Это торг между субъектами федерации и федеральным центром

Основания инициативы общественных организаций по приданию татарскому языку статуса второго государственного языка в России понятны и очевидны. Татар на территории России живет весьма много, и живут они не только в Татарстане, но и в других регионах. Это вторая по численности национальность в стране.

Вместе с тем, инициаторам начинания нужно понимать, что мы – многонациональная страна, и только русский язык является языком межнационального общения на территории России, поэтому он и государственный. Сделать татарский язык государственным на территории всей страны – это немного фантастический проект. Вероятность реализации такого проекта для меня представляется нулевой, хотя подписи, конечно, будут собраны.

Очевидно, что здесь проглядывается и некая озабоченность определенной части элиты Татарстана, ее неудовлетворенность тем, что существует некоторый конфессиональный перекос в сторону православия, что таким религиям, как ислам, буддизм, иудаизм уделяется меньше внимания, меньше предоставляется эфирного времени. С этим можно согласиться.

Я не вижу какой-то угрозы нашей государственности в этой инициативе татарских общественных организаций. Скорее всего, это некий пиар-проект для того, чтобы напомнить о существовании великого татарского народа с великой культурой. Организаторы проекта хотят, чтобы не только власти Татарстана прилагали усилия к сохранению многовековых обычаев татарской культуры, но и федеральные власти.

Нужна серьезная программа по сохранению традиционной культуры – не только татар и башкир, но и других народов, в том числе северных. Должна существовать структура в составе правительства, которая будет отвечать за эти вопросы.

Безусловно, подобного рода инициативы, тем более в Татарстане, с учетом того, какой режим там существует (все понимают, о чем идет речь), без согласования с президентом Татарстана, с другими влиятельными политиками республики такая инициатива была бы просто невозможна, или о ней просто никто бы не узнал. А сейчас задействованы все региональные административные и медиа-ресурсы.

Наверное, это нормальное явление, когда с помощью подобных акций осуществляется торг между субъектами федерации и федеральным центром – это происходит не только по национальным, но и по экономическим вопросам, когда регион старается добиться большей самостоятельности.

Такая форма происходящего торга вызвана тем, что Совет Федерации, как переговорная площадка, какой является любая верхняя палата в любом федеративном государстве между субъектом и центром государства, у нас, к сожалению, свои функции не исполняет. В этом органе сидят либо отставники-губернаторы, либо представители финансово-промышленных групп. И говорить о том, что Совфед это именно та переговорная площадка, где нужно обсуждать серьезные вопросы взаимоотношений центра с регионами, просто смешно.

Вопрос состоит в том, что хочет получить в результате этого торга Татарстан. Возможно, Шаймиев чувствует, что может уйти в отставку, и подготавливает таким образом свой уход с поста президента, который он занимает очень давно. Надо отдать должное, это благодаря его личным усилиям Татарстан не превратился в свое время во вторую Чечню. Но время идет, и Шаймиев понимает, что пора уходить, и, возможно, таким образом обставляет свой уход – мол, федеральный центр не утвердил поддержанную им инициативу, потребовал его отставки.

Для любого чиновника такого ранга это очень важно: «я ушел не потому что я плохой, старый и большой, не потому, что все у меня коррумпировано, а потому, что я боролся за восстановление выборности глав администраций, за придание татарскому языку статуса государственного»… и так далее. Есть много примеров подобных действий старожилов нашего губернаторского корпуса.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram