В течение уже двух последних лет Рамзан Кадыров предпринимает определенные меры, направленные на возвращение политических беженцев из Чечни на родину, что, на мой взгляд, обусловлено желанием улучшить свой имидж. При этом есть основания полагать, что в отношении людей, которые критикуют его политику, в том числе и за рубежом, обвиняя его в преступлениях, совершаются насильственные действия. Последний случай в Австрии с Исраиловым, во-видимому, это подтверждает. Но такова политика Кадырова – кнутом и пряником заставить людей вернуться в Чечню, создать видимость полной стабилизации, спокойствия и безопасности проживания в республике.
Что касается предложения Ахмеду Закаеву вернуться и занять пост в министерстве культуры Чечни, то оно вполне укладывается в схему этой кампании, где самыми громкими эпизодами являются возвращение Умара Хамбиева и одновременное убийство в Австрии.
Другое дело, что, по-видимому, эти заявления носят откровенно пиаровский характер, поскольку мы знаем, что ФСБ не оставляет своих намерений добиться экстрадирования Закаева в Россию в связи с обвинением его в ряде преступлений. Пока такие попытки проваливались, британская сторона совершенно справедливо отказалась выполнять требования российских спецслужб.
Получается, что либо Кадыров блефует, либо мы уже имеем в наличии такого царька, который может диктовать свои условия федеральным правоохранительным и силовым органам. Какие гарантии может дать Закаеву Кадыров, я не знаю, потому что эта политика носит закрытый, подковерный характер.
Думаю, что Ахмед Закаев, который всегда производил впечатление разумного человека, откажется от такого предложения. В противном случае он может оказаться либо в российской тюрьме, либо станет человеком, полностью зависимым от воли Кадырова. Ни тот, ни другой вариант Закаева не устроит.