Впервые в новейшей истории российско-афганских отношений в Москву прибыла большая афганская делегация. В нее вошли вице-президент страны Карим Халили, министры и депутаты, влиятельные региональные лидеры. Официальная цель поездки – участие в организованном Институтом демографии, миграции и регионального развития российско-афганском форуме. Однако понятно, что перед афганской стороной и перед властями РФ стоит гораздо более масштабная задача – прорыв в двусторонних отношениях. Диалог между Москвой и Кабулом выходит на абсолютно другой, новый уровень своего развития, и этот диалог имеет под собой реальные причины, и у него есть вполне реальное будущее.
Сегодня уже окончательно стало ясно, что России от Афганистана никуда не деться. Регион Южной Азии и примыкающей к ней Средней Азии стоит на пороге больших перемен, которые неизбежно будут сопряжены и с серьезными проблемами. США готовят широкомасштабную операцию против соседнего с Афганистаном Пакистана. О переориентации политики США и ее основном упоре в направлении Пакистана и Афганистана уже фактически в открытую заявляли президент Барак Обама и глава Госдепартамента Хилари Клинтон. Очевидно, что в ходе этой агрессии будут использоваться все военные возможности США в регионе, включая «недозакрытую» авиабазу Манас в Киргизии, авиабазы в Таджикистане и Афганистане, базы в Ираке и на Аравийском полуостровах, база Диего-Гарсиа в Индийском океане. Понятно, агрессия скажется не только на самом Пакистане, который планируется разделить на несколько частей. Война в пакистанском Пуштунистане (бывшее название Северо-Западная пограничная провинция) не может не отразиться на Афганистане и российской Средней Азии. Война приведет к миллионным потокам беженцев, росте контролируемого и модерируемого спецслужбами США «исламского экстремизма», который будет «работать» через Ферганскую долину против Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и соседних Казахстана и Синцзянь-Уйгурского автономного района (СУАР) Китая.
Для Москвы развитие ситуации по такому сценарию чрезвычайно опасно. Россия уже практически блокирована на Западе государствами Восточной Европы и Украиной, на Кавказе – Грузией. Активно антироссийская работа идет в закавказских Абхазии, Армении, Азербайджане и собственно на Северном Кавказе на территории проживания адыгских народов. Военная блокада РФ на юге, в Средней Азии, которая неизбежно произойдет в случае серьезной и целенаправленной дестабилизации ситуации в Пакистане, может привести к коллапсу российской политики в регионе.
Допустить это Москва не может и не имеет права, поэтому она вынуждена активизировать работу по установлению тесных, братских связей с республиками Средней Азии, Ираном, Афганистаном и Пакистаном на юге. Примечательно, что во время афганского визита в Госдуме создано межфракционное депутатское объединение «Евразия». Основной задачей депутатской группы «является поиск эффективных путей решения политических, экономических и социально-культурных вопросов» в Средней Азии, Афганистане, Пакистане и Иране. Россия может дать странам региона то, чего им не дали и никогда не дадут США, а именно гарантию сохранения их независимости и целостности, а также реализацию больших инфраструктурных проектов, необходимых как региональным государствам, так и самой России. В первую очередь речь идет о развитии гидроэнергетики и горной добычи в Киргизии и Таджикистане, а также о всесторонней и полномасштабной экономической интеграции с Казахстаном и углублении сотрудничества с Узбекистаном в атомной, нефтегазовой и сельскохозяйственной отраслях. Всестороннее развитие РФ и Средней Азии невозможно без больших инфраструктурных проектов в Афганистане и Пакистане. Прежде всего необходимо разработать и реализовать проект прокладки железнодорожной трассы из киргизского города Ош через Афганистан и Пакистан с конечным пунктом в пакистанском порту Гвадар. К такого рода проектам, кстати, высказали позитивное отношение и высокопоставленные члены афганской делегации. Также потребуется прямое участие РФ в развитии гидро- (силами «РусГидро») и атомной энергетики Афганистана и Пакистана («Росатом»), создании новых промышленных объектов. Кстати, именно о необходимости масштабного промышленного и гуманитарного развития Афганистана и говорится в проекте итоговой декларации Российско-Афганского форума.
Точно так же никуда от России не деться и Афганистану. В РФ плохая демографическая ситуация, в Афганистане и Пакистане – перенаселение. Грамотная разработка совместной миграционной политики позволила бы нашим двум странам решить демографические проблемы. Американцы в Афганистане ничего не строят. За семь лет присутствия они не построили ничего масштабного, кроме своих военных объектов, они так и не завершили войну и продолжают убивать. У России есть богатый опыт строительства гражданских, промышленных и военных объектов в Республике Афганистан в советские годы, и афганцы это хорошо помнят и ценят. Каким бы внешне лояльным не было отношение Кабула к Вашингтону, афганцы никогда не смогут смириться с военной оккупацией своей родины и постоянными фактически не мотивированными военной необходимостью убийствами мирных жителей, прежде всего пуштунов. Именно поэтому, чтобы выйти из смертоносного тупика, в Москву и прилетели афганские министры и вице-президент, кандидат в президенты принц Абдул Али Серадж и другие. Россия решила вернуться в Афганистан. И именно поэтому в конференции участвуют зампредправительства Игорь Сечин, впредседатель Совета Федерации Сергей Миронов, спикер Госдумы Борис Грызлов, секретарь Совбеза Николай Патрушев, глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, председатель Государственного антинаркотического комитета Виктор Иванов, Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл и др.