Маленькие и большие страны относятся друг к другу как маленькие и большие собаки – осторожно, с недоверием и опаской.
Люксембург и Бельгия всегда будут защищать меньшинства себе подобных, в то время как Франция и Германия, в первую очередь, посмотрят на свои интересы и реакцию коллег по «Большой восьмерке». Эта банальная политическая география в очередной раз себя проявила на Форуме «Россия-Европа», прошедшем на прошлой неделе в Бухаресте.
Открывшийся через три месяца после аналогичного форума в Киеве, Пятый форум «Россия-Европа» собрал гораздо меньшее количество представителей реальной российской власти, чем его украинский аналог. Оно и понятно – Россия, в отличие от Украины, в Европу не стремится, считая себя частью таковой по праву.
Проблема в том, что восприятие Европы в России и в тех же «малых странах» самой Европы отличается на порядки.
Россия привыкла решать вопросы с крупными и ответственными игроками, и когда из-за позиции, допустим, Чехии в очередной раз откладывается подписание договора о стабилизации и сотрудничестве с ЕС в Москве это вызывает откровенно раздражительное непонимание, что показал последний саммит Россия-ЕС в Хабаровске. Привязка заключения договора с ЕС и подписания Москвой столь нелюбимой Энергетической хартии, предложенное «еврокомиссарами» (слово-то какое придумали!), оказалось невозможным без позиции Украины. В этот раз Киев подписанием «энергетической декларации» в Брюсселе осознанно сыграл на обострение, тем самым, снова оттолкнув Россию от Европы, что опасно.
А в то же время, если только допустить возможность проведения совместной политики Москвы и Киева в отношении Евросоюза, то сразу становится понятна ее продуктивность и обоюдная польза. Почему такая политика невозможна? Кто сказал, что Россия тоже не захочет вступить в ЕС в будущем? По меткому выражению одного французского политика, «лучше бы предложили вступить в Евросоюз России, чем Румынии». Для Москвы именно Киев может быть главным мостом по дороге в Брюссель.
Наши братские белокаменно-печерские взаимоотношения мне лично иногда напоминают французско-бельгийскую реальность. С безусловным брюссельским двуязычием, фламандско-валонскими страстями и особым мнением Парижа. Правда для этого не надо быть большим евроатлантическим неофитом, какими до недавнего времени были правящие элиты в Чехии и пока остаются в Польше.
Оказавшись в единой Европе без году неделя, бывшие министры иностранных дел этих стран уже позволяют себе свысока смотреть и учить представителей «нетитульных» «неевропейских» наций особенностям «цивилизованной» политики 21 века, в то время как сами подписывают договор об установке американской ПРО на своей территории, будто «холодная война» и не кончалась.
Выглядит это крайне мерзко, почти также как выступление на русской секции Бориса Тарасюка на английском языке.
Справедливости ради необходимо отметить, что российская позиция часто провоцирует на такие демарши – московские политики с большим трудом учатся разговаривать с малыми государствами не как со странами-лимитрофами, а как с партнерами.
Забавно, но главными защитниками российской внешней политики перед чехами и румынами (!) оказываются французы. С присущим шармом объясняют незадачливым неоевропейцам реакцию США на возможное вхождение Мексики в ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности), и делают это не потому, что «Газпром» проплатил», как убеждены некоторые, а потому что понимают проблемы большой страны.
Многие забывают, что именно Украина является самой крупной страной Европы. Европы не формальной, но фактической. Загоняют зачем-то в песочницу «малых стран», пытаются поставить в один ряд с Латвией, Эстонией и Грузией, а она не влезает.
Украина – большая страна с комплексом маленького государства, и чем быстрее этот комплекс будет преодолен, тем быстрее Украина вернется в Европу.
Автор - директор Российско-Украинского Информационного Центра.