В России смена антикризисного таргетирования.
Юрист Шувалов, волею премьера Путина ставший экономистом и возглавивший правительственную комиссию по повышению устойчивости российской экономики, на инвестиционном форуме «Россия-2009» представил на суд согласной бизнес-публики новые приоритеты российских властей в борьбе с кризисом.
«Для нас первый приоритет — макроэкономическая стабильность. Второй — банковская система», — заявил он.
Так на ровном месте создаются информационные поводы, а комментаторы получают новую пищу для стёба.
МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ
Рассмотрим некоторые макроэкономические показатели и убедимся, насколько серьезную задачу, возможно, сам того не желая, поставил перед правительством первый вице-премьер Шувалов.
Перед тем как начать анализ, сделаем важное допущение — Шувалов понимает, о чем говорит.
ВВП. Предварительные итоги января по версии инвестиционной компании «ВТБ Капитал» свидетельствуют — ВВП России по сравнению с январем
«Это дно!» — так расценили результаты исследования в экспертно-аналитическом сообществе. «Стабилизация экономических показателей в промышленности налицо. Сейчас компании с успехом распродают излишки готовой продукции. И это позволяет снова запускать остановленные цеха и конвейеры», — такой комментарий прозвучал в самом «ВТБ Капитале».
Бог в помощь.
ВВП принято препарировать по четырем составляющим: расходам домашних хозяйств (семейных, которых по данным Всероссийской переписи населения
Таблица
Структура использования ВВП России в 2000-2007 гг. (%)
Структура ВВП |
|
|
|
|
|
Расходы домашних хозяйств |
46,4 |
51,3 |
50,1 |
48,6 |
48,7 |
Государственные закупки |
14,9 |
17,7 |
16,8 |
17,1 |
17,8 |
Инвестиции |
18,6 |
20,1 |
20,9 |
21,5 |
24,7 |
Чистый экспорт |
20,1 |
10,9 |
12,2 |
12,8 |
8,8 |
Источник: Росстат.
Для сравнения: структура ВВП США по итогам
В
Если расходы домохозяйств снизятся на 10%, то ВВП страны снизится на 5% (на расходы домохозяйств приходится приблизительно половина российского ВВП). Схожая ситуация с инвестициями — если они уменьшатся в два раза, ВВП сократится на дополнительные 3% (по данным таблицы видно, что инвестиции в структуре российского ВВП составляют четверть). Чистый экспорт (приблизительно десятая часть ВВП) при обнулении вычтет из роста ВВП еще 1%, если же он будет отрицательным (например, те же 10%, что даже очень может быть), то потери составят уже 2%.
Так что 10% снижения ВВП по итогам 2009 года получаются, что называется, с кондачка. Вся надежда на правительство — на сколько оно увеличит госзаказ на товары и услуги. Впрочем, правительство больше озабочено другими, более меркантильными, проблемами.
Бюджет. Итоги исполнения федерального бюджета за январь этого года будут провальными — только ФТС по сравнению с январем
Газовый конфликт отразился не только на снижении экспорта природного газа, но и на падении добычи. По данным ЦДУ ТЭК, добыча природного газа в январе
Интересно проследить динамику снижения экспорта-импорта. В ноябре
Отметим, что проблемы с исполнением бюджета прогнозировались Минфином, сократившим на первый квартал этого года несоциальные расходы бюджета на 15%. Однако исходя из динамики налоговых поступлений предыдущих месяцев, углубляющейся стагнации в промышленности и уменьшения таможенных платежей, снижение доходов бюджета по итогам первого квартала составит не менее 20%.
Наверно, макроэкономическая стабильность в трактовке Шувалова — это снижение доходов бюджета на 15-20%. Вот если бы на 20-25% — тогда это уже бардак. А так все под контролем.
Инвестиции. Инвестиции — фундамент будущего экономического роста, поэтому количественное выражение инвестиционной активности также нужно относить к показателям макроэкономической стабильности. Если, конечно, этот состав правительства намеревается находиться в своих креслах хотя бы пару-тройку лет.
Хорошо, что в правительстве есть четкое понимание того, что ждать сколь-нибудь существенного внутреннего инвестиционного роста не приходится, а потому все усилия нужно направить на привлечение иностранных инвестиций. Но не из Европы или США, как можно было бы предположить, а из Китая, Японии и стран Ближнего Востока. Как тут не вспомнить квазилиберальное выступление Путина в Давосе или смягчение некоторых положений закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для национальной безопасности Российской Федерации».
Поправки в закон, скорее всего, будут направлены на упрощение процедуры согласований сделок для добросовестных инвесторов, сокращение списка стратегических отраслей и увеличение максимально допустимых пакетов акций, приобретаемых иностранцами. Правда, о дискриминации иностранного капитала, отсутствии юридической защиты и изничтожении протекционизма в пользу российских госкомпаний пока ничего не слышно.
И тут крайне некстати мегаподонки из рейтингового агентства Fitch снизили суверенный рейтинг России, а прогноз рейтинга и вовсе обозначили как «негативный». Якобы, Fitch не нравится снижение международных резервов, падение платежеспособности России и проблемы с выплатой внешнего долга российских компаний. Причем, Fitch уже начало пересмотр рейтингов и прогнозов отдельных российских регионов и корпораций. Рейтинги «Газпрома» и «Роснефти» пока устояли, но прогнозы по ним снижены до негативного, а рейтинги Москвы и Санкт-Петербурга, а также Сбербанка, ВЭБа, ВТБ, Россельхозбанка, Банка Москвы, РЖД, «Русгидро» и «Сухого» понижены вслед за суверенным. Так мировая закулиса реагирует на то, что, несмотря на кризис, Россия все равно упорно поднимается с колен.
