Идеальный шторм

В России смена антикризисного таргетирования.

Юрист Шувалов, волею премьера Путина ставший экономистом и возглавивший правительственную комиссию по повышению устойчивости российской экономики, на инвестиционном форуме «Россия-2009» представил на суд согласной бизнес-публики новые приоритеты российских властей в борьбе с кризисом.

«Для нас первый приоритет — макроэкономическая стабильность. Второй — банковская система», — заявил он.

Так на ровном месте создаются информационные поводы, а комментаторы получают новую пищу для стёба.

МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ

Рассмотрим некоторые макроэкономические показатели и убедимся, насколько серьезную задачу, возможно, сам того не желая, поставил перед правительством первый вице-премьер Шувалов.

Перед тем как начать анализ, сделаем важное допущение — Шувалов понимает, о чем говорит.

ВВП. Предварительные итоги января по версии инвестиционной компании «ВТБ Капитал» свидетельствуют — ВВП России по сравнению с январем 2008 г. снизился на 4%. (В январе прошлого года ВВП вырос на 6,2%). Такого глубокого падения российская экономика не переживала более десяти лет — хуже было только в конце 1998 г., когда объем ВВП снизился почти на 9%.

«Это дно!» — так расценили результаты исследования в экспертно-аналитическом сообществе. «Стабилизация экономических показателей в промышленности налицо. Сейчас компании с успехом распродают излишки готовой продукции. И это позволяет снова запускать остановленные цеха и конвейеры», — такой комментарий прозвучал в самом «ВТБ Капитале».

Бог в помощь.

ВВП принято препарировать по четырем составляющим: расходам домашних хозяйств (семейных, которых по данным Всероссийской переписи населения 2002 г. насчитывалось 38,3 млн., и несемейных, количеством 14,4 млн)., государственным закупкам (включающим расходы органов государственной власти всех уровней на покупку товаров и услуг), инвестициям (расходам на покупку товаров, которые будут использоваться в будущем для производства других товаров и услуг) и чистому экспорту (разность между экспортом и импортом). Данные по структуре использования ВВП в 2000-2007 гг. в таблице.

Таблица

Структура использования ВВП России в 2000-2007 гг. (%)

Структура ВВП

2000 г.

2002 г.

2004 г.

2006 г.

2007 г.

Расходы домашних хозяйств

46,4

51,3

50,1

48,6

48,7

Государственные закупки

14,9

17,7

16,8

17,1

17,8

Инвестиции

18,6

20,1

20,9

21,5

24,7

Чистый экспорт

20,1

10,9

12,2

12,8

8,8

Источник: Росстат.

Для сравнения: структура ВВП США по итогам 2004 г. выглядела так: потребление в процентах к итогу составило 70%, государственные закупки — 19%, инвестиции — 16%, чистый экспорт — минус 5%.

В 2009 г. расходы российских домашних хозяйств по вполне естественным причинам снизятся, причем, прогнозы падения колеблются от 5 до 15%; инвестиции будут минимальными — не до жиру; чистый экспорт уже в январе стал отрицательным; и вся надежда в прогнозах ВВП возлагается на рост государственных расходов.

Если расходы домохозяйств снизятся на 10%, то ВВП страны снизится на 5% (на расходы домохозяйств приходится приблизительно половина российского ВВП). Схожая ситуация с инвестициями — если они уменьшатся в два раза, ВВП сократится на дополнительные 3% (по данным таблицы видно, что инвестиции в структуре российского ВВП составляют четверть). Чистый экспорт (приблизительно десятая часть ВВП) при обнулении вычтет из роста ВВП еще 1%, если же он будет отрицательным (например, те же 10%, что даже очень может быть), то потери составят уже 2%.

Так что 10% снижения ВВП по итогам 2009 года получаются, что называется, с кондачка. Вся надежда на правительство — на сколько оно увеличит госзаказ на товары и услуги. Впрочем, правительство больше озабочено другими, более меркантильными, проблемами.

