22 мая 2009 года уроженцу города Черновцы Украинской ССР Арсению Петровичу Яценюку исполнилось 35 лет и, в соответствии со ст. 103 украинской Конституции, он обретает право избираться президентом Украины.
Его называют «украинским Обамой», представителем «поколения Индиго», ему пророчат большое политическое будущее (хотя у него и прошлое немалое), о нем говорят как о предвестнике новой контрэлиты.
С другой стороны, его считают политическим фантомом, дутой величиной, «раком на безрыбье», называют не иначе как «президентский ябеда», «дитя-злодей» и говорят о его дружбе с одиозными олигархами.
К нему привыкли — его биография складывалась на глазах избирателей, украинское общество несколько лет жило вместе с ним. Однако доминирующая мотивация голосовать за Яценюка и возглавляемые им блоки и партии — не любовь к нему и не его личная харизма, а отчаяние и видимое отсутствие альтернативы.
Придуманный «под него» политический проект «Фронт змін» аж светится неоновым светом виртуальности. И даже не потому, что его не существует в качестве реального общественного движения, а потому, что за ним и не предвидится никакой живой энергетики — есть только предвыборная гипертрофированная и разогнанная искусственными методами истерия (нечто подобное в 2002 году демонстрировала «Команда озимого покоління»).
Но 22 мая вопрос Яценюка не снимается, а только по-настоящему ставится.
Поэтому пока о нем справедливо говорить не как о данности, но как о потенции, возможности, проекте, находящемся в точке выбора.
Ниже приводится сводная таблица по методологии SWOT (комплексная оценка силы, слабости, возможностей и угроз) проекта по имени «Яценюк».
Арсений Яценюк: SWOT-анализ
Strengths (Сила) Хорошее, почти идеальное вписываниие в запрос на «свежие лица», на «новых политиков», на «лидеров нового поколения», на «украинского Обаму» и проч. «Избирабельность» — возможность при сверхнапряжении всех ресурсов и потенциалов, при создании эффективных избирательных комбинаций выиграть президентские выборы 2010 года. Отсутствие мощной негативной имиджевой легенды. Наличие яркой политической карьеры (министр в Правительстве АРК, замглавы Нацбанка, министр иностранных дел, глава Верховной Рады). Отсутствие сильных политических конкурентов в «его» политической нише (наиболее близки по разным параметрам Анатолий Гриценко с проектом «Громадська позиція» («Гроб»), Олег Тягныбок с ВО «Свобода» и Сергей Тигипко). Связи с международными финансовыми лобби и неформальными центрами принятия решений (т.н. «Global Government»). Наличие в украинской политике виртуальных «катастрофических факторов» в лице Тимошенко и Януковича, заставляющих бизнес-элиты жестко сплачиваться и делать ставки на альтернативных кандидатов. Отсутствие неадекватного публичного личностного пафоса, характерного для представителей нынешних элит; наличие самоиронии. Высокая вероятность прохождения в Верховную Раду «Блока Яценюка» и создание в ней одноименной парламентской фракции. |
Weaknesses (Слабость) Отсутствие публичного экзистенциально значимого опыта в политике: Яценюк не нес ответственности за других людей, не рисковал жизнью и свободой, не восстанавливал справедливость, не принимал самостоятельных решений. Основной мотив электоральной поддержки — не любовь к Яценюку и не его собственная харизма, а отчаяние и исчерпанность нынешних политиков первого ряда. Отсутствие реальной стратегии развития Украины. Недостаточно широкий формат целеполагания и стратегического мышления. Отсутствие какой бы то ни было историософской мотивации воли к власти, отсутствие украинской идеи «от Яценюка», отсутствие эсхатологического видения пути развития Украины. Отсутствие эффективной команды политических соратников (есть лишь ситуативные конъюнктурщики, делающие ставку на Яценюка). Феномен политика-«симулякра» (кто № 2, № 3, № 5 в «команде Яценюка» — вопрос без ответа). Отсутствие реальных политических достижений. Отсутствие реальной политической субъектности у Яценюка. Отсутствие реального политического субъекта, заинтересованного в поддержке Яценюка. Откровенная манипулятивность, политтехнологичность и неэффективность проекта «Фронт змін», созданного «под Яценюка» (само название «Фронт змін» — пример крайне неэффективного брендинга). Эффект «дутого рейтинга»: значительные рейтинговые показатели образуются за счет манипуляций социологов (в частности, опроса по закрытому списку, где опрошенным предлагается выбирать, скажем, из четырех-пяти кандидатов — Ющенко, Януковича, Тимошенко, Литвина и Яценюка). Отсутствие непредвыборной поддержки «духовных лидеров нации», представителей науки, культуры, лидеров общественного мнения. Региональная идентичность Яценюка: черновицкое (буковинское) происхождение — для Западной Украины (Галичины, Волыни, Закарпатья) — прямая негативная характеристика, для Восточной Украины — также негативная характеристика, но по иным основаниям («захидняк», «бандеровец», «сторонник НАТО» и проч.). Психологическая слабость, неуверенность, постоянная растерянность, а также падкость на лесть и похвалы. Отсутствие аккумулированного предвыборного финансового ресурса под Яценюка. Сомнения относительно его будущего остужают пыл потенциальных спонсоров. Нежелание ведущих украинских и российских политтехнологов иметь дело на президентских и парламентских выборах с предвыборными проектами Яценюка. |