Международные резервы. Раз уже речь зашла о макроэкономической стабильности, резервы России тоже нельзя оставить без внимания. На 1 февраля
Теперь о резервах Центробанка. По официальной версии их осталось $166 млрд. Много это или мало? Для всех, читающих этот материал — архимного. Для родного правительства и ЦБ, которые совместными усилиями умудрились всего за 3 месяца (ноябрь-декабрь
Любопытны планы правительства в части сохранности резервов. На прошлой неделе наконец-то удалось прояснить ситуацию с прогнозом совокупной суммы резервов к концу этого года. Главный правительственный ориентир — не менее 70% от февральских размеров или $271 млрд. (с учетом суверенных фондов). Таким образом, за оставшиеся 11 месяцев правительство планирует расстаться со $116 млрд. Учитывая аппетиты политической и экономической элиты — едва ли правительство удержится в им самим установленных рамках.
Реальный сектор. Данная группа, согласно воззрениям правительственных экономических гуру на макроэкономическую стабильность, смотрится слегка не к месту, но, отдавая должное экономической теории, посмотрим, что творится и здесь.
Итак, за ноябрь-декабрь
Вернемся к вопросу аппетитов. На прошлой неделе стало известно, что госкорпорация «Ростехнологии», получившая в прошлом году промышленные госактивы стоимостью до $20 млрд, обратилась в правительство с просьбой о выделении более $7 млрд. в форме денежных средств ($4,1 млрд) и госгарантий ($3,1 млрд). для поддержки более чем 420 своих предприятий. По курсу ЦБ — это чуть 262,7 млрд. рублей. Заметим, что общий объем кредиторской задолженности предприятий госкорпорации — около 600 млрд рублей.
Второй пример — менеджмент ГАЗа попросил правительство предоставить ему госгарантии по кредитам и дать поручение ВЭБу купить облигации компании на 20 млрд рублей. По итогам января
Наконец, все как-то подзабыли, что процесс слияния «Норникеля», «Металлоинвеста», «Ростехнологий» и, возможно, «Русала», «Мечела» и «Евраза» никто не сворачивал. В случае успешного объединения государство будет вынуждено компенсировать госбанкам выданные «национальным горнорудным чемпионам» кредиты на сумму не менее $10-12 млрд.
Таким образом, только эти три примера иллюстрируют насущную потребность в отстыковке от международных резервов почти $20 млрд. Иначе наступит макроэкономическая нестабильность.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
С банками все проще: 3 февраля премьер Путин объявил о докапитализации некоторых российских банков на общую сумму в 1,2 трлн. рублей.
Больше всех получит приятный во всех отношениях Сбербанк — 500 млрд рублей. ВТБ докапитализируют на 200 млрд., ВЭБ — на 100 млрд рублей. Оставшиеся 400 млрд рублей уйдут на помощь частным банкам.На совещании в Белом доме был представлен список из 81 системообразующего банка и два варианта их поддержки либо помогаем 4-5 банкам, либо 30 банкам. Надо полагать, места в заветной тридцатке будут заниматься по результатам закрытых аукционов.
Участниками аукционов считаются Альфа-банк, Газпромбанк, Еврофинанс Моснарбанк, АКБ «Национальный клиринговый центр», Московский кредитный банк, Райффайзенбанк, «Уралсиб», НОМОС-банк, Промсвязьбанк, МДМ-банк, «Петрокоммерц», Россельхозбанк, Росбанк, Ханты-Мансийский банк, «КИТ Финанс», Челиндбанк и другие. Опустим рассуждения о бюрократической заинтересованности в получении бюджетных ресурсов тем или иным банком, но выскажем недоумение тем фактом, что в списке присутствуют банки, частично или полностью принадлежащие иностранным, в том числе оффшорным собственникам. Занятно также, что руководители некоторых банков тут же сообщили, что были бы не против обменять бюджетные вливания на значительные пакеты акций в своих кредитных организациях (блокпакеты и более), но тот же Шувалов всех расстроил, сообщив, что поддержка будет оказываться на условиях «15 на 15» (15% от капитала вносят акционеры, 15% добавляет государство).
Хватит ли банкирам денег? Да банкирам всегда мало. Не успели утихнуть последние шепотливые рассуждения, как тут же стали слышны возгласы, что на санацию даже 30 банков потребуется более 2 трлн. рублей, из которых Сбербанку необходимо предоставить как минимум 930 млрд рублей. Так что 1,2 трлн. — сумма радужная, но явно недостаточная. Все правильно — куй железо, не отходя от кассы. Через несколько месяцев делить будет нечего.
Если уж заглядывать на несколько месяцев вперед, то необходимо представить последние вести с банковских фронтов Казахстана, где в этом году после оказания финансовой поддержки размером $4 млрд. (а казахстанская экономика более чем в 12 раз меньше российской) все четыре крупнейших казахстанских банка — БТА, Казкоммерцбанк, «Народный банк» и «Альянс-банк» — были национализированы. В ходе проверок банков, в частности, обнаружилось, что в последние месяцы они выдавали высокорисковые кредиты, до половины всех кредитов предоставлено резидентам оффшорных зон, а в последнее время начались задержки выполнения платежных поручений клиентов.
Не вдаваясь в детали происходящего в Казахстане, скажем лишь, что через непродолжительное время нечто подобное начнет проявляться и в российском банковском секторе. По-другому, к сожалению, и быть не может: достаточно взглянуть на эффективность предыдущих антикризисных мер российского правительства.
Похоже, один из немногих оставшихся активов правительства — это кредит доверия населения. Предоставленный на условиях срочности, возвратности и платности.
Беда в том, что правительство так и не осознало, что в данном случае оно является не кредитором, а заемщиком.
Margin calls не за горами.