Бюджет. Итоги исполнения федерального бюджета за январь этого года будут провальными — только ФТС по сравнению с январем 2008 г. показала снижение таможенных сборов на 28%. Спасибо спичрайтерам Путина, избавившим нас от поиска определения сути происходящего — они назвали сегодняшнюю картину идеальным штормом. В случае с ФТС идеальный шторм выглядит так: рекордно низкие сборы таможенников обеспечены низкой нефтяной конъюнктурой, российско-украинской газовой войной, падением цен на металлы, девальвацией рубля, ростом процентных ставок по кредитам.

Газовый конфликт отразился не только на снижении экспорта природного газа, но и на падении добычи. По данным ЦДУ ТЭК, добыча природного газа в январе 2009 г. по отношению к январю 2008 г. сократилась на 11,4%. Причем, в период с 10 января по 19 января этого года добыча уменьшилась и вовсе на 23,6%. Будем верить правительству, неоднократно заявлявшему, что прекращение «Газпромом» поставок газа в Европу обошлось стране в $2 млрд. Возникает крамольная мысль — может, не стоило в январе так «быковать»? Но, чур меня, чур.

Интересно проследить динамику снижения экспорта-импорта. В ноябре 2008 г. экспорт сократился на 17%, импорт — на 6%. В декабре того же года экспорт уменьшился на те же 17%, импорт — на 4%. По всей вероятности, отставание темпов снижения импорта временное, поскольку уже в ближайшие месяцы дадут о себе знать эффект от девальвационного шока, курсовая неопределенность, проблемы с получением, а также стоимость заемных оборотных средств. Но в любом случае снижение импорта негативно скажется на объемах таможенных платежей, хоть и снизит давление на курс рубля.

Отметим, что проблемы с исполнением бюджета прогнозировались Минфином, сократившим на первый квартал этого года несоциальные расходы бюджета на 15%. Однако исходя из динамики налоговых поступлений предыдущих месяцев, углубляющейся стагнации в промышленности и уменьшения таможенных платежей, снижение доходов бюджета по итогам первого квартала составит не менее 20%.

Наверно, макроэкономическая стабильность в трактовке Шувалова — это снижение доходов бюджета на 15-20%. Вот если бы на 20-25% — тогда это уже бардак. А так все под контролем.

Инвестиции. Инвестиции — фундамент будущего экономического роста, поэтому количественное выражение инвестиционной активности также нужно относить к показателям макроэкономической стабильности. Если, конечно, этот состав правительства намеревается находиться в своих креслах хотя бы пару-тройку лет.

Хорошо, что в правительстве есть четкое понимание того, что ждать сколь-нибудь существенного внутреннего инвестиционного роста не приходится, а потому все усилия нужно направить на привлечение иностранных инвестиций. Но не из Европы или США, как можно было бы предположить, а из Китая, Японии и стран Ближнего Востока. Как тут не вспомнить квазилиберальное выступление Путина в Давосе или смягчение некоторых положений закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации».

Поправки в закон, скорее всего, будут направлены на упрощение процедуры согласований сделок для добросовестных инвесторов, сокращение списка стратегических отраслей и увеличение максимально допустимых пакетов акций, приобретаемых иностранцами. Правда, о дискриминации иностранного капитала, отсутствии юридической защиты и изничтожении протекционизма в пользу российских госкомпаний пока ничего не слышно.

И тут крайне некстати мегаподонки из рейтингового агентства Fitch снизили суверенный рейтинг России, а прогноз рейтинга и вовсе обозначили как «негативный». Якобы, Fitch не нравится снижение международных резервов, падение платежеспособности России и проблемы с выплатой внешнего долга российских компаний. Причем, Fitch уже начало пересмотр рейтингов и прогнозов отдельных российских регионов и корпораций. Рейтинги «Газпрома» и «Роснефти» пока устояли, но прогнозы по ним снижены до негативного, а рейтинги Москвы и Санкт-Петербурга, а также Сбербанка, ВЭБа, ВТБ, Россельхозбанка, Банка Москвы, РЖД, «Русгидро» и «Сухого» понижены вслед за суверенным. Так мировая закулиса реагирует на то, что, несмотря на кризис, Россия все равно упорно поднимается с колен.

