Кому выгодно ворошить Чечню?

5 февраля около часа ночи в Москве на Ленинградском проспекте был убит экс вице-мэр Грозного Гилани Шепиев. По данным правоохранительных органов, убийца произвёл несколько выстрелов в спину из пистолета с глушителем, затем контрольный выстрел в голову, и скрылся. Убийство было совершено вполне профессионально, и носит ярко выраженный заказной характер.

Гилани Шапиев занимал должность вице-мэра с 2004-ого по 2006 год и курировал силовые структуры в администрации столицы Чечни. В 2006 году, после неудачного покушения, ушёл в отставку, и переехал в Москву.

Надо сказать, политические убийства не являются чем-то из ряда вон выходящим, когда речь идёт о Чеченской политике.

19 января 2009 года в центре Москвы был застрелен адвокат Станислав Маркелов. Маркелов представлял интересы семьи Кунгаевых на судебном процессе по делу бывшего полковника Юрия Буданова. Убийца дважды выстрелил Маркелову в затылок из пистолета, ранил в голову спутницу адвоката, журналистку "Новой Газеты" Анастасию Бабурову и скрылся.

24 сентября 2008 года на Смоленской набережной был расстрелян бывший депутат Государственной Думы от Чеченской республики, Герой России Руслан Ямадаев.

Как рассказал задержанный в Австрии некто Артур Курмакаев, в Чечне действует система террора угроз и шантажа, работает специальный отдел по репатриации беженцев из Европы, несколько сот людей включены в список тех, кто подлежит физическому уничтожению. Курмакаев, предположительно, получил приказ убить бывшего охранника президента Чечни Умара Исраилова. Напомним, что бывший телохранитель Рамзана Кадырова был застрелен в Вене 13 января этого года. 14 января на востоке Австрии был задержан подозреваемый в совершении преступления - им оказался выходец из Чечни, которого полиция называла "Отто К.". На допросе задержанный заявил, что Умар Исраилов заслуживал смерти, так как "переметнулся в другой лагерь", однако отрицал какую-либо причастность к убийству.

Война в Чечне официально закончилась. Русские призывники больше не гибнут на улицах Грозного, а на посту президента республики – Рамзан Кадыров. Личность, вполне устраивающая Кремль.

Казалось бы, проблема решена и дело закрыто. Но продолжаются убийства. В том числе, убийства на улицах Москвы.

Одновременно, по сообщениям региональных СМИ, в Чечне происходит явный подъём уровня жизни, развитие культуры и образования.

1 февраля в Грозном даже состоялся первый республиканский съезд патриотического клуба «Рамзан».

«Главное, у молодежи Чеченской Республики есть на кого равняться. Человек, патриотизм и энергетика которого стали примером для подрастающего поколения нашей республики, достоин того, чтобы молодежь равнялась на него» — отметил в своем выступлении активист патриот-клуба Рустам Габазов.

«Там можно ночью гулять по улице. Нет разбоя, нет случайных убийств. Это сделал Рустам Кадыров. Он навёл порядок. Для него Чечня, во-первых, эксклюзивный субъект федерации, во-вторых – область, где он может делать, все, что захочет. Для Кадырова есть одно ограничение – нефть» - так характеризует ситуацию в Чечне Алексей Малашенко, член научного центра Карнеги.

Развитие культуры, правда, происходит в своеобразном, восточном формате. Так в Грозном недавно была отстроена мечеть, ставшая крупнейшей в Европе. По словам Кадырова, мечеть является важным политическим центром общества. На службы привозят людей из далёких посёлков, а вот после официального мероприятия мечеть пустеет.

Вообще, призывы к шириатизации общества, проскальзывающие в речах представителей официальной власти, подозрительно похожи на призывы ваххабитов. Впрочем, ваххабиты скрылись где-то высоко в горах. Из уст людей, сидящих в чистом кабинете под портретами Путина и Медведева, всё звучит гораздо более цивилизовано.

Остаётся вопросом, укладывается ли ситуация в Чечне в рамки специфики местного менталитета. Остаётся вопросом, оправдывает ли цель - наведение порядка в республике, подобные методы ведения дел. В конце концов, кто мы, что бы судить о личностях и делах убитых.

Но есть ещё один вопрос, который редко ставится в СМИ. Принято списывать все политические убийства, происходящие вокруг чеченской политики, на нечистоплотность действующей власти. А ведь многие из них не так уж ей и выгодны. Да, защищал Маркелов пострадавшую чеченскую девушку, но ведь дело давно закрыто.

Убитый на днях Гилани Шапиев давно в отставке, но мотив убийства связывают с его политической деятельностью в Грозном.

Складывается впечатление, что шумиха раздувается сознательно. Вот только кому может быть выгодно ворошить прошлое?

Явно не Кадырову. И по большому счёту такие смерти не принесут ему пользы, зато заставят общественность выступить против президента.

Зато противники правительства могут радоваться. Западные газеты получают материал для критики внутренней политики России.

Порядок в Чечне на сегодняшний день имеет черты тоталитарного общества. Власть жёсткая, дела её темны, а намеренья туманны.

Но если к власти в Чечне придут либералы, смогут ли они удержать поводья, имея дело с людьми, которые по горному обычаю решают вопросы двумя выстрелами из пистолета с глушителем? Либерализация политической обстановки в Чечне не только маловероятна, но и малоэффективна. В обществе людей, привыкших решать разногласия заказными убийствами, либерал не выживет. Скорее всего, в буквальном смысле.

Материал недели
Главные темы
Рейтинги
  • Самое читаемое
  • Все за сегодня
АПН в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Telegram