Молочная война – только эпизод в экономических конфликтах России и Беларуси. Эпизод, конечно, зрелищный, но не первый и явно не последний. Главным образом он примечателен чистотой эксперимента. Сначала с российской стороны был проявлен интерес к приватизации 12 белорусских молокозаводов по дешевке. Когда это не удалось, вспыхнул конфликт по всем правилам, принятым в таких случаях: белорусским производителям перекрыли доступ на российский рынок под предлогом необходимости оформить поставку продукции в РФ по новым санитарным правилам. Затем, когда выяснилось, что такие разрешения часто уже есть, эти разрешения аннулировали, потребовав проходить процедуру по новой. Экспорт белорусской продукции был почти полностью остановлен. Прошли жесткие заявления на политическом уровне о смене власти в РБ. Это перевело конфликт в политическую плоскость.
И вот тут впервые с белорусской стороны была использована угроза прекратить военное сотрудничество. А.Лукашенко отказался от поездки на саммит ОДКБ, где должно было быть утверждено формирование сил быстрого развертывания ОДКБ, в основном ориентированных на войну в Средней Азии. Ситуация в Средней Азии складывается очень тяжелая: в Таджикистане – очаг партизанской войны, созданный весною перешедшим из Афганистана местным лидером. В Ферганской долине в ее узбекской части – попытка штурма здания, где размещаются руководства силовых структур целой области и другие «теракты». Обостряющиеся энергетические и водные споры между странами.
Наконец, рядом в Афганистане и Пакистане война распространилась на пограничные районы Пакистана и в любой момент может превратиться в гражданскую войну в этой ядерной стране. Россия впервые за много лет проявила активность в отношении Афганистана и пытается вернуться в регион всерьез. Наконец, рядом, в районе Каспия обострилась борьба за угле-водородные ресурсы этого региона и пути их доставки в Европу и Китай. Среднеазиатам необходимы реальные военные гарантии со стороны России и формирование сил быстрого развертывания ОДКБ – реально необходимый инструмент для сохранения ориентации этих стран на Россию. Альтернатива усилению ОДКБ – жесткая переориентация местных стран на США и НАТО, либо возможно, большая война в регионе.
Беларусь не просто отказалась участвовать в саммите ОДКБ. МИЛД РБ подготовил особую ноту, где заявил о нелегитимности всех решений высших органов ОДКБ. МИД РБ сослался на пункт о необходимости консенсуса при принятии такого рода решений. Фактически Беларусь парализовала весь ОДКБ, всю систему коллективной безопасности, опирающуюся на Россию. На саммите ОДКБ были подписаны необходимые документы, но с точки зрения РБ они являются пустой бумажкой. Пока под ними не будет подписи Беларуси. Таким образом, без примирения России с Беларусью ОДКБ должен либо работать в атмосфере скрытого недоверия средне-азиатских стран и Армении к России и институтам ОДКБ. Либо исключать РБ из ОДКБ. Это – очень глубокий кризис всей организации.
Углубление конфликта с Беларусью по линии ОДКБ или просто отношений Россия-Беларусь означало следующее Беларусь могла объявить о разрыве военного союза с Россией. Повторю, чтобы была понятна глубина проблемы: попытка исключить РБ из ОДКБ или же простое игнорирование ноты МИД РБ влекло за собою разрыв Беларусью военного союза с РФ. Существующая объединенная воинская группировка РФ и РБ и единая система ПВО провисали. Россия должна была бы быстро создавать сильную воинскую группировку в районе Москвы и новую систему ПВО на менее благоприятных рубежах, чем ныне. При этом был бы всерьез нарушен ДОВСЕ. Несмотря на мораторий на его соблюдение РФ не нарушает его ограничения всерьез. И возможность возврата в ДОВСЕ у России есть. Ограничения ДОВСЕ так выстроены, что учитывают белорусские Вооруженные Силы. Воинский кулак в районе Москвы глубоко и серьезно нарушит ДОВСЕ и приведет к его краху. А это, в свою очередь, чревато передислокацией украинских ВС на восток к границам России и общим ростом региональной напряженности. А также, вероятно, региональной гонкой вооружений. В любом случае, значение НАТО в восточной Европе резко возрастет при таком раскладе, а тесное сотрудничество Украины и Беларуси с НАТО станет неизбежным.
