В последнее время предпринимается целый ряд мер если не по поддержке, то по созданию условий для возможности политического существования малых партий, по крайней мере, такое впечатление складывается от ряда действий Медведева. Есть некий замысел получить многообразную политическую картину, в которой существуют не одна партия, не две, а несколько, и они социализированы, они действуют. Хотя это, на мой взгляд, элемент чистого украшательства.
С другой стороны, в этом замысле есть очень важный момент. Дело в том, что значительная часть элиты, особенно экономической, так называемой «либеральной» элиты, в настоящее время лишена партийной идентичности. Зачастую эти люди не могут войти в «Единую Россию», потому что СПС, который раньше выступал для них «опорной конструкцией», фактически маргинализовался и никакого интереса для этой части элиты не представляет.
Поэтому вполне возможно, что будет предпринята попытка сделать такую правую партию, которая является партией либерального чиновничества, с целью институционализировать этих людей. И хотя электоральные перспективы их будут очень маленькими, они получат определенный политический вес.
Тем не менее, все это политическая бутафория и некое прикрытие для перемещения ряда чиновников с должностной на политическую арену – и наоборот. То есть это дополнительный инструмент ротации.
Предполагаемое же ведение единоначалия в «Правом деле» послужит тому, чтобы эта структура была хорошо управляемой не только извне, но и изнутри. То есть, партия будет не политической тусовкой, не клубом, а организацией с четкой инфраструктурой. Это логичный ход.
Я не имею информации о том, что Дворкович, которого называют в числе кандидатов на то, чтобы возглавить «Правое дело», собирается уходить со своей нынешней должности. Но он является одной из центральных фигур и символов либерального чиновничества. Поэтому факт его упоминания в таком контексте подтверждает мысль о том, что «Правое дело» должно стать партией либеральных чиновников, которые тем самым получат обоснование своего присутствия во власти.
Что касается роли и заинтересованности Медведева в этом вопросе, то я по-прежнему остаюсь глубочайшим скептиком по поводу какой бы то ни было интриги между двумя первыми лицами государства. Все их действия согласованы, и каждый действует в своей зоне компетенции.
Поэтому предполагаемые изменения в структуре «Правого дела» нужно рассматривать как конкретный политический проект, который лоббирует конкретная политическая группа. Никакого глубочайшего политического смысла я в этом не вижу, и видеть отказываюсь. Это просто конкретная группа людей таким образом планирует свои индивидуальные политические карьеры в рамках группы либерального чиновничества.