На минувшей неделе еще один институт российской власти подвергся «вертикализации». Речь идет о Конституционном суде. Президент России Дмитрий Медведев внес в Федеральное собрание законопроект, в соответствии с которым председатель Конституционного суда будет назначаться Советом Федерации по представлению главы государства.
Согласно ныне действующим правилам, председатель Конституционного суда избирается судьями КС, которых существует ровно 19. Предполагается также упразднить должность судьи-секретаря КС (она является третьей по значению после председателя КС и его зама). Отныне у главы Конституционного суда будет два заместителя, а не один, как раньше. И все они будут назначаться по той же процедуре, что и председатель КС, иначе говоря – Советом Федерации по предложению президента.
При всей кажущейся малозначимости предлагаемой реформы последствия её огромны. Ибо речь идет об официальном упразднении системы разделения властей в том виде, в каком она существует в цивилизованном мире.
Критики предложений президента обратили внимание на то, что председатель КС отныне будет фактически назначаться президентом. Однако соль не в назначении как таковом. Главы государств назначают судей во многих странах мира. Так, в США президент «с совета и согласия Сената» назначает и судей и председателя Верховного суда.
Дело в том, что во всем мире суды независимы от исполнительной и законодательной власти. И их независимость обеспечивается не столько процедурой назначения, сколько сроком полномочий. В США председатель Верховного суда и судьи ВС назначаются пожизненно. Это делает их полностью независимыми от исполнительной власти. В самом деле, среднестатистический председатель Верховного суда в последние десятилетия «судействует» 15-20 лет. Меж тем срок полномочий президента США не может быть больше 8 лет. Например, председатель Верховного суда Уильям Ренквист, назначенный президентом Рейганом в 1986 году, скончался лишь в 2005, при Буше-младшем. Иначе говоря, он оставался в должности в период правления четырех президентов: Рейгана, Буша-старшего, Клинтона и Буша-младшего. Понятное дело, что «пересидев» стольких политических лидеров, Ренквист мог спокойно подняться над политическими дрязгами – та политическая конъюнктура, которая вознесла его в высшее судейское кресло в 1986 году, была неактуальна уже в начале 90-х. Это подтверждает и статистика. Барак Обама – 44-й президент США. Но ныне действующий председатель Верховного суда Джон Робертс – лишь 17-й за всю американскую историю.
Во Франции пошли другим путем. Конституционный совет Франции состоит из 9 членов. 3 назначает президент, 3 – председатель Сената, 3 – председатель Национального собрания. Каждые три года Конституционный совет обновляется на треть. Срок полномочий его членов – 9 лет без права переназначения. Пожизненными членами КС Франции могут быть бывшие президенты. Председатель Конституционного совета назначается главой государства. Как видим, в отличие от США, здесь независимость членов КС гарантируется невозможностью продления их полномочий.
В России, казалось бы, должна работать близкая модель. Действительно, у нас члены Конституционного суда назначаются на свои должности без ограничения срока полномочий (хотя и должны покинуть их при достижении возраста в 70 лет). При нынешней системе они действительно обладают независимостью от исполнительной власти. Понятное дело, что реальная политическая практика сильно ограничивает возможности Конституционного суда. Но в вопросах, не являющихся болезненными для власти, он все же может продемонстрировать независимость, институциональные основания для этого созданы.
Проблема заключается в том, что председатель Конституционного суда избирается у нас судьями на 3 года. Предложенная президентом Медведевым реформа не отменяет этого положения. Иначе говоря, председатель КС будет назначаться Советом Федерации по предложению главы государства именно на этот срок. При этом согласно Конституции президент у нас избирается аж на 6 лет. Вдвое меньший, чем у президента срок полномочий председателя Конституционного суда делает его подчиненным главы государства, ломая тем самым разделение властей.
Подобной системы нет нигде в мире. Понимание, что суды должны быть независимы от власти, существует в подавляющем большинстве стран мира. Исключениями являются разве что экзотические режимы вроде абсолютных монархий. Но чтобы срок полномочий председателя КС был меньше, чем у президента – такого не встретишь в современных демократиях.
Конечно, тут можно сказать, что формальная независимость КС сохраняется – ведь судьи то пока назначаются по старой схеме. Но зная как высока в российской практике роль «начальника» можно с уверенностью сказать – контролирующий аппарат КС председатель, трепещущий перед президентом, найдет способ заставить трепетать и своих коллег. И хорошо еще, если только перед президентом. Ведь есть еще и его аппарат, до статуса рядового чиновника которого председатель КС теперь низводится. Короче, «что-то вы профессор неладное придумали». Это, конечно, не преступление, это ошибка. Ошибка, которая идет вразрез с тщательно выстраиваемым имиджем российского президента как либерала. В самом деле, после таких поправок в закон о Конституционном суде «В Европах» над нами смеяться станут. И «в Азиях». И даже «в Африках».
Ибо формат назначения председателя КС столь по азиатски откровенен, что в наши дни не подходит даже для Азии. Как бы нашей стране не стать всепланетным посмешищем.
Самое время ударить в колокол – «президента подставили».
Если уж так не терпится назначать председателя КС – назначайте, это соответствует мировой практике. Но на длительный срок, позволяющий ему абстрагироваться от текущей политической конъюнктуры. В противном случае – не проще ли упразднить сам суд, чем превращать в малозначимый отдел при президентской Администрации?