То есть белорусский демарш в ОДКБ в случае продолжения конфликта влек за собою полную смену всей системы региональной безопасности и резкий рост значения в восточной Европе и регионе Каспия блока НАТО и непосредственно США. Все это – быстро и в условиях военной реформы в РФ, на время резко ослабившей российскую армию.
Кроме того, Беларусь объявила о введении таможенных постов на границе с Россией. Таможенные посты, не надо иллюзий, перешли бы к конфискациям российских грузов с тем чтобы компенсировать потери от непропуска в РФ белорусских продуктов. Углубление таможенного конфликта влекло за собою осложнение всей идеи с формированием Таможенного союза Казахстана, России и Беларуси, который вот-вот будет готов. У этого союза есть много граней, но одна из важнейших: именно таможенный союз трех стран должен облегчить транзит углеводородного сырья из региона Каспия в Европу через Россию. Торможение формирования этого союза или отказ от него автоматически включает ориентацию Казахстана и других стран региона Каспия на иные направления транзита сырья в Европу и на Китай. Дополнительно к проблемам ОДКБ крах Таможенного союза трех усиливает позиции в регионе Каспия НАТО, США и Китая. Прежде всего, НАТО.
Беларусь также обратилась за помощью к самым разным странам. Со временем станет известно подробнее, к кому в эти дни обращались. Но некоторые сюжеты известны и сейчас. Прямо перед началом кризиса состоялся очень успешный визит белорусского премьера Сергея Сидорского в Киев. В ходе этого визита фактически была создана зона свободной торговли между Украиной и Беларусью. А также решены вопросы с покупкой Беларусью украинской энергии. Эта договоренность необходима для поставки энергии из Беларуси в Литву и Латвию, где закрытие Игналинской АЭС через полгода резко обострит энергетические проблемы. Беларусь покупая украинскую энергию, а не транзитируя ее, превратилась в центр силы для этих двух прибалтийских стран, с которым надо вести серьезные отношения. Литва буквально сразу после начала молочной войны подтвердила готовность к быстрому расширению сотрудничества с Беларусью. Стал возможен и новый визит белорусского премьера в Литву и визит нового литовского президента в РБ.
Как только молочная война вспыхнула, Украина согласилась на поставку к ней белорусских молочных продуктов. Прежде всего, молока. Украина вообще в этой ситуации повела себя удивительно рационально. Было даже объявлено о встрече 23 июня в Киеве секретарей Советов безопасности Украины, Польши и Беларуси для выработки взаимодействия в рамках восточного партнерства ЕС. Это – просто беспрецедентно: секретарь белорусского Совбеза и его коллеги из Украины и Польши должны обсуждать силовое взаимодействие. Так готовятся новые военные блоки.
А.Лукашенко также, видимо, попросил комиссара ЕС по международным делам, своего рода министра иностранных дел ЕС прибыть в Беларусь как можно быстрее. И этот визит действительно должен состояться в скором времени.
Также важно, что решениями Беларуси по ОДКБ Беларусь фактически продиктовала неформальную повестку для саммита ШОС в Екатеринбурге. На саммите в кулуарах обсуждались в основном последствия возможного краха ОДКБ и Таможенного союза трех. Это усилило значение Китая в ШОС в ущерб российским амбициям.
В общем, несколько дней конфликта привели к угрозе очень быстрых негативных для России геополитических изменений. Видимо, потому конфликт был прекращен фактически на белорусских условиях. Белорусский таможенный режим с границы с Россией снят. Теоретически теперь возможна подпись РБ и под решениями саммита ОДКБ.
Правда, возник новый конфликт – очередной газовый спор. Так что ситуация проще не стала. И в молочном конфликте еще можно ожидать чего угодно. Тем не менее, некоторые выводы из происшедшего клинча РФ и РБ уже делать допустимо:
1. Причина кризиса – стихийный переход России к протекционизму в условиях очень больших экономических потерь от мирового экономического кризиса. Ситуация с молоком – это лишь эпизод. До того, такие же сложности возникли у Беларуси с реализацией грузовых автомобилей и сельско-хозяйственной техники. Наметилась проблема по рыбе и т.д. Российский рынок сузился и борьба за скудеющие ресурсы – рынки и сырье обостряется. В этой борьбе действуют самые разнообразные лоббистские группы от рейдеров, нацелившихся на скупку белорусских заводов по дешевке до просто лоббистов российских конкурентов или политических авантюристов, продолжающих свою иррациональную борьбу против лично Лукашенко. Стихийное вытеснение белорусских производителей из России означает отказ от имеющихся ныне договоров России и Беларуси.
