Все раздумываю над тем, какими могут быть последствия шокового сжатия экономики, которого фактически еще не было, и которое - в зависимости от разных факторов - может произойти где-то осенью, в смысле окончательно довершиться. Сейчас все как утопающий, вынырнувший чтобы глотнуть воздуху - или это можно сравнить с самолетом, идущим на посадку не ровно по прямой, а такими «уступами», ступеньками. Нефть взлетела обратно почти до $60, ну понятно, что это спекулятивная игра, но это еще и желание перевести дух на время, перед тем как продолжить снижение. В экономике все процессы имеют такой «спазматический» характер, как в живом организме, сжатие - расслабление. И никогда не бывает линейных процессов.
Я смотрел по отраслям, в некоторых падение уже 90% - какие-то турбины, которые скупало правительство с никому не ведомой целью, наверное, складывало у себя в Кремле. Теперь скупать перестало, потому что денег больше нет, и отрасль сразу завалилась. Фактически у нас сохранилась в совершенно неизменном виде структура советской экономики, только Брежнев Л. И. содержал ее от нефтяных доходов напрямую, она ему принадлежала, в смысле государству, а Путин В. В. ее не национализировал, а только «пристроил», превратив олигархов в чиновников, укротив их строптивость самыми разными методами - и тоже содержал на доходы от нефти. Осталось все - АвтоВАЗ, Уралмаш, Кировский завод у нас в Питере - и все через разные регуляторы получало свою долю нефтяного пирога, за исключением самой нефтянки, разумеется. Это такая «перераспределительная экономика», никаких качественных отличий от советской я не вижу, ну разве что формально предприятия находятся в частных руках.
По большому счету, весь тот всплеск благополучия 2000-х по сравнению с брежневскими временами - даже относительно сытыми брежневскими временами - был обусловлен только сворачиванием крайне дорогостоящих советских программ: вывод войск из Германии, отпадение высасывающих все соки национальных окраин, резкое сокращение космической и ядерной программы, ну и все эти песни холодной войны. В 90-х этого эффекта не было, потому что цены на нефть, во-первых, были довольно низки, ниже только сейчас будут, а во-вторых, слишком резкая трансформация ошарашила социум, который долго не мог собраться с мыслями. Ну и потом, чтобы свернуть советские программы, нужно не пять минут, и сворачивать - это тоже довольно дорого, иногда дороже, чем держать. Путину этим заниматься уже не было необходимости, все было сделано в 90-х.
Экономия от сворачивания этих программ, конечно, никуда не денется, потому что разворачивать их обратно никто не будет, никому это не надо, но вот что будет со вторым мотором благополучия - нефтяными ценами, это большой вопрос. Если рассматривать этот вопрос глобально-исторически, то высокие цены на нефть в последние полвека не в последнюю очередь были вызваны соревнованием двух мировых систем, выживших после катаклизма Второй мировой, и это соревнование происходило не только в военной сфере (культурной, экономической...), а и в «войне уровней жизни», если так можно выразиться. Даже неважно, кто проиграл, кто выиграл - все старались, и это был едва ли не главный фронт противостояния. Обе системы (в отличие от фашистской) подавали себя в первую очередь как что-то экономическое, у марксистов это была давняя фишка, а англосаксам надо было доказать, что при их организации социума все происходит эффективнее и во многом справедливее. Оставляя в стороне все эти вопросы - кто прав, кто виноват - отметим только, что такое глобальное соревнование должно было резко, многократно, на порядки величин, удорожить стоимость всех ресурсов. Так уж получилось, что у Советского Союза этих ресурсов было больше, и ему удавалось имитировать эффективность своей системы больше, чем он этого заслуживал, но дело не в этом, а в том, что вообще цены на мировые ресурсы были взвинчены до небес.
Потом произошла одна очень интересная вещь. Когда СССР развалился, американцы, вместо того чтобы быстро и по-тихому свернуть все свои расходные программы - то, что сейчас делает Обама - и удержать как-то все на плаву, вместо этого зачем-то решили продолжать наступление и развивать успех, перенеся фронт на другие участки - исламский мир, в частности. Противника уже не было, его пришлось изобретать - лишь бы избежать болезненного сокращения своих программ.
То, что США и сейчас, через 20 лет после окончания холодной войны, тратят на глобальное противостояние (только я не пойму с кем) столько же, сколько в 70-80-е годы - это самый безумный парадокс нашего времени. Это продлило высокие цены на ресурсы еще на два десятилетия, и обусловило, в частности, «путинскую сытость» 2000-х. От глобального противостояния мы уже уклонились, а частью его плодов парадоксальным образом воспользовались - только потому, что американская бюрократия хотела кушать и никак не могла остановиться. Рано или поздно это должно было прекратиться, и вот, кажется, этот момент настал. Нет никакой необходимости поддерживать высокий уровень жизни в какой-нибудь Швеции, потому что эта витрина капитализма давно уже ничего не доказывает ни русским, ни иранцам, ни кому бы то ни было еще; а если бы и доказывала, содержать ее все равно не на что, вся эта «рента» держалась на плавной девальвации доллара, ценных бумаг США и американского финансового имиджа в целом. Сейчас уровень жизни и уровень потребления во всех странах сильно упадет, а значит, нефть будет крайне дешевой - и может оставаться такой еще в течение полувека.
Для России это значит, что придется как-то все-таки перестраивать свою экономику, чего мы счастливо избежали и в 70-х, и в 80-х, и в 90-х, и в 2000-х. Сладкая «нефтяная пауза», кажется, закончилась. Терапия будет шоковой, а не мягкой, как при Ельцине.
Хоть бы когда я что хорошее напророчил, вечно одни ужасы.