Когда Никиту Белых назначили губернатором в Киров, некоторые в шутку предлагали всем немногочисленным либералам РФ мигрировать на берега Вятки. Как свидетельствует пример деятельности малых партий в США, возможно, это был шанс.
«Нас девять тысяч!», - такое объявление появилось недавно на сайте Проекта Свободного Штата.
Девять тысяч – это количество американцев из разных уголков США, заявивших о готовности в час Х бросить насиженные места и отправиться жить штат Нью-Гэмпшир, что на северо-востоке страны. Все они сторонники Либертарианской партии (LP), ратующей за свободную рыночную экономику, личные свободы граждан, ограничение компетенции государства, составляющих суть идеологии либертарианизма В Нью-Гэмпшире «анархо-капиталисты» намеренны не просто создать некую социальную лабораторию по реализации своих идей, а всерьез и надолго захватить власть.
Все началось весной 2001 года, когда Ясон Соренс (Jason Sorens) студент Яльского университета, в журнале The Libertarian Enterprise вставил свои пять копеек в дискуссию, что же делать либертарианцам после того, как их кандидат дежурно проиграл на президентских выборах. LP, к слову, третья партия в Штатах (что, правда, в условиях фактически двухпартийной системы, мало значит). Соренс раскритиковал предложенную иным партайгеноссе идею перевоспитать американцев в либертарианскую нацию, на что по расчетам ее же автора потребуется этак лет 150. Ясон предложил строить социальный идеал немедленно.
Вот основной блок его статьи. «Итак, вот что предлагаю: штат, в котором свободно мыслящие люди разных направлений (либертарианцы, анархо-капиталисты, пацифисты, и даже те, кто считает себя либералами и консерваторами – главное, чтобы они выступали за сокращение роли государства) создали резиденцию и захватили его правительство. Я хотел бы познакомить вас с некоторыми цифрами. В Либертарианской партии 40 тысяч человек, а тех, кто мыслит свободно по стране как минимум в два раза больше. На последних президентских выборах кандидат либертарианцев получил 3,2 млн голосов. (…) Если бы хотя бы половина активистов LP переехала в некий штат, мы могли бы ожидать, что за ее кандидата на президентских выборах в этом штате проголосуют 200 тысяч избирателей. Еще больше людей голосуют за кандидатов от LP на местных выборах (2-3 процента). Умножим 200 тысяч на четыре: это значит, что на выборах губернатора и парламента штата у нас будет 800 тысяч голосов. Этого вполне хватит, чтобы прийти к власти (…) 20 тысяч убежденных либертарианцев могут сделать очень много в маленьком штате».
В конец опуса автор предложил тем, кто разделяет его мысли, связаться с ним по электронной почте. Он также подчеркнул, что видит проект Свободного штата как децентрализованное не персонифицированное движение..
1 сентября 2001-госчитается днем рождения Проекта Свободного Штата (FSP). Была приняты программные организационные документы, разработан календарь действий. Придуман даже герб будущего штата и девиз «Живи свободно или умри».
«Проект Свободного Штата есть добровольное согласие 20 тысяч активистов, которые намерены приложить усилия для создания общества, в котором роль правительства ограничивается защитой жизни, свободы и частной собственности. Успех проекта будет конкретно выражаться в сокращении налогов, отмене регуляции, реставрации конституционного федерализма, демонстрации преимуществ свободы для всей нации и народов мира»,- говорится в манифесте FSP.
Концепция FSP не предполагает, что участники проекта, подписав Декларацию, сразу бросят все и поедут строить либертарианскую утопию. Считается, что великое переселение либертарианцов должно начаться, как только в ряды FSP запишется необходимых двадцать тысяч.
Следующим этапом движения стал кастинг штатов. Очевидно, нужно было выбрать штат с максимально маленьким количеством населения (по подсчетам организаторов FSP меньше 1,5 млн. человек) .В сентябре 2003-го состоялось голосование. Победил Нью-Гэмпшир (вторым с 45 процентами пришел Вайоминг).
На взгляд руководства проекта такой выбор был обоснованным: «Нью-Гэмпшир был первой североамериканской колонией, провозгласившей независимость от британской короны (…) Это штат с малым населением, развитой экономикой, высоким уровнем жизни, сформированной культурой индивидуализма». Последнее обстоятельство было весьма немаловажно: проект имеет перспективы только в том случае, если туземцы благосклонно отнесутся к переселенцам. Тогдашний губернатор Нью-Гэмпшира действительно приветствовал победу своего штата на конкурсе либертарианцев.
Самые экзалитированные либертарианцы едут в Нью-Гэмпшир уже сейчас. Первая партия насчитывает около 700 человек. Селятся они главным образом в городке Графтон, который стал некой либертарианской Меккой (в рамах общего проекта даже возник особый проект - Свободный город).
Сегодня в Графтоне с населением тысячу жителей примерно 200 приезжих либертарианцев. Они на практике доказали теорию Соренса. На последних выборах в парламент штата по этому округу победил один из сторонников FSP.
Правда, баллотировался он от Демократов, что указывает на слабо место проекта. Либертарианская публика зачастую экзотические, молодые люди. Например, в FSP есть фракция, которая выступает за то, чтобы полностью отменить все государственные запреты, включая запреты на дуэли и даже инцесты. ПРрагматическая часть актива либертарианцев, не найдя общего языка с маргиналами, может постепенно мигрировать в ряды Демократов.
Также нужно признать, что набор охочих ехать в Нью-Гэмпшир отстает от намеченного графика. Первоначально 20 тысяч волонтеров предлагалась завербовать в течение пяти лет. За семь лет с начала запуска проекта, в списке фигурирует только 9 тысяч человек. С другой стороны, судя по масштабу освещения в прессе, общественный интерес к эксперименту остается достаточно высоким. Не говоря уже о том, что необычная затея стала удачным тактическим ходом, придавшая повседневный смысл существования, обреченному на электоральные поражения, либертарианскому движению.