В начале февраля на официальном сайте «Молодой Гвардии «Единой России» появилась статья активиста этого молодежного движения Никиты Томилина под названием «Урок Холокоста в Газе».
В ней автор, ссылаясь на нескольких одиозных исследователей, передергивая факты и путаясь в терминологии, ставит под сомнение масштаб жертв Холокоста; по мнению начинающего публициста, Израиль и мировое еврейство, прикрываясь иконой этой трагедии, совершает «беспощадный геноцид арабского населения» в Газе. В политическом сегменте блогосферы эта статья надела немало шума, даром что с точки зрения качества она была совершенно беспомощной. При этом больше всего праведный гнев рецензентов вызывал тот факт, что появился текст на сайте молодежной структуры партии власти; кое-кто из особо опасливых граждан даже увидел в этом проявление какой-то генеральной позиции, пробный шаг в деле легализации антисемитских настроений. Однако же скоро выяснилось, что писал сей опус Томилин исключительно по своей инициативе: многие молодогвардейцы раскритиковали его, сам текст был удален с сайта, и даже записи в поддержку автора в блогах его союзников по движению были убраны из публичного доступа.
На деле, все оказалось намного проще. Еще несколько месяцев назад Никита Томилин открыто придерживался национал-социалистических взглядов. Так, в конце 2007 года он даже написал некий программный текст — манифест «метронацизма». В частности, там есть, например, такие пассажи: «Конечная цель национал-демократов — построение этнического государства с демократией, ограниченной по национальному признаку». Кроме того, манифест обильно сдобрен цитатами из Адольфа Гитлера. Покинул ряды поборников господства белой расы Томилин после того, как лидеры одной из нацистских группировок сделали ему «внушение» в туалете одного из московских клубов — так его теперь уже бывшие товарищи отреагировали на серию разоблачительных памфлетов на них, которые Никита опубликовал в своем «Живом журнале».
Не менее, а скорее даже, куда большую шумиху вызвало выступление активистки той же «Молодой Гвардии» Марии Сергеевой на митинге «Единой России» в поддержку отечественного автопрома. Эта речь в целом была очень зажигательной и парадоксальной одновременно, но ее главный кусок достоин смакования и, возможно, увековечивания безо всяких комментариев.
«Партия Единая Россия — всенародный доктор Айболит… Тем, кто ругает наши машины, ответ простой — иди — и сделай лучше. Не умеешь? — учись! Расскажи Путину, как сделать Жигули лучше Лексуса! Или хоть что-нибудь — телевизоры, одежду, хотя бы зубочистки. Не знаешь? — тогда не смей ругать наши машины!»
На град обвинений, насмешек, брезгливой неприязни, откровенных оскорблений Сергеева отреагировала стоически — нисколько не расстроилась, не застыдилась, а даже наоборот воодушевилась. В ее «Живом журнале» появились еще несколько наивных, ярких и безмерно глупых в своем верноподданичестве текстов (один из них называется «Йа — ткачихо!»), а в социальной сети «Единой России» «Берлоге» Мария опубликовала юмористический видеоролик на популярную песню «A-Ram-Sam-Sam». С Никитой Томилиным Сергееву, к слову, роднит тот факт, что еще в 2006 году, она вовсе не пела осанну Путину, а, наоборот, на митинге ДПР отправляла в мусорную корзину склеенных из картона «андроидов «Единой России». Кстати первые два героя этой статьи хорошо знакомы, причем подружились они еще тогда, когда Томилин не поменял свои оппозиционно-националистические взгляды на лоялистские.
Вообще же не стоит думать, что идеологи прокремлевских молодежных движений ставили целью лишь создание согласной массовки, той самой «ликующей гопоты». Ведь Маша Сергеева — это совсем не маргинальная комсомолка, приехавшая из провинции; ее очень часто можно увидеть на всевозможных круглых столах, организованных различными провластными экспертными структурами — тем же ФЭПом Глеба Павловского.
Один из завсегдатаев таких встреч — член Общественной палаты Алексей Чадаев, принимавший активное участие в идеологической подготовке кремлевских молодежек и, к слову, отметившийся написанием части знаменитой «Стратегии-2020», объясняет в своей статье на сайте Liberty.ru, что если бы не нынешняя ситуация, то молодежная политика состояла бы из «Ильи Яшина, Маши Гайдар, Кариши, ещё десятка-другого их девочек, мальчиков, однокурсников и одного-двух внедрённых агентов ФСБ для порядку». По его словам, заслуга технологов в том, что сейчас политика стала хотя бы массовой, а уж в качество нынешнее количество перерастет позже. Интересно, что в этой же статье член ОП на голубом глазу признается, что был одним из соавторов акции черного пиара, направленной против газеты «Коммерсант», когда какие-то люди раздавали на улице рулоны туалетной бумаги с логотипом издания. Поистине Чадаев — субъект интеллектуального класса.
Промежуточный итог работы по воспитанию креативных лидеров из молодежной среды можно наблюдать на примере Роберта Шлегеля, одного из двух депутатов Госдумы, получивших право пройти в парламент по списку ЕР от движения «Наши» в 2007 году. Полный сил начинающий законодатель известен, прежде всего, сомнительными инициативами, от которых воротят носы даже его соратники по фракции.
Сначала Шлегель предложил принять закон, по которому любое СМИ можно было закрыть из-за обнаруженной клеветы; после возмущения в журналистской и общественной среде одиозный проект был отклонен. Теперь же Роберт отметился совсем уже дилетантской в любых смыслах инициативой, предлагающей административным образом довести долю российских фильмов в прокате до 50%. И неважно, что отечественная киноиндустрия в принципе физически не может произвести необходимое количество фильмов, нашист непреклонен — он дает интервью и заявляет, что «решать, хороший фильм или нет, должен зритель, а не прокатчик».
Получается, что Томилин, Сергеева и Шлегель — это самый яркий результат, можно сказать, интеллектуальные сливки сегодняшних прокремлевских молодежных движений.
Декларируемая массовость, вовлечение людей возрастной категории от 17 до 24 людей в политику — это фарс; тысячи скучающих студентов на массовых акциях по-прежнему, как и несколько лет назад, «сгоняются» под угрозой непоставленного зачета, административный ресурс процветает, а дети из провинции все также не прочь прокатиться в Москву на халяву на автобусах.
Количество убежденных сторонников путинского курса среди молодых людей, скорее, уменьшается, что можно наблюдать на примере той же блогосферы. Что же касается новых лидеров, мыслящего слоя, экспертного сообщества, то за все годы с момента появления первой прокремлевской молодежной организации не появилось ни одного сколько-нибудь заметного, яркого, интересного публициста, политолога, эксперта из этой среды. По-настоящему новые, прорывные, если хотите, инновационные идеи могут появляться только в по-настоящему свободной, дискуссионной среде.
Если же основным ориентиром и критерием правильности мнения выступает верность путинским заветам, а также мышление в узких воротах сурковских тезисов, то лучшее, что мы будем иметь — это ткачиха Сергеева, националист Томилин и горе-законодатель Шлегель.