В последнее время с железной настойчивостью распространяется тезис о том, что пресная вода иссякает, что ее становится меньше, и что, будто бы, скоро продажа пресной воды станет не менее выгодной, чем продажа нефти.
По данным ЮНЕП (Программа Организации Объединенных Наций по окружающей среде) уже к 2010 году 60% населения Земли будут испытывать дефицит пресной воды. В 2006 году Программа развития ООН опубликована отчет о глобальном водном кризисе. Генеральный секретарь ООН Пак Ги Мун опасается, что конкуренция за пресную воду перерастет в насилие. Директор водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян прогнозирует наступление водного кризиса уже в 2025-2030 годах. Подобных мнений и прогнозов стало столько, что одно их перечисление потребует уже значительный объем текста. Есть и в России такие горячие головы, которые предлагают поворачивать реки в Центральную Азию и продавать в Китай байкальскую воду.
И вывод, вворачиваемый в сознание людей, как ржавый шуруп, - скоро начнутся войны за воду. В числе регионов, в которых это возможно, уже называют Ближний Восток и Центральную Азию.
На мой взгляд, это типичный случай, как явно ошибочная идея постепенно овладевает умами, и создает условия для того, чего быть не может – войн за водные ресурсы. К сожалению, наибольшую роль в этом играет ООН, организация, которая должна укреплять мир и сотрудничество. Но в вопросе водных ресурсов, ООН сеет панические идеи, которые вполне в состоянии толкнуть милитаристов к решительным действиям.
Если смотреть на водные ресурсы с глобальной точки зрения, то окажется, что не только нет какого-либо дефицита пресной воды, но и водные ресурсы настолько огромны, что их, при современном уровне потребления, хватит на тысячи лет. Да, в отдельных регионах мира, в силу их аридного климата и особенностей геологического строения, действительно есть сильный дефицит воды. Но и он вполне может быть решен техническими средствами.
Главный источник воды
Один из способов опреснения воды - это вымораживание. При медленном замораживании соленой морской воды вокруг ядер кристаллизации образуется пресный лед игольчатой структуры. Незамерзший соляной раствор в межигольчатых каналах становится более концентрированным, более плотным и постепенно оседает вниз. При таянии игольчатого льда получается пресная вода с минерализацией от 0,5 до 1 грамм на литр.
Почти во всех материалах и справочниках указывается, что этот способ опреснения не находит широкого применения. Однако, именно с помощью вымораживания в мире образуется наибольший объем пресной воды. Правда, это не искусственное, а природное опреснение. Арктика и Антарктика работают как огромные по мощности опреснители воды. Во льдах Арктики и Антарктики сосредоточено 68,7% мировых запасов пресной воды, тогда как в традиционных источниках водоснабжения, реках и озерах, - всего 0,26%. Запасы воды во льдах составляют колоссальную величину - 24-25 млн. куб. км. При годовом потреблении воды в мире в размере около 1000 куб. км, запасов во льдах хватит на 25 тысяч лет.
Если есть такие запасы пресной воды, в твердом, удобном для перевозок виде, то в каком глобальном водном кризисе и дефиците идет речь? Вопрос стоит только в том, чтобы лед доставить из арктических морей в страны-потребители.
Так что пока в Арктике и Антарктике есть современный климат, то недостаток питьевой воды человечеству не грозит. Столько пресной воды, сколько вымораживается в этих двух полярных регионах, человечеству не израсходовать и за тысячи лет.
Добыча воды
Суммарные запасы пресной воды составляют 2,5% от общего запаса воды на планете. Обычно этот факт подается как признак крайнего недостатка пресной воды, из-за которой вот-вот начнутся чуть ли не войны. Но на это дело можно посмотреть и с другой стороны. Арктика не только имеет огромные запасы пресной воды во льдах, но и позволяет развернуть масштабное опреснение воды методом вымораживания, причем до очень высокого качества.
Технология опреснения воды в Арктике очень проста. Нужно выбрать подходящее ледовое поле, установить на нем дождевальные установки, через которых соленая вода распыляется над ледником. После намороженный лед режется на блоки, которые складываются в танкеры, и могут развозиться по всему миру.
Метод испытан в России, на Полярном Урале, где сотрудники лаборатории инженерной гляциологии Института географии РАН всего за 19 часов создали ледник из 1200 тонн плотного зернистого фирна. Разработанная учеными установка позволяет получить до 1500 тонн льда в сутки. Если создать целую индустрию опреснения методом вымораживания, то можно опреснять воду десятками кубокилометров. Потому, в отличие от той же нефти и вопреки представлениям паникеров, пресная вода является возобновляемым ресурсом.
Для добычи пресной воды можно использовать как естественные ледники и торосы, так и намораживать ледники в наиболее удобных местах для их разрезки и погрузки на суда (например, на островах, рядом с удобной бухтой).
В сущности, для добычи пресной воды в арктическом регионе не нужно никакой новой техники. Все можно сделать на основе давно существующего оборудования. Потребуются суда арктического класса, например, танкеры, дооборудованные поворотными деррик-кранами для погрузки ледовых блоков. Для разрезки и перетаскивания ледовых блоков потребуются мотопилы и тракторы. Можно при желании разработать и начать производить мощную установку по разрезке льда на базе вездехода. Лед можно резать не только пилами, но и сильной концентрированной струей горячей воды или пара.
Дооборудовать водопроводные системы в странах-потребителях припортовыми цистернами, куда постоянно сливается привезенная из арктических морей вода, или даже не растаявший лед, также не столь сложно, и не потребует каких-то астрономических расходов. Если оказалось возможным создать в глобальном масштабе системы перераспределения нефти, то создание системы перераспределения воды – это куда более простая задача, особенно в свете накопленного обширного опыта в области международной логистики. Тем более, что пресная воды, это полностью безопасный груз, в отличие от той же нефти.
В мире есть четыре страны, которые могут стать крупными поставщиками пресной воды: Россия, Канада, США и Дания. Эти страны обладают наибольшими территориями в Арктике, контролируют арктические акватории. У Дании в распоряжении огромный остров, занятый ледниками – Гренландия.
Снабжение водой крупных промышленных предприятий подобным образом пока еще требует расчетов и обоснований, но вот к поставкам воды питьевого качества можно приступать уже сейчас, поскольку по стоимости питьевая бутилированная вода уже мало отличается от бензина.
При подобных условиях, войны за воду – это подлинное безумие. Люди готовы убивать друг друга ради, буквально, капли воды, в то время, когда в Арктике лежат миллионы кубокилометров высококачественной пресной воды, которую вполне по силам добыть и вывезти в регионы потребления.