целью привлечь внимание МАГАТЭ к бомбардировкам, а также предотвратить новые воздушные удары Ирака. Однако задуманное осуществлено все же не было. /4/
Да и начали первыми это не иракцы: иранцы еще в начале войны бомбили иракские ядерные объекты. Израиль разбомбил иракский реактор в 1981 году. Многонациональные силы бомбили ядерные объекты Ирака в 1991 году.
Массовое уничтожение гражданского населения? Достаточно посмотреть на мощность боеголовок тех же китайских МБР DF-5 и их точность, и сразу становится ясно, что их цель это крупнейшие города вероятного противника. Или поднять архивы ядерного планирования США и СССР в годы «холодной войны».
Подобные варианты применения массированного применения ЯО, такие как массовое уничтожение населения и тотальный разгром экономики противника, до сих пор рассматриваются как один из вариантов планировщиками всех остальных ядерных держав. Но они то и так могут в случае чего нанести сокрушительный удар своими крупными арсеналами. А у КНДР зарядов совсем немного. Да и общеизвестно, что любое ядерное сдерживание подразумевает такое понятие как неприемлемый ущерб для агрессора и/или его союзников. Это правило работает и в Северо-Восточной Азии. Видимо именно этого и могут так бояться сегодня в Японии, ведь такой ход мыслей северокорейских планировщиков не исключен. А полностью отрицать подобную возможность пока нельзя.
Для Японии это повод сделать переоценку своей политики в отношении КНДР. Северная Корея в отсутствии прямой внешней угрозы и давления, ни для кого из превосходящих ее по военной мощи и прикрытых американским ядерным зонтиком соседей, опасности не представляет, и нападать не собирается. Но при непосредственной угрозе войны, а тем более при ее развязывании, КНДР может ответить всеми имеющимися у нее средствами, включая ядерные. Потому, в свете сказанного, позиция Японии по безоговорочной поддержке линии США в отношении КНДР, может оказаться самоубийственной. США проводят такую жесткую политику не в последнюю очередь потому, что они в последнюю очередь почувствуют последствия возможной войны на Корейском полуострове, тогда как основной удар и основной ущерб придется на Корею, Японию и Китай.
Теперь выбор за Токио: переговоры о новой, устраивающей действительно всех системе коллективной безопасности в регионе, либо ремилитаризация со всеми вытекающими возможными следствиями и опасностями…
Источники:
1. Терроризм в мегаполисе: оценка угроз и защищенности. Под общей редакцией В. Дворкина. М.: Издательство «Права человека», 2002. С. 41-44.
2. http://www.japannuclear.com/nuclearpower/program/location.html
3. http://www.insc.anl.gov/pwrmaps/map/japan.php
4. Хлопков А. Иранская ядерная программа в российско-американских отношениях. М.: :Издательство «Права человека», 2001. С. 7-8. Адрес доступа: http://www.pircenter.org/data/publications/nz18.pdf