Учения НАТО в Грузии происходят в самое неподобающее время. Лишний раз это удостоверила вчерашняя история с мятежом военных. На мой взгляд, это спектакль, разыгранный самим Саакашвили, приуроченный к этим учениям и имеющий целью опорочить Россию и втянуть североатлантический альянс в свои внутренние дела с оппозицией и распри с Россией. Это еще одно доказательство того, что учения проводятся в ненадлежащие сроки и в ненадлежащем месте.
Что касается линии России, то она в этом отношении была вполне очевидной. Ссылки на то, что учения на территории Грузии были запланированы еще в прошлом году, не выдерживают никакой критики. Те, кто планировал эти учения, могли бы внимательней следить за событиями в регионе, определенном для проведения учений. И легко можно было понять, что после августовских событий прошлого года проведение такого мероприятия – это конфликтный вопрос.
Россия выступила с определенной позицией, к ней в этом вопросе присоединились Казахстан, затем Молдова. Я не имею последних подтверждений того, что к ним примкнет Армения, но страны СНГ вынуждены в такой ситуации выбирать между Россией и НАТО. Этот момент выбора они всячески хотели бы затушевать, поскольку у власти в новых зависимых государствах находятся элиты, которые не хотели бы выбирать между Западом и Россией. Однако в истории существуют такие моменты, когда приходится выбирать, на какой стороне выступать в мироустройстве, в войне, в определении своей позиции по самым главным вызовам современности.
То, что одни страны принимают, а другие не принимают участие в учениях на территории Грузии – это очень важная информация, которая позволит нам на перспективу думать о том, с кем мы можем на самом деле строить планы по созданию общего оборонного пространства, пространства безопасности. С кем мы в первую очередь, особенно в период кризиса, должны сотрудничать в других областях, в том числе в области экономики.
Руководство НАТО настаивает на проведении учений, воспринимая их как символический жест, оно хочет, чтобы Россия осталась в одиночестве, хочет реализовать эти планы во что бы то ни стало, ссылаясь на процедурные и прочие моменты, разыгрывает удивление: дескать, Россия была в курсе этих учений и не возражала против их проведения. Однако все это относится к прошлому году. В текущем году никто нас по поводу учений в Грузии не запрашивал.
Но поведение руководства альянса очень предсказуемо. За ним стоит желание продемонстрировать, кто в этом доме, на постсоветском пространстве, главный. Вот НАТО запланировало учения – и оно их проводит, вопреки очевидности, вопреки здравому смыслу, вопреки сложившейся в регионе ситуации, оно поставило свое влияние на службу собственным своекорыстным интересам. Мы видим, что руководство НАТО не извлекло уроков из событий августа прошлого года в Южной Осетии.