В договоре о Союзном государстве ясно прописан принцип равного доступа российских и белорусских производителей к рынкам двух стран. В реальности на этот счет есть споры, но никогда эти споры не касались целых важных для РБ отраслей. В случае если белорусские производители не будут иметь равного с российскими конкурентами доступа к российскому рынку всерьез, рухнет вся система договоров между РБ и РФ: Союзное Государство. Военный союз, таможенный союз и т.д. Молочная война показала, насколько быстро это может произойти.
2. Экономическое положение России вряд ли будет в ближайшее время улучшаться: Стабилизационный фонд тает. Уже идут переговоры о выделении всемирным банком кредита России в конце текущего года. Значит, конфликты с Беларусью будут нарастать. Урегулирование молочного вопроса – это только один из текущих эпизодов этой полосы конфликтов, вызванных вытеснение Беларуси со скудеющего рынка России. Фактически перед нами новая фаза ослабления России, вызванного в данном случае в основном последствиями мирового кризиса. Союз России с Беларусью на грани развала. А вместе с развалом этого союза Россия столкнется со всеми вышеперечисленными дополнительными осложнениями в Средней Азии, регионе Каспия, восточной Европе и , скорее всего – в Закавказье.
3. Европейский Союз и страны Восточного партнерства ЕС становятся все более привлекательными для РБ. Беларусь вытесняется из России прежде всего в ЕС, или на рынки близких к ЕС стран. В отличие от России ЕС сумел остановить тенденцию к национальному протекционизму и выходит из кризиса за счет интеграционных процессов. Наиболее пострадавшая от кризиса восточная Европа в текущем году получит по разным каналам около 75 млрд. долларов поддержки и, видимо, уже можно говорить, что текущий кризис Европа переживет без слишком больших проблем, во всяком случае – коллапса не будет.
Беларусь будет все более тяготеть именно к европейскому пространству как наиболее емкому рынку. Точек входа на этот рынок у Беларуси много: страны-соседи, традиционный экспорт продукции химической промышленности в развитые страны ЕС, Восточное партнерство ЕС, новые крупные инфраструктурные проекты регионального значения. Для небольшой страны этого достаточно. Видимо, в скором времени доля России в белорусском экспорте упадет до трети, а доля ЕС и стран ВП вырастет до двух третей. Сейчас на ЕС приходится примерно 45% белорусского экспорта. Столько же примерно, сколько на Россию. Остановить процесс интеграции РБ в Европу сложно. Для этого Россия должна преодолеть стихийную тенденцию к протекционизму. Но это сложно в условиях невысокой по факту управляемости Россией из Кремля.
Видимо, пришло время к большому сближению России и ЕС. Иначе вытеснение Беларуси из России в Европу наложится на иные конфликтные темы в отношениях России с соседними странами и РФ может втянуться в несколько сильных кризисов, ослабляющих страну. Сближение с ЕС могло бы такие кризисы предотвратить или по крайней мере ослабить.
В оперативном же смысле, молочная война показала, насколько Россия – слабая страна. И это сейчас, пока Стабилизационный фонд еще не растаял. А что будет зимой, когда фонда может не стать и тот же Лукашенко вновь может стать кумиром российской провинции и протестного электората? А протестный электорат может к зиме вырасти в большую величину… Те, кто подталкивают Россию к конфликту с Беларусью – так или иначе ведут дело к ослаблению России. Их мотивация может быть разной. Возможна и обычная некомпетентность и авантюризм. Но довести дело до угрозы краха военного союза с РБ и проблем в ОДКБ и таможенном союзе трех – это надо было уметь. В идеале, конечно, чтобы сейчас в РФ на государственном уровне были сделаны выводы из происшедшего провала. Разбор полетов должен быть не эмоциональным, а очень серьезным. Россия сползает к слишком опасным для нее конфликтам. Конфликт с Беларусью создаст критическую массу конфликтам РФ по всей своей периферии. Это не просто двусторонний конфликт.
И очень важно, что аналитическое сопровождение российской политики. Во всяком случае, в ходе молочной войны оказалось очень слабым. Если оно вообще было. Слишком открытое поражение в слишком большой силы клинче. Иногда казалось, что аналитики в действиях разных органов власти РФ не было вообще. Одни эмоции и ничем не обоснованные «понты».