Opportunities (Возможности) Существует слабая возможность позиционировать Яценюка в эмоционально насыщенной апокалиптической перспективе — как «последнюю надежду нации», как «последний шанс Украины» и проч. Существует возможность организовать «под Яценюка» элитный и электоральный (сложнее) эффект «снежного кома», т.е. паническое поведение больших групп, в которых большинство копирует поведение и действия меньшинства. Поддержка черновицкого политического лобби, среди которого Дмитрий Фирташ и подконтрольные ему ресурсы (телеканал «Интер» и др.). Возможность мобилизовать под Яценюка эффективные интеллектуальные силы — например, проекты фонда «Open Ukraine». Галицкое (не буковинское) происхождение матери Яценюка может использоваться как позитивная имиджевая деталь в борьбе за электорат Галичины. Гипотетическая возможность создания консенсуса представителями разных украинских элит вокруг фигуры Яценюка как перспективного кандидата в президенты. |
Threats (Угрозы) Использование Яценюка как заведомо «технологического» кандидата на президентских выборах. Отношение к Яценюку как к одному из основных конкурентов со стороны БЮТ и лично Юлии Тимошенко. Нединамичность рейтинга. Низкий уровень потенциальной мифологизации публичного образа Яценюка (единственный мифологизированный сюжет — о том, как во время Оранжевой революции Яценюк «спас гривну»). Проблема электорального восприятия публичного образа, в котором позиционирован Яценюк: негативные ассоциации с образом «яппи», «умного очкарика», «маминькиного сынка», с политическим проектом «Команда озимого поколения» и т.п. Личностные негативные имиджевые факторы, включая поведение на прямых телеэфирах и автодорожный инцидент со средним пальцем. При имидже «интеллектуала» Яценюк как интеллектуал совершенно не проявлен: невозможно вспомнить ни одного его научного по жанру доклада, выступления, статьи, книги. Созданный образ «профессионально компетентного финансиста и экономиста» базируется исключительно на PR-кампаниях. При жесткой негативной кампании возможно его позиционирование как «дутого интеллектуала». Публичная ангажированность связью с одиозными фигурами (Дмитрий Фирташ и др.). Возможна имиджевая связка с Виктором Ющенко — позиционирование в качестве «сына Ющенко» и «внука Кучмы». Возможно негативное позиционирование как «рака на безрыбье». |
Итак, наиболее яркая характеристика предвыборного проекта «Яценюк» — вменение Арсению Петровичу Яценюку качеств «последней надежды нации» и позиционирование его как «украинского Обамы».
Наибольшая проблема данного проекта — его содержательная пустота, безыдейность, нарочитая политтехнологичность. С его именем не связывается надежда на модернизацию и инновационное развитие Украины.
Основные возможные угрозы для Украины, которые может нести собою Яценюк на посту президента или премьер-министра — в случае его несубъектного позиционирования и поведения, можно оценить следующим образом:
1. Фактическое внедрение в Украине «колониальной администрации».
2. Окончательная утеря Украиной политического, экономического и культурного суверенитета. Угроза смерти государства и распада страны на несколько государствоподобных частей.
3. Остановка развития страны. Процессы модернизации Украины при содействии Яценюка могут оказаться под контролем внешних политических субъектов.
4. Деиндустриалиация, превращение Украины в отстойник вредных производств.
5. Под видом «отказа от советского наследия» — отказ от реальных достижений советской образовательной системы и системы здравоохранения (в т.ч. внедрение Болонской системы в ее самом негативном и разрушительном для страны варианте).
В жизни, в политике и, особенно в украинской политике, нет ничего раз и навсегда предопределенного. И, по большому счету, лишь от усилий самого человека, помноженных на волю Провидения, зависит его будущее. Однако большинство людей остаются лишь объектами собственной биографии — мало кто готов стать субъектом.
Поэтому, объективно говоря, нет никаких препятствий для того, чтобы именно Арсений Петрович Яценюк вдруг из политического статиста превратился бы в строителя собственной биографии, а также в зодчего новой — самодостаточной и по-настоящему суверенной — Украины. Никаких препятствий — кроме него самого, его предвзятостей и слабостей. Но политика — это, помимо всего прочего, шоу, в котором самодостаточные личности борются не только друг с другом, но и со своими грехами и несовершенствами.