Международные резервы. Раз уже речь зашла о макроэкономической стабильности, резервы России тоже нельзя оставить без внимания. На 1 февраля 2009 г. по данным ЦБ объем международных резервов страны составил $387 млрд., из которых собственно резервы Банка России составили $166 млрд., средства Резервного фонда — $137 млрд., Фонда нацблагосостояния — $84 млрд. О судьбе резервов Центробанка чуть дальше, а Резервный фонд, призванный «сглаживать колебания доходов бюджета в период неблагоприятной сырьевой конъюнктуры», и Фонд нацблагосостояния предназначенный для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда России, финансирования добровольных пенсионных накоплений и кредитования строительства олимпийских объектов, по всей вероятности, обнулятся уже в следующем году. Кроме того, $40 млрд. из Фонда нацблагосостояния будет конвертировано в рубли и передано на поддержку банковской системы.

Теперь о резервах Центробанка. По официальной версии их осталось $166 млрд. Много это или мало? Для всех, читающих этот материал — архимного. Для родного правительства и ЦБ, которые совместными усилиями умудрились всего за 3 месяца (ноябрь-декабрь 2008 г. и январь 2009 г). сжечь в валютной топке, профинансировав отток капитала из страны, $153 млрд. — ничто.

Любопытны планы правительства в части сохранности резервов. На прошлой неделе наконец-то удалось прояснить ситуацию с прогнозом совокупной суммы резервов к концу этого года. Главный правительственный ориентир — не менее 70% от февральских размеров или $271 млрд. (с учетом суверенных фондов). Таким образом, за оставшиеся 11 месяцев правительство планирует расстаться со $116 млрд. Учитывая аппетиты политической и экономической элиты — едва ли правительство удержится в им самим установленных рамках.

Реальный сектор. Данная группа, согласно воззрениям правительственных экономических гуру на макроэкономическую стабильность, смотрится слегка не к месту, но, отдавая должное экономической теории, посмотрим, что творится и здесь.

Итак, за ноябрь-декабрь 2008 г. опять же согласно официальной версии промышленное производство в России снизилось на 22,1%. Многие крупные российские предприятия (перечислять их места не хватит) в январе проработали всего несколько дней и вновь вернулись в стагнационный анабиоз. Может, для кого-то это и «стабилизация экономических показателей в промышленности», но для людей вменяемых происходящее — общенациональная промышленная катастрофа.

Вернемся к вопросу аппетитов. На прошлой неделе стало известно, что госкорпорация «Ростехнологии», получившая в прошлом году промышленные госактивы стоимостью до $20 млрд, обратилась в правительство с просьбой о выделении более $7 млрд. в форме денежных средств ($4,1 млрд) и госгарантий ($3,1 млрд). для поддержки более чем 420 своих предприятий. По курсу ЦБ — это чуть 262,7 млрд. рублей. Заметим, что общий объем кредиторской задолженности предприятий госкорпорации — около 600 млрд рублей.

Второй пример — менеджмент ГАЗа попросил правительство предоставить ему госгарантии по кредитам и дать поручение ВЭБу купить облигации компании на 20 млрд рублей. По итогам января 2009 г. производство автомобилей на ГАЗе снизилось по сравнению со среднемесячными показателями прошлого года в 4,8 раза. У ГАЗа самый высокий долг среди российских компаний автопрома: 40 млрд рублей, из которых 30 миллиардов — краткосрочная задолженность. Добропорядочный ГАЗ, помня о хамстве американских автопроизводителей, прилетевших за помощью в Вашингтон на частных самолетах, загодя представил антикризисную программу. В 2009 г. ГАЗ планирует снизить себестоимость производства на 20%, а административные расходы — на 48%. Судя по тому, что в предыдущие годы ГАЗ о таких пустяках даже не задумывался, ориентиры снижения представлены исходя из долларовых цен на «Волги», «Газели» и прочую гордость российского автопрома.

