Обращение Рамзана Кадырова к Ахмеду Закаеву с призывом вернуться в Чечню и предложением работы в республиканском министерстве культуры – это довольно интересный шаг с его стороны. Направлен он на одну простую цель, а именно – подвести, наконец, черту под существующим многие годы внутричеченским расколом. Необходимость сгладить его играет для руководства и жителей республики первоочередное значение, большее, чем какие-то экономические или политические соображения.
С другой стороны, я не уверен, что предложение может быть принято – слишком многое сказано, слишком многое сделано. Поэтому, вероятно, заявление Кадырова будет расценено как политический демарш - и не более.
Не думаю, что целью этого шага Кадырова являются какие-то внешние обстоятельства. Скорее, это попытка неким образом стабилизировать внутреннюю ситуацию в республике перед возможными проблемами внешнеэкономического свойства. Президент Чечни пытается устранить причины достаточно кровавого внутреннего раскола. Главным побудительным мотивом для него является острая усталость чеченцев от скрытой гражданской войны.
Что касается оценки заявления Кадырова как возможной игры с федеральным центром, то этот фактор не является главным, хотя такая трактовка возможна, подобный мотив имеет место. Однако лидеры всех сторон, участвовавших в конфликте, за последние десять лет поняли, что конфронтация - это очень опасный, ведущий к взаимному проигрышу путь. Поэтому чеченские лидеры давно ориентированы на конформный путь сотрудничества с Москвой, на получение преференций, причем, не путем давления.
Поэтому в стремлении Кадырова сгладить противоречия внутри республики я не вижу какой-то угрозы стабильности на Кавказе. Хотя возможно, что если внутричеченский конфликт будет снят, появится и желание поиграть мускулами. Но, повторюсь, это, скорей, гипотетическое предположение.