В конце мая в Абхазии разгорелись нешуточные страсти вокруг передачи Абхазской железной дороги в управление российской компании РЖД в обмен на предоставление абхазской стороне 2 млрд рублей кредита, который согласно официально обнародованным планам, и должен отойти РЖД на модернизацию железных дорог на территории республики. То есть, как уже писали российские СМИ, РФ выделяет деньги своей собственной компании фактически по колониальной схеме, а Сухум теряет контроль над своими активами и остается весь в долгах. Железная же дорога, уже, кстати, практически отреставрированная весной 2008 года «забесплатно» российскими стройбатовцами от границы РФ до Очамчиры, будет использоваться исключительно для вывоза из Абхазии «олимпийского» сырья – инертных материалов, доходы от продажи которого не только не позволят рассчитаться с кредитом, но даже не оставят заметного следа в небогатом абхазском бюджете. Абхазские власти и их контрагентов в России фактически обвиняют в «распиле» двухмиллиардного кредита, за который придется расплачиваться республике.
Версия это вполне правдоподобная, однако все же распил примерно 60 млн долларов в рамках чисто коррупционной схемы все-таки для Абхазии слишком круто. Да и российская РЖД никогда не отличалась запредельной коррупцией. Возможно для модернизации дороги нужны действительно большие деньги, причем модернизации не для вывоза копеечных инертных материалов, которые зачастую дешевле купить на рынке и доставить в Сочи морским путем, а с перспективной на возобновление большого российского транзита в Закавказье: Армению, Турцию, грузинский порт Батуми. Восстановление абхазской железной дороги для транзита действительно может потребовать больших вливаний, особенно на участке от Очамчиры до грузинской границы, и в этом действительно могут быть заинтересованы президент Абхазии Сергей Багапш и его окружение.
Восстановление дороги с перспективами открытия транзита выгодно и Грузинской железной дороге в лице близкого к Саакашвили обосновавшегося в Москве бизнесмена Резо Шарангия, которому по словам опального экс-министра обороны Грузии Ираклия Окруашвили, были переданы под контроль Грузинские железные дороги. Открытие транзитной дороги, отреставрированной на русские деньги, и резкий рост грузопотока будет выгодно г-ну Шарангия и собственно нынешним абхазским властям. «Грузинский транзит» в отличие от инертных материалов, станет реальным источником доходов. И Багапш и Шарангия сотрудничают в РФ с одним и тем же «московским» олигархическим кланом, Багапш обеспечивает условия «полного благоприятсвования» в курортной сфере, а Шарангия работает в сфере телекоммуникаций. Резо Шарангия, по данным СМИ, принадлежит 40% грузинской сотовой компании ООО «Мобител», работующей под маркой «Билайн».Контрольный пакет акций (51%) «Мобитела» был выкуплен российской ОАО «ВымпелКом» за 12 с лишним миллионов долларов. Примечательно, что именно с «Билайном» связывают абхазского сотового оператора «А-Мобайл», в котой «смотрящим» является сын президента республики Зураб Багапш. Компании удалось получить в Тбилиси разрешение на работу в Абхазии как раз в период резкого ухудшения российско-грузинских отношений. Без помощи партнера «ВымпелКома» в Грузии г-на Шарангия такая регистрация вряд ли была бы возможна. В стратегические отрасли абхазской экономики «заходят» «старые» московские олигархические структуры, которые при проабхазской и даже несколько националистической риторике работают в Абхазии вместе со своими грузинскими партнерами и легко находят общий язык с официальным Сухумом.