Наконец, все как-то подзабыли, что процесс слияния «Норникеля», «Металлоинвеста», «Ростехнологий» и, возможно, «Русала», «Мечела» и «Евраза» никто не сворачивал. В случае успешного объединения государство будет вынуждено компенсировать госбанкам выданные «национальным горнорудным чемпионам» кредиты на сумму не менее $10-12 млрд.

Таким образом, только эти три примера иллюстрируют насущную потребность в отстыковке от международных резервов почти $20 млрд. Иначе наступит макроэкономическая нестабильность.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

С банками все проще: 3 февраля премьер Путин объявил о докапитализации некоторых российских банков на общую сумму в 1,2 трлн. рублей.

Больше всех получит приятный во всех отношениях Сбербанк — 500 млрд рублей. ВТБ докапитализируют на 200 млрд., ВЭБ — на 100 млрд рублей. Оставшиеся 400 млрд рублей уйдут на помощь частным банкам.На совещании в Белом доме был представлен список из 81 системообразующего банка и два варианта их поддержки либо помогаем 4-5 банкам, либо 30 банкам. Надо полагать, места в заветной тридцатке будут заниматься по результатам закрытых аукционов.

Участниками аукционов считаются Альфа-банк, Газпромбанк, Еврофинанс Моснарбанк, АКБ «Национальный клиринговый центр», Московский кредитный банк, Райффайзенбанк, «Уралсиб», НОМОС-банк, Промсвязьбанк, МДМ-банк, «Петрокоммерц», Россельхозбанк, Росбанк, Ханты-Мансийский банк, «КИТ Финанс», Челиндбанк и другие. Опустим рассуждения о бюрократической заинтересованности в получении бюджетных ресурсов тем или иным банком, но выскажем недоумение тем фактом, что в списке присутствуют банки, частично или полностью принадлежащие иностранным, в том числе оффшорным собственникам. Занятно также, что руководители некоторых банков тут же сообщили, что были бы не против обменять бюджетные вливания на значительные пакеты акций в своих кредитных организациях (блокпакеты и более), но тот же Шувалов всех расстроил, сообщив, что поддержка будет оказываться на условиях «15 на 15» (15% от капитала вносят акционеры, 15% добавляет государство).

Хватит ли банкирам денег? Да банкирам всегда мало. Не успели утихнуть последние шепотливые рассуждения, как тут же стали слышны возгласы, что на санацию даже 30 банков потребуется более 2 трлн. рублей, из которых Сбербанку необходимо предоставить как минимум 930 млрд рублей. Так что 1,2 трлн. — сумма радужная, но явно недостаточная. Все правильно — куй железо, не отходя от кассы. Через несколько месяцев делить будет нечего.

Если уж заглядывать на несколько месяцев вперед, то необходимо представить последние вести с банковских фронтов Казахстана, где в этом году после оказания финансовой поддержки размером $4 млрд. (а казахстанская экономика более чем в 12 раз меньше российской) все четыре крупнейших казахстанских банка — БТА, Казкоммерцбанк, «Народный банк» и «Альянс-банк» — были национализированы. В ходе проверок банков, в частности, обнаружилось, что в последние месяцы они выдавали высокорисковые кредиты, до половины всех кредитов предоставлено резидентам оффшорных зон, а в последнее время начались задержки выполнения платежных поручений клиентов.

Не вдаваясь в детали происходящего в Казахстане, скажем лишь, что через непродолжительное время нечто подобное начнет проявляться и в российском банковском секторе. По-другому, к сожалению, и быть не может: достаточно взглянуть на эффективность предыдущих антикризисных мер российского правительства.

Похоже, один из немногих оставшихся активов правительства — это кредит доверия населения. Предоставленный на условиях срочности, возвратности и платности.

Беда в том, что правительство так и не осознало, что в данном случае оно является не кредитором, а заемщиком.

Margin calls не за горами.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram